Статья
Правительство поддержит энергетиков

В период турбулентности российской экономики, девальвации рубля, снижения цен на топливном рынке и усложнения условий кредитования, в Минэнерго разрабатывается отдельный план для поддержки энергетического сектора экономики. План включает общесистемные меры придания устойчивости отрасли, а также отдельные мероприятия для значимых компаний.

План исходит из того, что при условии пересмотра прогноза социально-экономического развития на 2015 год в худшую сторону, в энергетических компаниях будет ужесточена платежная дисциплина и произойдет снижение управленческих расходов. Будет введен механизм оплаты лишней сетевой мощности и принцип «бери или плати». В таком случае поставщик берёт на себя обязательство предоставить товар вплоть до зафиксированных в договоре максимальных объёмов, а покупатель обязуется в любом случае оплатить определённую часть этих объёмов, вне зависимости от того, сколько он закупил на самом деле в рассматриваемый период. Все госкомпании отрасли постигнет участь сокращения инвестпрограмм.

Кроме всего прочего, планом предусмотрена поддержка конкретных предприятий: в частности, «Россетям» необходима помощь в получении денежных средств на компенсацию процентных ставок по кредитам и выпадающим доходам, а также разработка льготных схем кредитования.

Поставщикам электроэнергии предполагается оказывать финансовую помощь путем повышения сбытовых надбавок с учетом роста процентных ставок.

Однако к плану есть ряд вопросов: вместо повышения эффективности отрасли и использования обширных резервов энергокомпаний, накопленных в прошедшие годы, Минэнерго предлагает в очередной раз списать все риски и финансовые проблемы энергетиков в платежи потребителям, либо использовать всевозможные рецепты государственной поддержки.

Статья
Высший арбитражный суд предлагает бизнесу чаще заключать мировые соглашения

Пленум Высшего арбитражного суда (ВАС) подготовил проект постановления «О примирительных процедурах». Данный проект должен помочь участникам споров договориться, а заодно и «разгрузить» арбитражные суды.

Статистика последних лет свидетельствует о недостаточном развитии примирительных процедур в отечественной судебной практике. Так, за последние годы доля мировых соглашений составляет не более 3% от общего количества рассмотренных дел.

Постановление, подготовленное пленумом ВАС, содержит многочисленные указания на желательность досудебного урегулирования споров с целью снизить нагрузку на суды. Однако в проекте постановления отсутствует механизм понуждения сторон к примирению, также как нет и руководящей роли суда в примирении сторон. Таким образом, данная процедура возлагается на стороны спора, которым предоставлена свобода в формулировании условий мирового соглашения. Вмешательство суда в процесс примирения допускается, прежде всего, для предотвращения процессуальных злоупотреблений, например, в тех случаях, когда одна из сторон, как правило, ответчик использует формальные примирительные процедуры для затягивания рассмотрения дела. В данной ситуации на сторону могут быть возложены судебные расходы, что должно послужить сдерживающим фактором от свершения противоправных действий.
Проект постановления систематизирует и развивает выработанные в ходе судебной практики подходы в отношении вопросов, возникающих при заключении мировых соглашений. Ключевыми для бизнеса являются положения относительно примирительных процедур с органами публичной власти, в частности налоговыми и антимонопольными органами. На сегодняшний день заключение мировых соглашений в таких категориях споров происходит крайне редко. Предложенным проектом не допускается заключение мировых соглашений, направленных на изменение налоговых последствий деятельности налогоплательщика, в частности, применение пониженной ставки, изменение правил исчисления пени, освобождение от уплаты налогов, и другие. Однако стороны могут прийти к соглашению о признании расходов для целей формирования налоговой базы, о признании способов налоговой оптимизации налогоплательщика приемлемыми, и прочее.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, могут ли стороны обращаться в суды повторно, если заключенным ранее мировым соглашением были урегулированы не все вопросы. В данном отношении проект постановления Пленума ВАС РФ содержит две противоположных версии. Выбор одной из них в итоговой версии постановления должен оказать существенное влияние на судебную практику по заключению мировых договоров.

Подводя итог, следует отметить, что предложенное постановление в первую очередь будет полезно тем участникам судебного процесса, которые действительно хотят договориться, а также снимет нагрузку с арбитражных судов, тем самым ускорит их работу.