Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских производителей тары и упаковки. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016, 2015, 2014 годы) компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Далее они были ранжированы по коэффициенту платежеспособности (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Коэффициент платежеспособности (х) рассчитывается как отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме и показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: > 0,5. Значение коэффициента ниже минимального говорит о зависимости от внешних источников получения средств, что может привести к кризису ликвидности, неустойчивому финансовому положению организации в случае ухудшения экономической ситуации.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль, млн руб. | Коэффициент платежеспособности (x), > 0,5 | Индекс платежеспособности Глобас | |||
2015 г. | 2016 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАО НП НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ КАРТОННО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ ИМ.С.П.ТИТОВА ИНН 1650017638 Республика Татарстан |
8 268 | 9 418 | 1 283 | 1 262 | 0,89 | 0,89 | 148 Наивысший |
НАО АР КАРТОН ИНН 2353017002 Краснодарский край |
5 579 | 6 199 | 778 | 668 | 0,60 | 0,84 | 130 Наивысший |
ООО АЛПЛА ИНН 5056000026 Московская область |
6 695 | 7 679 | 787 | 1 180 | 0,54 | 0,76 | 136 Наивысший |
ООО СТОРА ЭНСО ПАКАДЖИНГ ББ ИНН 4003014954 Калужская область |
6 595 | 7 733 | 903 | 1 415 | 0,56 | 0,74 | 148 Наивысший |
НАО СМЕРФИТ КАППА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ИНН 4703029321 Ленинградская область |
5 451 | 6 347 | 250 | 481 | 0,66 | 0,70 | 144 Наивысший |
НАО АРХБУМ ИНН 2903003430 Архангельская область |
6 169 | 7 650 | 217 | 817 | 0,47 | 0,57 | 176 Наивысший |
НАО ТЕТРА ПАК ИНН 7706017070 г. Москва |
39 018 | 39 663 | 2 643 | 4 744 | 0,26 | 0,43 | 177 Наивысший |
ООО ХУХТАМАКИ С.Н.Г. ИНН 7724000760 Московская область |
5 074 | 6 261 | 151 | 591 | 0,23 | 0,35 | 202 Высокий |
НАО РЕТАЛ ИНН 7704521059 Московская область |
16 073 | 15 118 | 705 | 657 | 0,30 | 0,26 | 203 Высокий |
НАО ГОТЭК ИНН 4633000037 Курская область |
5 789 | 6 695 | 159 | 77 | 0,00 | 0,01 | 232 Высокий |
Итого по компаниям ТОП-10 | 104 710 | 112 762 | 7 876 | 11 893 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 10 471 | 11 276 | 788 | 1 189 | 0,45 | 0,56 | |
Среднее значение по компаниям ТОП-1000 | 345 | 386 | 14 | 21 |
Среднее значение коэффициента платежеспособности компаний ТОП-10 в 2016 году выше рекомендуемого значения. Шесть компаний из ТОП-10 в 2015 – 2016 годах увеличили показатели выручки и чистой прибыли по сравнению с предыдущим периодом (отмечены зеленым цветом в столбцах 2 – 5 Таблицы 1). Остальные компании показатели выручки или прибыли снизили (выделены красной заливкой в столбцах 2 – 5 Таблицы 1).
Вопреки распространенному мнению, российская экономика успешно идет по пути диверсификации хозяйственной деятельности и не формируется исключительно за счет нефти и газа.
Суммы налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в отраслевом разрезе подтверждают факт изменений в структуре экономики: по итогам 2017 г. объем собранных налогов от секторов, не связанных с сырьевым, составил 70,8%, тогда как на добычу полезных ископаемых пришлось 29,2%. Всего в бюджеты всех уровней в минувшем году было перечислено 17 194 млрд руб., что на 19,5% больше, чем в 2016 г., когда сумма перечисленных налогов составила 14 388 млрд руб.
Поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней свидетельствует об общей структуре ВВП страны (см. рисунок 1). Справедливости ради отметим: пока лидирующее положение продолжает занимать деятельность, связанная с добычей невозобновляемых ресурсов. С другой стороны, и другие сектора увеличивают отчисления. Доля налогов в обрабатывающих производствах превысила 19%, на оптовую и розничную торговлю приходится 10,7% суммарных поступлений. Уверенно растет значимость финансово‑страховой и научно‑технической деятельности — это более 5% собираемых обязательных платежей, что является новым для нас явлением, тогда как в странах Запада аналогичные услуги формируют более 50% валового национального продукта.
