Статья
В погоне за дешевыми деньгами

Государственная поддержка и информационная прозрачность помогут удешевить кредиты для малого и среднего бизнеса

После прозвучавшего во время заседания «проектного офиса» Белого дома заявления вице-премьера Игоря Шувалова о намерении Правительства свернуть льготную программу кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП), новость о том, что программа не просто продолжит выполняться, но и будет расширена, не могла не обрадовать представителей бизнеса. Однако не все заинтересованные предприниматели смогут получить дешевые деньги. Для снижения стоимости кредитов в долгосрочной перспективе необходимы шаги не только государства, но и частного бизнеса.

«Программа 6,5%». Суть льготной программы кредитования МСП («Программа 6,5%»), реализуемой с конца 2015 года Корпорацией по развитию МСП совместно с 31 уполномоченным банком, заключается в предоставлении заемных средств на сумму от 10 млн руб. до 1 млрд руб. по ставке 10,6% для малого бизнеса и по ставке 9,6% – для среднего бизнеса (средние рыночные ставки в настоящее время составляют более 14% для малого и порядка 13% – для среднего бизнеса). Сами банки получают рефинансирование в ЦБ под 6,5% годовых. Срок льготного фондирования – до трех лет. Рассчитывать на льготные займы могут только компании с высокотехнологичными и импортозамещающими проектами по восьми отраслям (здравоохранение, АПК, обрабатывающие производства, строительство и др.). Около 90% кредитов выдано тремя госбанками – ВТБ, Сбербанком и Россельхозбанком.

Новые суммы, дополнительное финансирование. Об эффективности программы говорит тот факт, что положительную оценку ей дали как предприниматели, так и банкиры. Программа оказалась востребованной: из утвержденного Центробанком лимита – 125 млрд руб. – к февралю 2017 г. невыбранной осталась лишь одна треть, и бизнес надеялся на выделение дополнительных 50 млрд руб., однако в ходе заседания «проектного офиса» 17 февраля Игорь Шувалов, наоборот, сообщил о планах по ее завершению. По словам вице-премьера «Программа 6,5%» носила антикризисный характер, и пришло время искать новые механизмы экономического роста. Бизнес воспринял новость крайне негативно, однако уже через десять дней, 27 февраля, на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев заявил не только о продолжении, но и о расширении программы. Теперь на льготных условиях будут предоставляться кредиты на сумму от 5 млн руб., что сделает их доступными для микропредприятий. С 1 июля лимит программы будет увеличен на 50 млрд руб., по новым условиям она затронет и региональные банки, что позволит охватить максимальное число малых и средних компаний, а в случае успеха в текущем году, льготное кредитование будет продлено еще на 12 месяцев.

Информационная прозрачность снизит ставки. По мнению аналитиков рынка, решение не сворачивать в настоящее время «Программу 6,5%» является совершенно верным. Однако, несмотря на успех и эффективность программы, нельзя забывать о ее точечности и ограниченных сроках. При этом в кредитовании нуждаются предприятия всех отраслей. Реалии же таковы, что зачастую малый и средний бизнес сталкивается с запредельными и заградительными ставками. Предприниматели указывают на сложность и длительность получения финансирования, а также на низкую заинтересованность банков в работе с МСП. В таких условиях становится проще и быстрее привлечь деньги в микрофинансовой организации по ставке 25-30% годовых, нежели тратить свое время и средства на попытку соответствовать всем требованиям, предъявляемым крупными кредитными организациями. Причина этого кроется в крайне плохом качестве кредитов, предоставляемых МСП, в высокой доле просрочек по ним. Даже при нынешних высоких процентных ставках маржа банков едва покрывает кредитные риски и потенциальные убытки от невозврата заемных средств. Чтобы снизить ставку, нужно повысить качество кредитных портфелей, а для этого только усилий банков недостаточно. Крайне низкая информационная прозрачность не позволяет производить корректную оценку бизнеса потенциального заемщика, увеличивает затраты и время на рассмотрение кредитных заявок (иногда на месяцы) и в итоге повышает процентную ставку, деля ее неподъемной для предпринимателей. В условиях крайней закрытости только взаимные шаги кредитных учреждений и бизнеса навстречу друг другу смогут обеспечить рынок дешевыми заемными средствами в длительной перспективе.

Статья
Порядок лицензирования деятельности на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию

Лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию предусмотрено статьей 27 Федерального закона от 21.07.2014 №206-ФЗ (редакция от 13.07.2015) «О карантине растений». Данная норма вступит в силу с 1 января 2018 года. До этого момента эти работы проводят соответствующие подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Согласно Закону, работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию должны проводиться в случаях:

  • ввоза или вывоза с территории России подкарантинных объектов или продукции;
  • необходимости оформления карантинного или фитосанитарного сертификатов;
  • наличия предписания Россельхознадзора о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;
  • выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного обеззараживания в качестве карантинной фитосанитарной меры, если подкарантинная продукция заражена или засорена карантинными объектами.

Статьей 2 этого же Закона, в числе других, определены понятия подкарантинных объектов и продукции. Так, подкарантинной продукцией являются растения, растительная продукция, тара, упаковка, в т.ч. упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов или способствовать их распространению. Подкарантинные объекты - это земельные участки, здания, строения и сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры и другие объекты, которые способны быть источниками проникновения или распространения на территории России вредных организмов, отсутствующих или ограниченно распространенных на территории страны и внесенных в единый перечень карантинных объектов. Данный перечень утвержден соответствующим Приказом Министерства сельского хозяйства России от 15.12.2014 №501 (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 29.12.2014 №35459).

Во исполнение положений Закона принято Постановление Правительства РФ от 03.02.2017 №133 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию». Постановление вступит в силу с 1 января 2018 года.

Согласно Положению к соискателям лицензий предъявляются требования необходимые для выполнения работ по обеззараживанию. Основными из них являются наличие собственности или других законных объектов, не входящих в жилищный фонд, и наличие соответствующих приборов и систем контроля, сигнализации, оповещения и защиты.

Для получения лицензии соискатели, независимо от типа выполняемых работ, должны представить в лицензирующий орган (Россельхознадзор) заявление о предоставлении лицензии с приложением документов, подтверждающих регистрацию объектов собственности в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН); копии документов, подтверждающих наличие перечисленных выше приборов и систем. Для получения лицензии на право выполнения отдельных конкретных видов работ могут быть затребованы дополнительные документы.

Решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии, приостановлении, переоформлении лицензии и другие решения принимаются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

За предоставление, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии установлена государственная пошлина, размеры и сроки уплаты которой, установлены законодательством России о налогах и сборах.

Кроме этого, Постановлением определен порядок проверки сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых документах, а также порядок лицензионного контроля, аннулирования, переоформления, приостановления и возобновления действия лицензий.