В России второй год подряд наблюдается беспрецедентный по своим масштабам процесс сокращения числа действующих юридических лиц: по итогам 2017 г. количество организаций уменьшилось на 183 тыс. – до 4 371 тыс. ЮЛ. Всего за период 2016-2017 гг. из ЕГРЮЛ было исключено почти полмиллиона действующих ЮЛ или каждая десятая фирма. Такого результата не отмечалось за все время ведения централизованной статистики регистрации ЮЛ.
Количество действующих компаний в 2017 г. сопоставимо с показателем восьмилетней давности и, судя по всему, в среднесрочной перспективе следует ожидать сохранения отрицательной динамки (см. рисунок 1).
На первый взгляд причина, объясняющая происходящее, кроется в экономической плоскости: неудовлетворительный спрос на продукцию в течение нескольких лет ведет к спаду активности и, как следствие, закрытию предприятий. Однако в результате процедуры банкротства ликвидируется относительно немного компаний – около 10 тыс. в год или 0,7% от всех случаев прекращения деятельности, причем статистика находится примерно на одном уровне, без значимых колебаний в ту или иную сторону.
Главным же основанием служит исключение из ЕГРЮЛ фиктивных, «брошенных» ЮЛ по решению регистрирующего органа – в 2017 г. это 547 тыс. или 84,4% от всех случаев ликвидации (см. рисунок 3).
В 2017 г. ликвидировано 647 тыс. юридических лиц, создано 454 тыс. Превышение числа прекративших деятельность над числом созданных ЮЛ составило 43% (см. рисунок 2). За историю существования ЕГРЮЛ больше всего организаций ликвидировано в 2016 г. 781 тыс. При этом изменения тенденции по открытию новых компаний в лучшую сторону не наблюдается.
Всего за период 2016-2017 гг. прекратили деятельность по разным основаниям 1,4 млн компаний, что сопоставимо с четырьмя предыдущими годами 2012-2015 гг. (1,6 млн ЮЛ).
Число компаний, прекративших работу из-за реорганизации в 2017 г. упало в 2,5 раза (с 48 тыс. до 20 тыс.). При реорганизации собственник должен подтвердить, что фирма прошла налоговую проверку и у нее нет долгов. Как только компания запускает реорганизацию, налоговые органы начинают проверять юридический адрес, выясняют, реальна ли реорганизация. Поэтому фирмы-однодневки отказываются от «альтернативной» формы ликвидации через реорганизацию.
Кроме того, в 2017 г. ФНС получила право исключать компании при наличии записи о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ, если в течение 6 месяцев компания не предоставит верную информацию. Всего за прошлый год в реестр было внесено около 550 тыс. таких записей.
Больше всего ЮЛ зарегистрировано в Москве – 938,8 тыс., Санкт-Петербурге – 337,9 тыс. и Московской области – 229,2 тыс. На три субъекта приходится 34,4% от всех компаний РФ, в совокупности первые 10 регионов аккумулируют 53% организаций России.
Место | Регион | Число зарегистрированных ЮЛ на 01.01.18 г. | Доля в общем числе зарегистри-рованных ЮЛ, % |
1 | г. Москва | 938 783 | 21,5 |
2 | г. Санкт-Петербург | 337 913 | 7,7 |
3 | Московская область | 229 222 | 5,2 |
4 | Свердловская область | 149 188 | 3,4 |
5 | Краснодарский край | 139 698 | 3,2 |
6 | Новосибирская область | 118 886 | 2,7 |
7 | Республика Татарстан | 113 470 | 2,6 |
8 | Самарская область | 104 948 | 2,4 |
9 | Челябинская область | 95 585 | 2,2 |
10 | Нижегородская область | 91 996 | 2,1 |
– | Всего по ТОП-10 | 2 319 689 | 53 |
– | Всего ЮЛ | 4 371 335 | 100 |
За 2017 г. в абсолютном выражении больше всего сократилось число зарегистрированных ЮЛ в Республике Татарстан – минус 12,9 тыс. Немногим менее в Свердловской области и Москве – минус 12 тыс. ЮЛ. Напомним, что за 2016 г. число зарегистрированных ЮЛ в Москве снизилось на 172 тыс. – в тот год столица была безоговорочным лидером по ликвидации однодневок. Сегодня ФНС начинает проводить работу по расчистке ЕГРЮЛ уже в регионах.
В относительных цифрах максимальные «потери» понес ХМАО – Югра, который лишился 14% всех ЮЛ.
