Статья
Антикризисный план: мероприятия ближайшей и среднесрочной перспективы

Экономическая ситуация в начале 2016 года не придала импульс развитию в стране и пока не вселяет оптимизма. Сверхвысокая волатильность мировой цены на нефть, курса рубля к доллару США, фондовых рынков показали несостоятельность прогнозов на 2016 год и вынудили соответствующие структуры (Минэкономразвития, ЦБ РФ, Минфин) просчитать развитие экономики России с учетом 40, 30, 20 долларов США за баррель нефти. Макроэкономические показатели по итогам января 2016 года, по данным Росстата, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Макроэкономические показатели в России, по состоянию на конец января 2016 года
 Январь
2016г.
В % кСправочно
январю
2015г.
декабрю
2015г.
январь 2015г. в % к
январю
2014г.
декабрю
2014г.
Валовой внутренний продукт, млрд рублей 80412,51) 96,32)   100,73)  
Индекс промышленного производства4),5)   97,3 80,3 100,9 78,8
Продукция сельского хозяйства, млрд рублей 159,0 102,5 58,5 102,8 59,1
Грузооборот транспорта, млрд т-км 428,3 100,9 93,3 96,1 95,8
Оборот розничной торговли, млрд рублей 2125,1 92,7 73,6 96,4 67,3
Объем платных услуг населению, млрд рублей 641,1 97,3 87,9 100,66) 88,16)
Внешнеторговый оборот, млрд долларов США 45,97) 72,98) 109,39) 76,78) 105,09)
в том числе: экспорт товаров 28,4 74,0 111,3 77,5 104,4
импорт товаров 17,4 71,2 106,2 75,4 106,0
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей 14555,910) 91,62)   98,53)  
Индекс потребительских цен   109,8 101,0 115,0 103,9
Индекс цен производителей промышленных товаров4)   107,5 98,8 107,0 101,3
Общая численность безработных, млн человек 4,4 106,2 100,1 97,96) 103,06)
Численность официально зарегистрированных безработных, млн человек 1,0 110,1 101,6 97,36) 102,66)

В сложившихся условиях руководство страны пришло к выводу о необходимости разработки очередного антикризисного плана, хотя в конце 2015 года подчеркивалось отсутствие для этого оснований. По результатам многократных обсуждений, доработок, поиска требуемых денежных средств на его реализацию антикризисный план приобрел свои очертания, и состоит из двух разделов. Первая часть включает неотложные или оперативные меры, вторая – стратегические меры, ориентированные на среднесрочный результат.

Оперативные меры сводятся к поддержке регионов и отраслей, среди них:

  • оказание финансовой помощи регионам на покрытие дефицитной части бюджета, выплаты пособий по безработице; моногородам – на обучение управленцев современным методам проектного управления и создания комфортной городской среды; 
  • нормализация финансового сектора, докапитализация ВЭБа, сохранение госгарантий по кредитам, предоставление субсидий для компенсации части затрат на модернизацию. 

Особое внимание будет уделяться потенциально перспективным отраслям промышленности, как автопром, жилищное строительство, транспортное машиностроение, легпром, агропром, в частности:

  • в автопроме - продолжение программ утилизации, льготного автокредитования, лизинга; субсидирование платежей по инвесткредитам; увеличение доли экспорта автомобилей; обновление парка машин скорой и неотложной помощи;
  • в строительной отрасли - будет продолжено действие программ поддержки ипотечного жилищного кредитования, субсидирования процентных ставок по ипотеке; оказание помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию; 
  • в транспортном машиностроении - будут реализованы три блока мер: меры по ускоренному списанию вагонов с истекшим сроком службы и обновлению парка грузового подвижного состава; меры по обеспечению безопасности при эксплуатации подвижного состава; меры по поддержке производителей инновационных вагонов;
  • в легкой промышленности - реализация мер финансовой поддержки, которые направлены на обеспечение доступности финансовых ресурсов и стимулирования спроса на продукцию легпрома;
  • в сельском хозяйстве – наращивание финансирования по действующим программам, расширение льгот на покупку отечественной техники, поддержка малых форм хозяйствования.

