Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг рентабельности услуг российских коллекторских агентств.
Для рэнкинга были отобраны российские коллекторские агентства (ТОП-10) с наибольшим объемом выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015, 2014 г.г.). Далее компании были ранжированы по убыванию показателя рентабельности услуг (Таблица 1).
Рентабельность услуг или продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства. Анализ рентабельности услуг позволяет сделать вывод о целесообразности оказания того или иного вида услуг. Нормативных значений для показателей группы рентабельности не предусмотрено, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.
Наименование | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., +/- % | Рентабельность услуг, % | Индекс платёжеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|
ООО ЖИЛКОМИНКАСО-НИЖНИЙ НОВГОРОД ИНН 5257119624 Нижегородская область |
15,32 | 64,75 | 78,4 | 55,36 | 191 Наивысший |
ООО ФЁСТ РАШЕН РЕКАВЕРИ ИНН 5402573988 Новосибирская область |
-5,47 | 33,86 | -12,3 | 49,45 | 403 Удовлетворительный |
ООО ИРКУТСКЭНЕРГО-АКТИВ ИНН 3811095792 Иркутская область |
2,59 | 9,11 | 201,6 | 24,47 | 189 Наивысший |
ООО НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СБОРУ ДОЛГОВ ИНН 7728718713 г. Москва |
12,47 | 33,49 | 2,6 | 21,34 | 262 Высокий |
ООО АРГУМЕНТ ИНН 0276114446 Республика Башкортостан |
3,48 | 66,16 | 316,6 | 16,01 | 175 Наивысший |
ООО КРЕДИТЭКСПРЕСС ФИНАНС ИНН 7707790885 г. Москва |
4,30 | 916,88 | 11,3 | 7,94 | 244 Высокий |
ООО НОВАТОР-СЕРВИС ИНН 6829029316 Тамбовская область |
0,23 | 7,84 | 44,1 | 7,04 | 213 Высокий |
ООО ЦЕНТР УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛГОВ ИНН 0264067752 Республика Башкортостан |
-0,19 | 6,48 | 59,6 | 2,63 | 331 Удовлетворительный |
ООО НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОВОЕ АГЕНТСТВО ИНН 3255516816 Брянская область |
0,69 | 168,08 | -8,9 | 0,53 | 308 Удовлетворительный |
ООО ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИНН 5249089687 Нижегородская область |
-9,12 | 65,95 | -9,9 | -14,81 | 298 Высокий |
Среднее значение показателя рентабельности услуг в группе компаний ТОП-10 в 2015 г. составило 17,0%. Среднее значение показателя в группе компаний ТОП-25 составило 32,2%, при среднеотраслевом значении 6,7%.
Семи компаниям из ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
Трем компаниям присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i. Так, ООО ФЁСТ РАШЕН РЕКАВЕРИ имеет незакрытые исполнительные листы, убыток в структуре балансовых показателей, известны случаи задержки компанией платежей. ООО ЦЕНТР УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛГОВ имеет убыток в структуре балансовых показателей. ООО НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОВОЕ АГЕНТСТВО не имеет достаточного количества оборотных средств для финансирования долговых обязательств.
Суммарная выручка компаний ТОП-10 в 2015 г. составила 1,4 млрд рублей, что на 13% больше, чем в 2014 г. При этом суммарная чистая прибыль в этой же группе уменьшилась в 7,6 раза.
Пять компаний из ТОП-10 (выделены красным цветом в Талице 1) допустили либо снижение величины чистой прибыли или убыток по сравнению с предыдущим периодом, либо снижение выручки.
В группе компаний ТОП-25 суммарная выручка за этот же период увеличилась почти на 14%, при увеличении суммарной чистой прибыли на 66%.
В целом, российский рынок коллекторских услуг пока окончательно не сформирован. Только с 1 января 2017 года «Вступает в силу Федеральный закон, регулирующий деятельность коллекторов».
В случае цивилизованного формирования рынка этих услуг в рамках вновь принятого закона, коллекторские агентства будут иметь достаточно хорошие перспективы развития, с учетом потенциального объема услуг по взысканию задолженностей. Об этом говорят расчетные данные о темпах роста задолженностей (Рисунок 2), основанные на сведениях Федеральной службы государственной статистики и Центрального банка РФ о номинальных размерах задолженностей (Таблица 2).
