Финансовое состояние любой компании определяется через анализ ключевых показателей и коэффициентов. Основная цель финансового анализа – понять и определить уровень платёжеспособности контрагента. Благодаря этому, проще выстроить стратегию взаимодействия с партнёром и принять верное управленческое решение.
За проведение финансового анализа отвечает финансовый директор или финансовый аналитик. Однако не всегда есть возможность обратиться к специалистам финансового консалтинга или держать штат сотрудников, отвечающих только за проверку финансового состояния.
Нередки случаи, когда функционал специалиста безопасности распределяется на менеджеров, бухгалтеров или иных сотрудников компании. Без должной подготовки понять, какие показатели проверять и о чём они свидетельствуют, достаточно тяжело. Но с помощью выверенной экспресс-методики оценивать финансовое состояние контрагентов станет гораздо проще.
В нашем Вестнике расскажем какие финансовые показатели используются в экспресс-методике, за что они отвечают и как с помощью Системы Глобас проверить финансовое состояние контрагента.
Экспресс-методика
Анализ финансового состояния один из важнейших этапов при проверке контрагента.
Представленная экспресс-методика разрабатывалась экспертами Информационного агентства Credinform и показала свою эффективность при решении различных кейсов.
Экспресс-методика включает в себя проверку:
- ключевых финансовых показателей;
- коэффициента общей ликвидности;
- коэффициента платёжеспособности;
- оборота кредиторской задолженности;
- соответствия практическим значениям отрасли.
С помощью экспресс-методики можно получить ответы на следующие вопросы:
- каковы результаты деятельности компании;
- сможет ли компания расплатиться по своим краткосрочным обязательствам;
- какова степень зависимости от сторонних займов;
- сколько требуется времени для расчёта с контрагентами;
- какая ситуация в отрасли.
Ответы на данные вопросы предоставят исчерпывающее представление о финансовом состоянии компании.
Ключевые финансовые показатели
Анализ ключевых финансовых показателей позволяет оценить результаты деятельности компании за определённый период.
К ключевым показателям относятся:
- Выручка;
- Чистая прибыль (убыток);
- Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток);
- Стоимость чистых активов.
Выручка показывает на какую сумму реализованы товары или услуги компании. Показатель выручки должен увеличиваться из года в год. Стагнация или снижение данного показателя окажет негативное влияние на показатель прибыли. Основная причина – неуменьшаемый уровень управленческих и коммерческих затрат, а также инфляция.
По строке Чистая прибыль (убыток) отражается итоговый результат от деятельности компании за период. Наличие положительного результата показывает, сколько денег заработала организация, и определит уровень успешности бизнеса. Чем больше доля прибыли в выручке, тем успешнее финансовая деятельность. Показатель также может быть отрицательным. В таком случае, по итогам финансового периода, фиксируется убыток. Чистый убыток фиксируется, когда общие расходы превышают доходы организации. При наличии достаточного объёма собственных средств, образовавшийся разница покрывается и убытки не переносятся на следующий период.
Однако нередки случаи, когда деятельность компании генерирует недостаточное количество собственных средств и покрыть образовавшуюся потерю не представляется возможным. В таких случаях размер убытка отражается в следующем периоде по строке Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток).
Показатель Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) отражает остаток прибыли на конец года, либо полученный убыток прошлых лет, непокрытый за счёт каких-то дополнительных источников. Нераспределённая прибыль формирует собственные средства компании, чем она больше, тем выше уровень самообеспечения и автономии от стороннего кредитования. Следовательно, непокрытый убыток, наоборот, уменьшает объем собственных средств, так как они направляются на погашение. В таких случаях уровень зависимости от заёмных средств достаточно высок.
Коэффициент общей ликвидности
Анализ коэффициентов ликвидности позволяет оценить уровень средств для погашения краткосрочных обязательств.
Коэффициент общей ликвидности отражает способность организации погашать краткосрочные обязательства за счёт оборотных активов. Краткосрочные обязательства – платежи, которые ожидают компанию в ближайшие 12 месяцев. Соответствие или несоответствие показателя регламентируется отрезком от 1 до 2. Следовательно, если значение показателя ниже рекомендуемого отрезка, означает, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, когда предприятию необходимо будет за один раз погасить все обязательства, компания не сможет полностью рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам за счёт собственных средств.
Возможны случаи, когда коэффициент общей ликвидности соответствует рекомендуемым значениям, но по факту его значение фиктивно. Произойти подобное может из-за высокой доли дебиторской задолженности в структуре оборотных активов. Дебиторская задолженность – это ожидаемые денежные средства, срок поступлениях которых варьируется от 1 до 36 месяцев. Следовательно, по факту денег нет, но по правилам ведения учёта, они должны быть отражены в бухгалтерском балансе компании.
Коэффициент платёжеспособности
Коэффициент платёжеспособности позволяет оценить зависимость компании от внешних займов.
Показатель платёжеспособности должен быть больше 0,5. Это означает, что больше половины деятельности компании, должно финансироваться за счёт собственных средств компании, а меньшая – за счёт заёмных. Безусловно, в идеале, деятельности организации должна обеспечиваться собственными средствами, но несвоевременные решения по расширению бизнеса могут привести к стагнации и потере доли рынка. Поэтому привлечение заёмных средств, когда требуется плановое развитие, негативно не скажется на деятельности организации. Однако следует внимательно следить за их долей в общих активах.
Оборот кредиторской задолженности
Показатель скорости погашения организацией своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Данный коэффициент показывает, сколько компании требуется дней для того, чтобы расплатиться со своими кредиторами. По сроку погашения можно определять финансовое состояние. Чем больше срок погашения, тем менее устойчиво финансовое состояние организации.
Сравнение показателей фирмы с практическими значениям по отрасли
Сопоставление показателей позволяет оценить ситуацию в отрасли и определить складывающиеся тенденции. В большинстве случаев финансовые показатели могут принимать значения ниже, чем их рекомендуемые значения. Однако это не означает, что организация испытывает проблемы с платёжеспособностью или финансовой устойчивостью. Компания показывает результаты характерные отраслевой тенденции, в которой ведётся деятельность. Например, отраслевой коэффициент общей ликвидности составляет 0,84, при рекомендуемых значения от 1, а в компании данный коэффициент составляет 0,85. При сопоставлении двух показателей, определяем, что организация работает так, как ей позволяет отрасль. Следовательно, коэффициент в норме и соответствует практическому значению отрасли.
Проходя по каждому пункту методики можно получить чёткое понимание о финансовом состоянии партнёра или потенциального контрагента. Ключевые финансовые показатели покажут результаты деятельности компании. Анализ коэффициентов ликвидности позволит оценить уровень оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств. Коэффициент платёжеспособности раскроет зависимость компании от внешних займов, а сопоставление всех показателей с отраслевыми покажет сложившуюся тенденцию.
Возможности Глобас при финансовом анализе
Информационно-аналитическая система Глобас позволяет провести углублённую проверку финансового состояния контрагента, выявить временную потерю платёжеспособности и провести широкую аналитику по всем формам бухгалтерской отчётности.
В Глобас есть всё для качественного финансового анализа контрагента, в том числе все показатели и коэффициенты, описанные в экспресс-методике. Кроме того, для быстрой проверки доступен функционал автоматической оценки организации: Аналитический баланс и Индексы Глобас всегда расскажут о текущем состоянии компании.