Среднесрочные меры включают следующие:

  • меры поддержки малого предпринимательства, в частности: повышение порога «упрощенки» до 120 млн рублей; продление ЕНВД после 2018 года; установление единого вычета по налогу на имущество в размере 500 кв. метров для организаций, применяющих спецрежимы; льготные условия на аренду госсобственности; смягчение ряда экологических платежей;
  • ограничение и упорядочивание проверок, улучшение инвестиционного климата, гарантии участия в госзакупках, помощь с кредитованием, облегчение входа на рынок;
  • проведение аудита издержек инфраструктурных монополий, госкомпаний, проверка нормативно-правовых актов на деловую активность;
  • продолжение деятельности по снижению издержек, стимулированию несырьевого экспорта, развитию перспективных технологий;
  • самозанятые граждане получат возможность подачи добровольного уведомления об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в налоговые органы. 

Антикризисный план 2016 года отличается от плана 2015 года ориентацией на поддержку отраслей экономики с потенциалом развития, а не банковского сектора. План рассчитан, в том числе и на структурные преобразования, цель которых получить отдачу от финансовых вложений в среднесрочной перспективе. Реализация заложенных мер позволит преодолеть негативные тенденции в экономике и диверсифицировать экономику России.

Ссылки к таблице:

1) Данные за 2015г. (первая оценка).

2) 2015г. в % к 2014 году.

3) 2014г. в % к 2013 году.

4) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

5) С учетом поправки на неформальную деятельность.

6) Показатели рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю.

7) Данные за декабрь 2015 года.

8) Декабрь 2015г. и декабрь 2014г. в % к соответствующему периоду предыдущего года, в фактически действовавших ценах.

9) Декабрь 2015г. и декабрь 2014г. в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах.

10) Данные за январь-декабрь 2015 года.

 

 

Статья
Данные бенефициаров иностранных организаций в России станут открытыми

Пакет законов, направленных на деофшоризацию экономики России, пополнился новым нормативным актом.

В январе 2016 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Этим законом внесены изменения и дополнения в статьи 2 и 3, касающиеся  сферы применения и основных понятий, используемых в законе, а статья 7 об обязанностях организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, была пополнена очень существенно.

Нововведения в основном касаются регулирования деятельности на территории России иностранных организаций без образования юридического лица, под которыми, по формулировке закона, понимается форма коллективных инвестиций или доверительного управления собственностью, а также траст и другое схожее образование, учрежденное согласно иностранному законодательству и не являющееся юридическим лицом по иностранному праву.Определены сведения, раскрывающие информацию о клиенте – иностранной организации без образования юридического лица. К таковым, согласно закону, следует относить: наименование, регистрационные номера и коды налогоплательщика или их аналоги, место проведения основной деятельности. Для трастов и подобных иностранных организаций в состав раскрываемой информации также включены: имущество, находящееся в собственности или управлении, фамилия, имя и отчество, наименование, адрес проживания или места нахождения учредителей,  доверительного собственника или управляющего.

Закон напрямую запрещает кредитным организациям открывать и вести счета или вклады на анонимных владельцев иностранных организаций без образования юридического лица. Кредитные и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или имуществом, будут вправе отказать в обслуживании иностранным организациям без образования юридического лица в случае подозрений в совершении операций, направленных на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма.

Банки обязали документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) сведения обо всех случаях отказа от заключения договоров или расторжения договоров с такими высокорисковыми клиентами. Росфинмониторинг, в свою очередь,  будет направлять эту информацию в Центральный Банк России в целях доведения ее до сведения других банков и участников финансового рынка.

Таким образом, в условиях продолжающегося оттока капитала из страны, офшоры, по мнению специалистов, перестают быть универсальным способом «оптимизации» налоговых схем и непубличного управления бизнесом.