Статья
Как долго будет жить в России наличное денежное обращение?

Несмотря на стремительное развитие в последние годы эквайринга в России, объем наличного денежного обращения не только не уменьшается, а напротив – увеличивается достаточно существенными темпами. На 1 января 2014 года общая сумма банкнот и монет, находящихся в обращении составила 8 315,0 млрд рублей, что больше аналогичного уровня прошлого года на 8,3% (7 675,4 млрд рублей). На долю банкнот приходится 99% общей суммы традиционных денежных знаков. В общем количестве банкнот, самой распространённой является купюра, номиналом 1 тысяча рублей (34% от общего количества) и 100 рублей (18%).

Все усилия финансовых властей, направленные на стимулирование процесса перехода к электронным средствам платежа, пока не приносят ожидаемого эффекта. Если учесть, что официальная инфляция за год составила 6,5%, зафиксированный рост наличного обращения все равно представляется избыточным.

Тому есть несколько причин: значительная часть населения России до сих пор имеет невысокие доходы (ниже среднего уровня) и осуществляет покупки в мелких розничных магазинах и на рынках, где наличные деньги являются единственным платежным средством; кроме того, в российском обществе недостаточно высокий уровень финансовой грамотности. Не стоит забывать также и про психологический аспект: население привыкло рассчитываться наличными деньгами, и, чтобы переориентировать его на использование электронных средств платежа необходимо и время, и немалые усилия.

Уже несколько лет в стадии обсуждения находятся проекты по законодательному ограничению наличных денежных расчётов населением определенной суммой. Однако воз и ныне там. Платеж за такие крупные покупки – как квартиру или автомобиль многие граждане осуществляют по старинке, путем долгого присчитывания и проверки бумажных денег.

Помимо очевидных преимуществ электронных денег, мешает внедрению их в оборот еще одно важное обстоятельство: карточка или счет «привязаны» к банку, которых их обслуживает. Ведь для того чтобы элементарно снять деньги в банкомате чужого банка или перевести на счет в другой банк, другому физическому или юридическому лицу, кредитная организация поспешит взять за эту услуг комиссию, чего при всех рисках не будет при «передаче» наличных денег. Время перевода со счета на счет, ограничения по операциям с наличностью по карте дополняют перечень претензий к виртуальным деньгам.

Поэтому помимо законодательных инициатив и повышения финансовой грамотности населения, финансовым властям следует подумать над политикой комиссионных банков и условиям ведения счетов клиентов. Ведь человеку трудно понять, почему он ограничен в свободе использовать свои собственные средства, а при конвертации их в электронные деньги, почему ему приходится дополнительно платить.

Статья
Налоговые органы России и Китая обменяются информацией

Министерство финансов РФ одобрило проект двустороннего соглашения между Россией и Китаем, исключающий двойное налогообложение. Кроме того в рамках нового соглашения предполагается обоюдный обмен налоговой информацией.

Напомним, что подобное соглашение между Россией и Китаем действует с 1994 года, но в связи с динамичным развитием экономических связей между государствами, было принято решение внести коррективы в существующее соглашение. Во-первых, в новой редакции уточняется понятие налоговый резидент. Теперь индивид считается налоговым резидентом той страны, где имеет постоянное жилье. При наличии жилья в обоих государствах, рассматривается второй критерий – теснота экономических и личных связей.

Во-вторых, в рамках принятых нововведений, ликвидировали двойное налогообложение. Теперь, сумма подоходного налога, уплаченная налоговым резидентом Китая в России, за доход, полученный на территории нашей страны, может вычитаться из суммы китайского налога, который должен выплатить этот резидент. Однако размер вычета не должен превышать сумму китайского налога на эти доходы, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством Китая. Аналогичные вычеты предусмотрены и для российских резидентов, получивших доход в Китае и уплативших там соответствующий налог.

Действие нового соглашения распространяется на налоги на прибыль (включая прирост капитала), доходы физических лиц, а также доход от продажи имущества. Кроме того, соглашение предполагает введение новой ставки налогообложения дивидендов в размере 5%, вместо стандартной 10%-ной. Это условие действует в случае, если компания-получатель имеет долю в уставном капитале не менее либо 25%, либо 80 тыс. евро.

Одним из важных шагов навстречу развитию экономического сотрудничества между Россией и Китаем является возможность обмена налоговой информацией между странами. Возможность налоговых органов РФ запрашивать необходимую информацию у китайской стороны позволит выявить дополнительные источники налоговых поступлений. Однако действия нового соглашения не распространяются на Гонконг, Макао и Тайвань, и действительны лишь для материковой части Китая.