По состоянию на сентябрь 2015 г. в России зарегистрировано 5 саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов, в состав которых, по их собственным данным, входит чуть более 9,5 тыс. организаций:
СРО | Аудиторские организации | Аудиторы, ИП | Всего |
---|---|---|---|
Аудиторская палата России | 880 | 5858 | 6738 |
Институт Профессиональных Аудиторов (НП ИПАР) | 263 | 2316 | 2579 |
Московская аудиторская палата | 1157 | 5502 | 6659 |
Российская Коллегия аудиторов | 841 | 3490 | 4331 |
Аудиторская Ассоциация Содружество | 6400 | 6340 | 12740 |
Итого: | 9541 | 23506 | 33047 |
Несмотря на то, что количественный состав аудиторов относительно невелик, важность аудиторской деятельности для экономики в целом и конкретных организаций сложно переоценить.
Подтверждением этому может служить Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №403-ФЗ со скромным названием: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В новой редакции изложена полностью Статья 42 «Аудит отчетности кредитной организации, банковской группы, банковского холдинга» Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Редакционные правки коснулись абзаца второго пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
Наиболее существенные изменения, вступившие в действие с 1 января 2015 г., коснулись Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Правки внесены в подавляющее большинство статей этого закона. В кратком изложении можно представить это следующим образом:
- отредактирован перечень предприятий, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Теперь это отчетность: всех без исключения акционерных обществ, а также всех кредитных организации, бюро кредитных историй, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых и клиринговых компаний, негосударственных пенсионных и иных фондов, управляющих компаний инвестиционных и пенсионных фондов, организаций занимающихся составлением консолидированной финансовой отчетности, отчетности по ценным бумагам, допущенным к организованным торгам;
- экономическими критериями, при которых обязателен аудит, являются - выручка в сумме свыше 400 млн. руб. или сумма активов баланса более 60 млн. руб.;
- аудиту может подлежать не только бухгалтерская отчетность в целом, но и ее часть;
- аудит компаний, ценные бумаги которых допущены к торгам, государственных корпораций, а также компаний с долей госсобственности более 25% теперь имеют право проводить только аудиторские организации;
- конкурс по отбору аудиторской организации можно проводить один раз в пять лет. При условии если выручка организации, проводящей конкурс, не превышает 1 млрд руб., участие в нем аудиторской организации, относящейся к субъектам малого и среднего предпринимательства обязательно;
- требования к аудиторской документации устанавливаются теперь не федеральными, а международными стандартами аудиторской деятельности. А храниться документация должна только на территории России в течение пяти лет после года их получения или составления;
- увеличен порог количества членов СРО аудиторов: с 700 до 10 000 физических лиц и с 500 до 2000 организаций;
- генеральным директором аудиторской организации может быть только аттестованный аудитор, без права передачи управления индивидуальному предпринимателю или управляющему;
- в случаях обязательного аудита, отсутствие аудиторского заключения на собрании акционеров, участников общества, владельцев паев может быть расценено как нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения таких собраний, и наказывается штрафом от 500 до 700 тыс. руб.
По мнению экспертов такие значительные изменения в законодательстве об аудиторской деятельности могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны – унификация российского законодательства с международными стандартами аудиторской деятельности, безусловно, положительно скажется на качестве и прозрачности работы отечественных аудиторов. С другой стороны - может в обозримой перспективе (до 2017 г.) привести к существенному переделу рынка аудита, а также сокращению и без того немногочисленных саморегулируемых организаций аудиторов.
Промышленное производство в России в августе 2015 года отмечено снижением на 4,3% (рис. 1). Причем снижающейся тренд наблюдается на протяжении четырех месяцев подряд (с мая по август). Так в июле падение промышленного производства составило 4,7%, в июне – 4,8%, в мае – 5,5%. По итогам января-августа 2015 года промышленное производство в среднем сократилось до 3,1% по сравнению с таким же периодом 2014 года.
Рисунок 1. Индекс промышленного производства, в % к аналогичному периоду прошлого года
Снижающийся в целом линейный тренд в первую очередь обусловлен проявлением негативных тенденций в российской экономике, которые усилились под воздействием внешних факторов.
Существенными из них являются:
- влияние введенных санкций по отношению к России,
- падение цены на нефть, значительное ослабление рубля,
- сокращение инвестиционных вложений,
- отток капитала,
- уменьшение объемов кредитования,
- снижение потребительского спроса и другие.
В августе 2015 года прирост промышленного производства составил 0,2 пп по сравнению с июлем текущего года (рис. 2). Столь незначительное повышение можно объяснить и тем, что в августе ряд производств, например: автомобильной, машиностроительной, сталелитейной отраслей, отправили сотрудников в корпоративный отпуск. На протяжении мая-августа 2015 года помесячно отмечается постепенный рост по сравнению с предыдущим месяцем и относительно 1 квартала, когда промышленное производство лихорадило после событий декабря 2014 года.
Рисунок 2. Индекс промышленного производства, в % к предыдущему месяцу текущего года
Анализ показателей индекса промышленного производства за 9 месяцев 2015 года и его тренда позволяет сделать осторожное заключение, что ситуация в промышленном производстве постепенно выправляется. Однако такая тенденция еще весьма не устойчива и подвержена влиянию неожиданных факторов. Подобные влияния наблюдались в августе 2015 года, когда мировая цена нефти снизилась до 42 долларов США за баррель, рубль почти достиг порога в 71 рубль за доллар. В результате чего правительство России было вынуждено пересмотреть прогнозные показатели на 2015-2016 годы и временно отказаться от трехлетнего планирования развития экономики.
По прогнозам Минэкономразвития индекс промышленного производства в 2015 году согласно консервативному варианту развития снизится на 3,1%, по базовому – 3%. По итогам 2016 года ожидается снижение на 0,4% по консервативному варианту и рост на 1,1% по базовому варианту. Тем не менее, Минэкономразвития считает, что ухудшение ситуации в промышленности по отношению к показателям последних месяцев маловероятно. Поэтому имеется уверенность, что восстановление производства начнется в 3 или 4 кварталах 2015 года, либо в первом квартале 2016 года.