Вместе с тем сохраняются структурные проблемы в отечественной экономике, которые хорошо прослеживаются в региональном разрезе:
1. Чрезмерная концентрация
Основная деловая активность и финансовые потоки сконцентрированы в небольшом числе регионов: более 61% всех налогов собирается в 10 субъектах федерации (см. таблицу 1), что во многом объясняет устойчивое представление об успехе, миграционной привлекательности и стабильном уровне социально‑экономического развития этих территорий. На оставшиеся 75 субъектов приходится менее 39% обязательных сборов и платежей в бюджеты всех уровней.
Москва аккумулирует 18% всех налоговых сборов в бюджетную систему РФ, причем больше всего собирается в торговле — 20% от общих поступлений; финансовой и страховой деятельности — 19% и профессионально‑научной и технической деятельности — 13%.
Второе место занимает Ханты‑Мансийский АО — Югра, чья доля составляет 13% в налоговых поступлениях страны. Это регион с четко выраженной специализацией: добыча полезных ископаемых образует 86% экономики.
Замыкает тройку лидеров еще один сырьевой регион — Ямало‑Ненецкий АО, который дает 7% налогов.
2. Несбалансированность экономического развития
Недостатки несбалансированной экономики хорошо демонстрируют, например, моногорода, сосредоточенные вокруг одного большого предприятия. В случае успешного функционирования предприятия‑работодателя, отсутствие или недостаточное обеспечение региона продукцией и продовольствием собственного производства может быть малозаметно, а удорожание этой продукции в связи с дополнительными транспортными расходами на доставку в регион компенсируют высокие зарплаты. При возникновении финансовых проблем на предприятии высокие цены и отсутствие альтернативных рабочих мест становятся источником нестабильности и риска.
Регион со сбалансированной экономикой способен перераспределить рабочие места, предотвратить отток населения, обеспечить поступления в бюджет при неблагоприятных условиях в одной из отраслей, а затем восстановить баланс.
Текущая структура экономики отражается и в специализации регионов, которые можно условно разделить на 4 группы:
- – Постиндустриальная Москва, с развитой сферой услуг, наукой и торговлей.
- – Субъекты с преобладанием одной отрасли — добыча извлекаемых ресурсов. Сюда можно отнести Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, в которых сырьевой сектор занимает свыше 85% экономики. Как раз в этом случае можно говорить об исключительно «сырьевой экономике», но данное утверждение неверно экстраполируется на Россию в целом.
- – Традиционные промышленные центры: Санкт-Петербург, Нижегородская, Челябинская области, где лидирующее место занимает обрабатывающее производство.
- – Регионы со смешанной экономикой: Московская, Самарская области, Краснодарский край, где наряду с развитой промышленностью представлены и другие сферы.
№ | Регион | Налоги и сборы в бюджетную систему РФ, млрд руб. | Доля региона в общих налогах и сборах РФ, % | Специализация региона, основные отрасли поступления налогов и соборов в бюджетную систему РФ | Доля отрасли в общих налогах и сборах субъекта, % |
1 | Москва | 3 060 | 18 | Торговля оптовая и розничная | 20 |
Деятельность финансовая и страховая | 19 | ||||
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 13 | ||||
2 | Ханты-Мансийский АО — Югра | 2 214 | 13 | Добыча полезных ископаемых | 86 |
Прочие отрасли | 4 | ||||
Транспорт | 2 | ||||
3 | Ямало-Ненецкий АО | 1 138 | 7 | Добыча полезных ископаемых | 86 |
Торговля оптовая и розничная | 7 | ||||
Обрабатывающие производства | 2 | ||||
4 | Санкт-Петербург | 1 074 | 6 | Обрабатывающие производства | 44 |
Торговля оптовая и розничная | 8 | ||||
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 7 | ||||
5 | Московская область | 830 | 5 | Обрабатывающие производства | 27 |
Торговля оптовая и розничная | 23 | ||||
Операции с недвижимым имуществом | 8 | ||||
6 | Республика Татарстан | 557 | 3 | Добыча полезных ископаемых | 53 |
Обрабатывающие производства | 17 | ||||
Торговля оптовая и розничная | 6 | ||||
7 | Красноярский край | 472 | 3 | Добыча полезных ископаемых | 48 |
Обрабатывающие производства | 15 | ||||
Электроэнергетика | 11 | ||||
8 | Самарская область | 400 | 2 | Добыча полезных ископаемых | 37 |
Обрабатывающие производства | 31 | ||||
Торговля оптовая и розничная | 6 | ||||
9 | Краснодарский край | 338 | 2 | Торговля оптовая и розничная | 20 |
Обрабатывающие производства | 19 | ||||
Транспорт | 12 | ||||
10 | Республика Башкортостан | 336 | 2 | Добыча полезных ископаемых | 51 |
Обрабатывающие производства | 12 | ||||
Торговля оптовая и розничная | 7 | ||||
Всего Топ-10 | 10 419 | 61 | |||
В целом по РФ | 17 194 | 100 |
3. Диспропорция экономического развития
Объем налоговых поступлений на душу населения говорит о большой диспропорции экономического развития между регионами. В среднем по РФ сумма налогов и сборов за 2017 г. оценивается в 117 руб. на человека в год. Максимальный размер зафиксирован в Ямало-Ненецком АО — 2 112 руб./чел., минимальный в Республике Ингушетия — 8 руб./чел. Разница составляет 264 раза.