Севастополь и Республика Крым, напротив, демонстрируют прирост числа ЮЛ как в абсолютном, так и в относительном выражениях, что связано с недавним вхождением территорий в состав РФ и перерегистрацией местных фирм.
Место | Регион | Прирост / снижение числа ЮЛ к 1.01.17 г., % | Регион | Прирост / снижение числа ЮЛ к 1.01.17 г., единиц |
1 | г. Севастополь | 6,5 | Республика Крым | 4 369 |
2 | Республика Крым | 3,7 | Белгородская область | 1 738 |
3 | Белгородская область | 3,1 | г. Севастополь | 832 |
4 | Чукотский АО | 2,2 | Смоленская область | 750 |
5 | Смоленская область | 2,0 | Тюменская область | 134 |
... | ... | ... | ... | ... |
81 | Республика Северная Осетия-Алания | -11,0 | Нижегородская область | -9 164 |
82 | Вологодская область | -11,5 | г. Санкт-Петербург | -11 281 |
83 | Республика Марий Эл | -11,7 | г. Москва | -11 472 |
84 | Республика Хакасия | -12,5 | Свердловская область | -11 722 |
85 | ХМАО - Югра | -13,6 | Республика Татарстан | -12 880 |
Стремительное уменьшение числа юридических лиц в России объясняется политикой ФНС по очищению ЕГРЮЛ от фиктивных компаний, а не ослаблением экономической активности. Предпринимательское сообщество давно ждало нацеленных шагов регулятора по наведению порядка в регистрации компаний, осуществляющих свою деятельность только на бумаге, пресечению схем создания бизнеса для ухода от налогов или проведения мошеннических сделок.
На фоне активной борьбы ФНС с однодневками, требует разъяснений одобренная в январе 2018 г. президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством премьера Дмитрия Медведева идея о возможности регистрации ЮЛ без юридического адреса (офиса) на базе почтового ящика, либо электронного сервиса. Инициатива продвигается в рамках формирования цифровой экономики. По словам главы Минэкономики Максима Орешкина, соответствующие поправки в законодательство могут вступить в действие в этом году.
Предложение входит в противоречие с существующей практикой ФНС, которая рассматривает физическое отсутствие компании или ее руководителя по указанному в ЕГРЮЛ адресу как один из признаков фирмы-однодневки. О развитии ситуации следите за публикациями новостей на сайте Крединформ.
Хищение информации и причинение вреда бизнесу при помощи информационных технологий стало в наши дни обычным видом преступлений. Хакерская атака, установка вредоносного ПО, возникновение DDoS-атаки – в условиях всемирного развития информационных технологий киберпреступления представляют реальную угрозу, и бороться с ними становится сложнее.
Среди самых серьезных потерь компании от кибератаки – ущерб репутации, нарушение внешних и внутренних бизнес-процессов, материальные компенсации клиентам за утечку их данных. Страхование от киберрисков не заменит мероприятия по информационной безопасности, но может стать единственным способом минимизировать потери.
По оценке британского аналитического центра Allied Market Research, объем мирового рынка страхования киберрисков к 2022 году достигнет 14 млрд USD, а к 2025 году, по исследованию немецкой страховой компании Allianz, составит 20 млрд USD. Лидером в сегменте киберстрахования, выступают США, внутренний рынок которых оценивается в 1,35 млрд USD, что вполне объяснимо, так как основная доля киберпреступлений приходится именно на США.
В России объем рынка страхования киберрисков составляет около 15 млн. долл. Спрос на этот вид страхования только формируется – в настоящее время заключено небольшое количество договоров, большая часть из которых оформлена дочерними организациями иностранных страховщиков. Общая сумма страхового покрытия киберрисков компанией АльфаСтрахование составила 100 млн евро. В списке корпоративных клиентов насчитывается более 20 крупнейших представителей российского бизнеса. Первой компанией, которая защитилась от киберрисков, стал сотовый оператор МТС, следом за ним Вымпелком. Договоры страхования киберрисков начали заключать Ингосстрах, Либерти страхование.
В рамках государственной программы «Цифровая экономика» к 2022 году планируется создать масштабный рынок страхования от киберрисков, а объемы страховых премий будет достигать 20 млн USD. Рабочую группу возглавит Сбербанк. Помогать в осуществлении поставленной задачи поручено Минфину, Центробанку, ФСБ и Всероссийскому союзу страховщиков.
Процедура защиты от кибернападений станет обязательной для многих секторов экономики и государственных органов – банков, военно-промышленных предприятий, налоговой службы. Проект потребует внесения поправок в Федеральный закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» и внедрение нового вида услуг – страхование киберрисков.