В начале октября 2015 года 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона достигли соглашения по договору о Транстихоокеанском партнерстве. Инициаторами создания такой организации выступили Бруней, Новая Зеландия, Сингапур и Чили. В рамках ТТП* США, Австралия, Канада, Япония, Малайзия, Мексика, Чили, Вьетнам создают еще и экономический союз. Двенадцатой страной в вышеуказанном партнерстве является Перу. Ожидается, что ТТП заработает не ранее 2016 года, так как каждая из 12 стран должна ратифицировать соглашение.
Страны ТТП образовали своего рода зону свободной торговли в юго-восточном регионе. По достигнутым договоренностям в ней должна реализоваться общая политика в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, правительственных закупок, контроля экспорта, конкурентной политики, а также, возможно, соглашение и по валютным вопросам.
Между странами-партнерами должны отсутствовать таможенные пошлины. Также необходимо унифицировать санитарные и фитосанитарные меры, рынки труда. Кроме того соглашением предусматривается урегулирование экологической нагрузки, интернет торговли и торговли услугами. Как отмечают аналитики, нескольким странам проще договориться между собой, чем соглашаться на снижение торговых барьеров в рамках ВТО*.
Эксперты считают, что ТТП должна стать в Азиатско-Тихоокеанском регионе альтернативой АСЕАН* и АТЭС*, так как они не являются действенными структурами по продвижению американских интересов в Азии. Создание ТТП также может являться препятствием экономической политике Китая в указанном регионе. Об этой цели прямо заявил президент США, выступая в апреле 2015 года перед Конгрессом. Также США рассматривают данное партнерство как инструмент усиления своих союзников на Юго-Востоке в их конфронтации с Китаем.
В настоящее время Китай активно участвует в формате АТЭС, ШОС*, продвигает проект Шелкового пути, ВРЭП*, что позволяет ему реализовывать свои экономические интересы. Хотя отдельные страны напрямую сотрудничают с Китаем, тем не менее, существуют трудности с входом на его внутренний рынок. Соответственно не все страны Юго-Востока соглашаются с такой ролью Китая. Поэтому пока вопрос присутствия страны в ТТП не стоит. С другой стороны США формально предлагают в ТТП равное партнерство. Однако появление в нем таких членов как Россия и Китай возможно только с одобрения США из-за доминирующей позиции.
Руководство России в настоящий момент подходит к проекту ТТП с точки зрения оценки, поскольку данное партнёрство не затрагивает интересы государства в торговле на Юго-Востоке. В свою очередь Россия развивает проект ЕАЭС* и уже заявляла об идее увязать данный формат с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути», сопряженным с ВРЭП. Появление ТТП рассматривается российским руководством как «кулуарный» проект и стремление ряда государств решать вопросы за пределами ВТО, поскольку переговоры о создании партнерства ведутся тайно не только от собственных граждан, деловых кругов и общественности, но и от других стран.
Решение по ТТП рассматривается специалистами международниками как первый шаг к расколу региона на экономические блоки. Поэтому позиция переговорщиков по ТТП вызывает озабоченность, связанную с рисками сегментации мировой торговли в случае реализации такого партнерства. Тем не менее это не мешает России напрямую работать, например, с Вьетнамом, Новой Зеландией и другими странами.
Информационное агентство Credinform неоднократно освещало тему деофшоризации российской экономики. В связи с принятием в 2014-2015 годах целого ряда законодательных актов будет полезно вновь обратиться к этой актуальной теме и кратко охарактеризовать принятые законы.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Данный закон обязал зарегистрированные в зарубежных государствах организации, прибыль которых превышает 10 млн рублей, платить налог на прибыль в бюджет России. В случае неуплаты или занижения налога путем сокрытия части прибыли предусматриваются значительные штрафные санкции, которые начнут действовать с налогового периода за 2018 год. Также установлены критерии определения контролируемой иностранной компании и иностранной структуры без образования юридического лица, для которых необходимо платить налоги на территории России. Граждан России закон обязал сообщать в налоговые органы о своем участии в иностранных компаниях.
Федеральный закон от 8 июня 2015 г. №150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Данным законом введено понятие контролируемой иностранной компании и контролирующего лица. Контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, не зарегистрированная в России, но управляемая лицом, которое является российским налоговым резидентом. Контролирующим лицом признается российский гражданин или юридическое лицо, доля участия которого в иностранной компании составляет 25 и более процентов. В случае если лицо совместно с супругами и несовершеннолетними детьми владеет половиной иностранного бизнеса, эта доля снижается до 10 процентов.
Введено понятие "места фактического управления" иностранной компанией. Если компания управляется из России и российским налоговым резидентом, установлен механизм налогообложения прибыли этой организации.
Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если организация является некоммерческой или она образована в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза.
Законом установлено, что при добровольном декларировании зарубежных активов, владелец - физическое лицо освобождается от уплаты налогов при перерегистрации имущества с номинального владельца на свое имя. Действие этой так называемой «амнистии капиталов» установлено до 31 декабря 2015 года Федеральным законом от 8 июня 2015 г. №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 июля 2015 года Федеральная налоговая служба принимает специальные декларации, представление которых предусмотрено данным законом.
В настоящее время для развития правовой базы по деофшоризации Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила проект Приказа объявляющего «Перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией». В список попали 119 стран, не считающихся традиционным офшорами, с которыми есть договоренность об обмене налоговой информацией, однако ее качество не удовлетворительно для российской стороны. В их числе оказались налоговые юрисдикции, например, Австрии, Великобритании, Израиля, Швейцарии, Эстонии.
Ранее в «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» входили только 40 офшоров. Данный перечень был утвержден Приказом Министерства финансов России от 13 ноября 2007 г. №108Н.
Если в странах, которые попали в список ФНС, работают иностранные структуры российских компаний, накапливающие перечисленную из России прибыль в виде пассивных доходов, то физические и юридические лица – участники этих структур обязаны платить в бюджет России налог в 13 или 20 процентов, соответственно, от нераспределенной прибыли.
По мнению экспертов, в случае принятия данного Перечня ограничений для российских организаций, в частности, банковского и страхового сектора, а также добывающих компаний, могут лишить их возможности получить льготу на эффективную ставку налога на прибыль, по которой контролируемая иностранная компания платит налог за рубежом. Данные правила распространяются на прибыль, полученную уже в 2015 году.
В целом, принятые новации направлены на снижение числа компаний, регистрирующихся в странах с более низкими налоговыми ставками, что может существенно повлиять на увеличение налоговых поступления в российский бюджет.
Ознакомиться в режиме on-line с информацией о зарубежных компаниях, в том числе с российским участием, а также узнать особенности раскрытия корпоративной информации во всех странах мира, можно подписавшись на Информационно-аналитическую систему Глобас-i®.