№ | Регион | Объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на душу населения, руб/чел. |
1 | Ямало-Ненецкий АО | 2 112 |
2 | Ненецкий АО | 1 657 |
3 | Ханты-Мансийский АО — Югра | 1 338 |
4 | Сахалинская область | 292 |
5 | Москва | 245 |
6 | Чукотский АО | 236 |
7 | Республика Коми | 212 |
8 | город Санкт-Петербург | 201 |
9 | Ленинградская область | 178 |
10 | Республика Саха (Якутия) | 176 |
11 | Красноярский край | 164 |
12 | Томская область | 159 |
12 | Тюменская область | 151 |
14 | Республика Татарстан | 143 |
15 | Иркутская область | 133 |
16 | Оренбургская область | 133 |
17 | Самарская область | 125 |
18 | Пермский край | 122 |
19 | Астраханская область | 113 |
20 | Калининградская область | 112 |
21 | Удмуртская Республика | 111 |
22 | Ярославская область | 111 |
23 | Московская область | 111 |
24 | Мурманская область | 104 |
25 | Камчатский край | 100 |
26 | Рязанская область | 99 |
27 | Хабаровский край | 93 |
28 | Магаданская область | 93 |
29 | Омская область | 91 |
30 | Республика Башкортостан | 83 |
31 | Калужская область | 82 |
32 | Нижегородская область | 79 |
33 | Свердловская область | 72 |
34 | Саратовская область | 68 |
35 | Волгоградская область | 63 |
36 | Архангельская область | 62 |
37 | Новосибирская область | 62 |
38 | Краснодарский край | 60 |
39 | Челябинская область | 60 |
40 | Вологодская область | 60 |
41 | Белгородская область | 59 |
42 | Кемеровская область | 57 |
43 | Приморский край | 53 |
44 | Ульяновская область | 52 |
45 | Владимирская область | 51 |
46 | Курская область | 51 |
47 | Республика Мордовия | 50 |
48 | Тверская область | 48 |
49 | Смоленская область | 48 |
50 | Ростовская область | 47 |
51 | Новгородская область | 43 |
52 | Тульская область | 42 |
53 | Республика Карелия | 42 |
54 | Воронежская область | 42 |
55 | Республика Хакасия | 42 |
56 | Костромская область | 39 |
57 | Пензенская область | 38 |
58 | Липецкая область | 38 |
59 | Республика Марий-Эл | 37 |
60 | Республика Адыгея | 37 |
61 | Еврейская автономная область | 37 |
62 | Республика Крым | 36 |
63 | Чувашская Республика | 35 |
64 | Кировская область | 35 |
65 | Ставропольский край | 35 |
66 | Брянская область | 34 |
67 | Орловская область | 34 |
68 | Алтайский край | 34 |
69 | Курганская область | 33 |
70 | город Севастополь | 33 |
71 | Забайкальский край | 32 |
72 | Псковская область | 30 |
73 | Республика Алтай | 30 |
74 | Республика Калмыкия | 29 |
75 | Амурская область | 29 |
76 | Ивановская область | 28 |
77 | Тамбовская область | 28 |
78 | Республика Бурятия | 28 |
79 | Республика Северная Осетия — Алания | 25 |
80 | Карачаево-Черкесская Республика | 20 |
81 | Республика Тыва | 19 |
82 | Кабардино-Балкарская Республика | 15 |
83 | Республика Дагестан | 11 |
84 | Чеченская Республика | 9 |
85 | Республика Ингушетия | 8 |
Российская Федерация | 117 |
Фактором развития региональных экономик может служить переход от политики бюджетного выравнивания, поддержания дотационных территорий за счет федеральных трансфертов — к стимулирующей стратегии, основанной как на привлечении инвестиций, создании благоприятного предпринимательского климата, так и на передаче части налогов от федерального центра в бюджеты субъектов и муниципалитетов.
Исходя из сложившейся тенденции, следует ожидать дальнейшего увеличения доли секторов, не связанных с сырьевым, по ряду причин. Несмотря на стабилизацию мировой конъюнктуры на рынке черного золота, в отношении России в среднесрочной перспективе будет сохраняться санкционное давление с стороны Европы и США, в частности, запрет на покупку высокотехнологичного оборудования, в том числе для нефте- и газодобычи. Кроме того, девальвация рубля и реализуемые программы импортозамещения стимулируют появление компаний с высокой добавленной стоимостью.