Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию за весь период сбора данных ЦБ РФ (с 1994 г. по 1-е полугодие 2017 г.) достиг $565,8 млрд. Пиковый объем вложений в отечественную экономику наблюдался во время благоприятной мировой конъюнктуры на сырьевых рынках – период «тучных» лет 2006-2013 гг., затем произошел спад инвестиционной активности, когда поступления ПИИ сократились до минимального с 2002 г. уровня. В 2016 г. наблюдается восстановление утраченных позиций, объем ПИИ составил $32,5 млрд, а за 1-е полугодие 2017 г. Россия привлекла еще $ 17,4 млрд (см. рисунок 2). Для сравнения, в 1-м полугодии 2016 г. объем ПИИ был $7,5 млрд - таким образом, иностранные инвестиции увеличились в 2,3 раза.
Под ПИИ подразумевается вложение резидентов в капитал иностранной компании, привлечение долговых инструментов за рубежом (кредитование), а также реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ за счет доходов, прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации. Структура наколенных ПИИ за период 2010 г. – 1-е полугодие 2017 г. представлена на рисунке 1. Наиболее часто используемый механизм привлечения инвестиций – долговые инструменты компаний (64,6% от общего объема накопленных ПИИ).
Чтобы понять масштаб инвестирования в РФ, следует сравнить его объем с другими государствами мира. По данным Всемирного банка (World Bank) безоговорочным лидером по привлечённым инвестициям в 2016 г. являлись США – $479,4 млрд. Замыкающая Топ-10 Франция уступает первому месту в 11 раз – $42,3 млрд, Россия - почти в 15 раз.
Место | Страна | Объем ПИИ в 2016 г., $ млрд |
1 | США | 479,4 |
2 | Великобритания | 299,7 |
3 | КНР | 170,6 |
4 | Нидерланды | 80,8 |
5 | Ирландия | 79,2 |
6 | Бразилия | 78,9 |
7 | Сингапур | 61,6 |
8 | Германия | 52,5 |
9 | Индия | 44,4 |
10 | Франция | 42,3 |
Инвестирование имеет оборотную сторону: наряду с вложениями одновременно происходит отток капитала из страны. С 1994 г. по 1-е полугодие 2017 г. из России было выведено $605,1 млрд, однако отток капитала в рассматриваемом отрезке оказался сравнительно небольшим - $39,3 млрд. Рекорд по изъятию средств фиксировался в 2013 г. - $ 86,5 млрд, что совпало с началом тренда по снижению цен на нефть.
Не менее показателен рисунок 3, на котором отражена динамика сальдо поступивших в РФ и выведенных из РФ инвестиций. Самая неблагоприятная ситуация была в 2014 г., когда к высокой волатильности на товарных и валютных рынках добавилось беспрецедентное в постсоветской истории обострение геополитической ситуации вокруг России. Как известно, капитал любит тишину и в момент турбулентности стремительно перемещается в более стабильные и предсказуемые юрисдикции.
В 2016 г. впервые за 8 лет положительное сальдо инвестиций превысило $10 млрд. Столь хороший результат достигался только в 2007-2008 гг. Хочется верить, что по итогам 2017 г. сальдо также окажется в положительной зоне и отток капитала не превысит вложения в РФ: если в 1-м полугодии 2016 г. сальдо было отрицательным $-7,5 млрд, то в 1-м полугодии 2017 г. сальдо превысило $1,4 млрд.
Именно ПИИ имеют приоритетное значение для страны-реципиента вообще и для России в частности в силу следующих возможностей:
- Позволяют покрыть дефицит денежных ресурсов отечественных компаний на ускоренное и широкомасштабное переоснащение производственной базы. Все другие виды иностранных инвестиций носят преимущественно спекулятивный характер и потому являются деньгами «короткими», не позволяющими реализовать подобную задачу.
- Обеспечивают заимствование квалифицированного менеджмента, т. к. вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает опыт зарубежного инвестора по управлению деятельностью объекта инвестирования.
- Ускоряют процесс включения региональной и отраслевой экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов.
- Способствуют росту занятости и повышению социально-экономической стабильности страны (региона), т.к. создают стационарные рабочие места, что не свойственно другим видам иностранных инвестиций.
- В отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.
- Стимулируют развитие производства импортозамещающей и экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Только прямые иностранные инвестиции реализуют задачу структурной перестройки экономики страны-реципиента, заключающейся в переходе от сырьевых отраслей к перерабатывающим и от простых видов продукции к сложным.
На долю малого бизнеса будет приходиться свыше 30% оборота всех компаний России уже через несколько лет. Такой прогноз последовал из анализа бухгалтерской отчетности всех российских компаний за 2016 г.
С начала рыночных преобразований в России экономисты говорят о важной роли малого бизнеса в сбалансированном развитии отечественной экономики и приводят в пример страны Запада, где вклад небольших компаний в формировании ВВП достигает 50% и более. Но не стоит забывать, что в Европе традиция малого предпринимательства непрерывно существует не одну сотню лет, тогда как история отечественных компаний намного сложнее.
Сегодня в России на законодательном уровне принимаются меры по поддержке предпринимательской активности и расширения частной инициативы: освобождение от проверок, налоговые каникулы для вновь созданных организаций, упрощенные формы отчетности, доступ к участию в госзакупках. Вместе с этим существуют и проблемы, связанные, в первую очередь, с высоким уровнем фискальной нагрузки и чрезмерным административным регулированием, что сдерживает развитие малого предпринимательства.
Структуру российской экономики хорошо иллюстрирует бухгалтерская отчетность по полному кругу компаний за последний отчетный 2016 г., которая с сентября доступна в Информационно-аналитической системе Глобас. Ведущую роль продолжают играть предприятия крупного бизнеса, которые аккумулируют почти 70% суммарной выручки от продаж товаров, продукции, услуг. На долю средних компаний приходится 4,4% годового оборота. Малый бизнес формирует 25,7% выручки, из них 16,8% остается за микропредприятиями, 8,9% – за малыми организациями (см. рисунок 1).
Критерии отнесения компаний к микро-, малому и среднему бизнесу определены постановлениями Правительства России. В настоящее время микропредприятием признается организация с годовым доходом до 120 млн руб. и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек, малым предприятием – до 800 млн руб. и 100 сотрудников, средним – до 2 млрд руб. и 250 сотрудников. Остальные структуры относятся к категории крупного бизнеса.
На рисунке 2 показана динамика изменения доли различных категорий организаций в формировании суммарной выручки от продаж товаров, продукции, услуг начиная с 2008 г., когда вклад малого бизнеса достиг рекордных 35%. После кризиса 2009 г. большие корпорации вновь стали увеличивать свою долю, вплоть до 2011 г. С 2012 г. доля крупного бизнеса постепенно снижается за счет возобновившегося роста микро и малых предприятий. При сохранении нынешних тенденций через несколько лет малый бизнес может создавать свыше 30% оборота всех компаний России.
Развитие малых форм предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых глобальных процессов. Малый бизнес, являясь сугубо рыночной структурой, способен обеспечить свободу предпринимательского выбора и стимулировать эффективную организацию производства, при этом сохранная за собой новаторский подход и достаточно высокие темпы роста, сочетающиеся со сравнительно небольшими затратами на создание предприятия.