В период турбулентности российской экономики, девальвации рубля, снижения цен на топливном рынке и усложнения условий кредитования, в Минэнерго разрабатывается отдельный план для поддержки энергетического сектора экономики. План включает общесистемные меры придания устойчивости отрасли, а также отдельные мероприятия для значимых компаний.
План исходит из того, что при условии пересмотра прогноза социально-экономического развития на 2015 год в худшую сторону, в энергетических компаниях будет ужесточена платежная дисциплина и произойдет снижение управленческих расходов. Будет введен механизм оплаты лишней сетевой мощности и принцип «бери или плати». В таком случае поставщик берёт на себя обязательство предоставить товар вплоть до зафиксированных в договоре максимальных объёмов, а покупатель обязуется в любом случае оплатить определённую часть этих объёмов, вне зависимости от того, сколько он закупил на самом деле в рассматриваемый период. Все госкомпании отрасли постигнет участь сокращения инвестпрограмм.
Кроме всего прочего, планом предусмотрена поддержка конкретных предприятий: в частности, «Россетям» необходима помощь в получении денежных средств на компенсацию процентных ставок по кредитам и выпадающим доходам, а также разработка льготных схем кредитования.
Поставщикам электроэнергии предполагается оказывать финансовую помощь путем повышения сбытовых надбавок с учетом роста процентных ставок.
Однако к плану есть ряд вопросов: вместо повышения эффективности отрасли и использования обширных резервов энергокомпаний, накопленных в прошедшие годы, Минэнерго предлагает в очередной раз списать все риски и финансовые проблемы энергетиков в платежи потребителям, либо использовать всевозможные рецепты государственной поддержки.
Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) подготовил проект постановления «О примирительных процедурах». Данный проект должен помочь участникам споров договориться, а заодно и «разгрузить» арбитражные суды.
Статистика последних лет свидетельствует о недостаточном развитии примирительных процедур в отечественной судебной практике. Так, за последние годы доля мировых соглашений составляет не более 3% от общего количества рассмотренных дел.
Постановление, подготовленное пленумом ВАС, содержит многочисленные указания на желательность досудебного урегулирования споров с целью снизить нагрузку на суды. Однако в проекте постановления отсутствует механизм понуждения сторон к примирению, также как нет и руководящей роли суда в примирении сторон. Таким образом, данная процедура возлагается на стороны спора, которым предоставлена свобода в формулировании условий мирового соглашения. Вмешательство суда в процесс примирения допускается, прежде всего, для предотвращения процессуальных злоупотреблений, например, в тех случаях, когда одна из сторон, как правило, ответчик использует формальные примирительные процедуры для затягивания рассмотрения дела. В данной ситуации на сторону могут быть возложены судебные расходы, что должно послужить сдерживающим фактором от свершения противоправных действий.
Проект постановления систематизирует и развивает выработанные в ходе судебной практики подходы в отношении вопросов, возникающих при заключении мировых соглашений. Ключевыми для бизнеса являются положения относительно примирительных процедур с органами публичной власти, в частности налоговыми и антимонопольными органами. На сегодняшний день заключение мировых соглашений в таких категориях споров происходит крайне редко. Предложенным проектом не допускается заключение мировых соглашений, направленных на изменение налоговых последствий деятельности налогоплательщика, в частности, применение пониженной ставки, изменение правил исчисления пени, освобождение от уплаты налогов, и другие. Однако стороны могут прийти к соглашению о признании расходов для целей формирования налоговой базы, о признании способов налоговой оптимизации налогоплательщика приемлемыми, и прочее.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, могут ли стороны обращаться в суды повторно, если заключенным ранее мировым соглашением были урегулированы не все вопросы. В данном отношении проект постановления Пленума ВАС РФ содержит две противоположных версии. Выбор одной из них в итоговой версии постановления должен оказать существенное влияние на судебную практику по заключению мировых договоров.
Подводя итог, следует отметить, что предложенное постановление в первую очередь будет полезно тем участникам судебного процесса, которые действительно хотят договориться, а также снимет нагрузку с арбитражных судов, тем самым ускорит их работу.