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 9 мес. 2016 г. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги | 8 791 247 | 10 667 130 | 12 510 870 | 14 947 143 | 16 744 745 | 18 044 549 | 18 126 867 |
Дебиторская задолженность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги | 579 380 | 649 154 | 773 561 | 875 444 | 952 440 | 1 064 746 | 1 081 464 |
Сведения о задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам-резидентам | 3 715 266 | 5 218 029 | 7 474 220 | 9 698 950 | 11 005 289 | 10 366 829 | 10 538 916 |
Сведения о задолженности по жилищным кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам-резидентам в рублях на 1 октября | 1 050 901 | 1 356 057 | 1 860 892 | 2 476 273 | 3 360 775 | 3 782 381 | 4 329 775 |
Сведения о задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства и ИП на 1 октября | 3 455 844 | 4 130 651 | 4 925 291 | 5 755 001 | 5 784 212 | 5 385 111 | 4 926 069 |
В номинальном выражении за шесть полных лет, с 2010 г. по 2015 г., наблюдается значительный рост задолженностей от 1,6 раза до 3,6 раза в зависимости от категории. При этом темпы прироста задолженностей в последние два года значительно снизились (Рисунок 2, снижение в номинальном выражении отмечено в Таблице 2 зеленой заливкой).
*) - Данные за 9 мес. 2016 г. приведены к соответствующему периоду 2015 г.
Ярко выраженной концентрации коллекторских агентств в регионах страны не наблюдается. Об этом говорят сведения Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 25 предприятий отрасли с наибольшим объемом выручки за 2015 год сосредоточены в 17 регионах России (Рисунок 3).
Прямые налоги предлагают сократить за счет увеличения косвенных
К вопросу фискальной девальвации Минфин в 2016 г. обращался неоднократно. Новые предложения по налоговой системе направлены на сокращение прямых налогов и сборов, в первую очередь социальных, и увеличение косвенных – НДС и акцизов.
Под фискальной девальвацией понимают снижение прямых налогов, влияющих на стоимость производства (страховые взносы за работников, налог на прибыль), за счет увеличения налогов на конечное потребление, устанавливаемых в виде надбавки к цене или тарифу, таких как НДС (такие налоги называют косвенными). В общем виде рост косвенного налогообложения является инструментом для достижения двух целей фискальной девальвации.
За двумя зайцами. Во-первых, фискальная девальвация направлена на поддержание экспортеров через реструктуризацию налоговой нагрузки в экономике – ставки налогов на экспорт снижаются, налоги на конечное потребление повышаются. На международных рынках товары становятся более дешевыми, прибыльность экспорта растет, одновременно привлекательности импорта снижается. Во-вторых, при помощи фискальной девальвации может быть решена проблема экономики с увеличенным общим налоговым бременем. Через повышение НДС Минфин намерен решить не только проблему низкой конкурентоспособности нетрадиционных для отечественной экономики групп экспортеров, но и проблему высокого уровня прямых налогов – в первую очередь социальных сборов, уплачиваемых работодателем. Нагрузка на фонд оплаты труда в России в настоящее время крайне высока, и очевидно, что ее необходимо снижать. Однако ее снижение означает сокращение поступлений в бюджет, восполнить которые позволят косвенные налоги, в первую очередь НДС. Как именно будет увеличиваться НДС, пока не решено. Минфин выступает с различными инициативами, в том числе предлагая ввести косвенную налоговую нагрузку на «роскошное потребление», которое осуществляется узкой группой населения, и потребление вредных продуктов (сахаросодержащие напитки, пальмовое масло).
Из тени на свет. Глава Минфина Антон Силуанов обращает внимание на еще одно важное преимущество, которого можно добиться при помощи фискальной девальвации. По его словам, снижение прямого налогообложения за счет увеличения косвенного будет способствовать выходу из теневого сектора экономики тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Выравнивание баланса между НДС и страховыми взносами будет выгодно не только бизнесу, но и трудоспособному населению, так как снизит налоговую нагрузку на зарплаты.
Эффективный инструмент. Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление – это общемировая тенденция, увеличивающая стимулы для активного использования капитала и труда. При этом нужно помнить, что налоговая система является крайне чувствительной, и любые ее изменения должны быть продуманы тщательным образом. Последние заявления Антона Силуанова дают понять, что Минфин от идеи фискальной девальвации отказываться не собирается, однако и реализовать ее раньше 2018 г. не удастся, иначе это пойдет вразрез с мораторием, введенным Владимиром Путиным, на увеличение до указанного срока налоговой нагрузки на бизнес. На 2017 г. главой государства анонсирована дискуссия по налоговой системе РФ, по результатам которой будут определены возможности корректировки системы на длительную перспективу. Увеличение косвенного налогообложения – вопрос долгосрочной стратегии, на разработку которой требуется время и совместная работа нескольких министерств. Только предложенное по результатам данной работы комплексное решение может стать действительно эффективным инструментом экономического роста.