Статья
Кто имеет право доступа к кредитным историям?

Любой гражданин Российской Федерации, а также юридические лица, работающие на её территории, имеют право на просмотр своей кредитной истории. Однако, если кому-либо необходимо изучить кредитную историю третьего лица, то доступ к ней можно получить только с письменного согласия владельца.

Кредитные истории возникли в нашей стране сравнительно недавно – в 2005 году. С этого времени по каждому заемщику накапливается полная информация о его кредитах и качестве их обслуживания. В кредитную историю попадает вся информация, касающаяся кредитования: все нарушения обязательств, их досрочное выполнение и полное погашение кредита.

Кредитная история состоит из четырех частей:
I часть – "титульная часть кредитной истории" - содержит сведения о заемщике, по которым его можно идентифицировать;
II часть – "основная часть кредитной истории" - содержит дополнительные сведения о заемщике и сведения об обязательствах заемщика (с указанием суммы, срока исполнения обязательств, срока уплаты процентов и прочее);
III часть – "дополнительная (закрытая) часть кредитной истории" - содержит сведения о кредиторе, а также сведения о пользователях кредитной истории.
IV часть – "информационная часть кредитной истории" - содержит сведения какие именно кредиты брал тот или иной заемщик, каким способом он их получал, а если не получил, то по какой причине ему было отказано.

У субъекта кредитной истории – юридического лица информационная часть кредитной истории не формируется.
Следует обозначить основные нововведения в законодательстве, вступившие в силу в прошлом году.

С 1 июля 2014 г., заработал закон «О потребительском кредите (займе)» и закон-спутник №363, который вносит изменения в различные законодательные акты, включая закон «О кредитных историях». Одно из самых важных нововведений состоит в том, что кредитные истории будут формироваться без согласия заемщиков. Если, согласно действующей редакции, заемщику необходимо давать согласие на передачу данных о нём в бюро кредитных историй, то с 1 июля 2014 г. это правило упразднено. Таким образом, российское законодательство о кредитных историях приводится в соответствие с международной практикой.

Кроме того, с 1 июля 2014 г. запрашивать кредитные отчеты могут не только финансовые организации, но и, например, работодатели, арендодатели и другие лица и организации, получившие согласие заемщика на ознакомление с его кредитной историей. Эта новация распространяется и на коллекторов. Такое право все перечисленные организации получают потому, что норма, согласно которой кредитный отчет можно получить только для заключения договора займа, с 1 июля 2014 г. не действует.

Существует мнение, что доступ к кредитным историям юридических и физических лиц можно получить (за определённую плату) исходя из наличия соответствующих баз данных. Однако законодательство чётко ограничивает круг всех пользователей, которым этот доступ может быть предоставлен. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», выдача кредитного отчета может осуществляться:

  • лицу, которое является заёмщиком по договору кредита и в отношении которого формируется кредитная история;
  • лицу, получившему письменное или иным способом зафиксированное согласие заёмщика на получение кредитного отчета;
  • в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;
  • в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной истории;
  • в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, - титульную и основную части кредитной истории по его запросу.

Все другие случаи распространения, передачи, продажи третьим лицам без какого-либо запроса и согласия заемщика любых данных, содержащихся в кредитной истории, признаются незаконными и влекут за собой наложение административного взыскания (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния).

Вестник
Корпоративные банкротства: ответ на вызовы времени

В минувшем году в России наметилась тенденция увлечения числа новых арбитражных дел о корпоративных банкротствах. Всего в судах субъектов федерации в 2014 году было открыто производство по 37 884 делам, что выше уровня 2013 года на 30,8% (28 972 новых дел). Если рассмотреть годовую динамику в ежемесячном разрезе, то самый большой прирост пришелся на октябрь и декабрь 2014 г., когда количество новых дел увеличилось на 56,5% и 45,9% соответственно (к октябрю, декабрю 2013 г.).

Вторая половина 2014 года выдалась весьма непростой для российской экономики: санкции западных стран и ответные контрсанкции, падение цен на энергоресурсы привели к заметной девальвации национальной валюты, ускорению инфляции и повышению ключевой ставки ЦБ до 17%, что поставило под сомнение перспективы кредитования для многих российских компаний внутри страны.

Все это негативным образом сказывается на отечественной бизнес-среде. Заметное увеличение числа новых дел о банкротствах с большей вероятностью продолжится и в 2015 году. К сожалению, программы по импортозамещению и развитию предпринимательства не смогут осуществляться без государственной поддержки в условиях дорогих кредитных ресурсов.

корпоративные банкротства в россии

Рисунок 1. Помесячная динамика количества новых дел о корпоративных банкротствах в России в 2013-2014 гг., темп прироста, % 

В разрезе региональных арбитражных судов, общее количество новых дел о банкротствах традиционно выше в крупнейших субъектах страны – Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Однако наибольший годовой прирост новых разбирательств (по Топ-10 регионов) был зафиксирован в Нижегородской области – 69,6% (1045 новых дел, против 616 дел в 2013 г.).

корпоративные банкротства в арбитражных судах

Рисунок 2. Количество новых дел о корпоративных банкротствах в арбитражных судах субъектов федерации в 2013-2014 гг., ТОП-10, темп прироста, %

По данным Информационно-аналитической системы ГЛОБАС-i® в 2014 году арбитражным судом было начато рассмотрение ряда новых дел о признании несостоятельными (банкротами) значимых компаний. Крупнейшее в стране предприятие по активам, в отношении которого была введена процедура наблюдения, – омское ООО НПО Мостовик. Организация работала над проектированием и строительством мостов по всей России («Живописный мост» в Москве, вантовый мост на остров Русский), спортивных объектов к сочинской олимпиаде, имела несколько крупных подрядов на строительство Омского метрополитена, открытие которого откладывается на неопределенное время.

Заявление о несостоятельности постигло еще одну крупную компанию, участвующую в олимпийской стройке - ООО ТрансКомСтрой. Предприятие осуществляло реализацию проектов: «Горки Город» на берегу реки Мзымта, спортивно-туристического комплекса «Горная Карусель», олимпийских медиадеревень. Кредиторская задолженность общества превысила величину его активов.

Замыкает тройку антирейтинга новых дел о банкротстве в отношении крупнейших предприятий - ООО НПО Космос. Компания считается одним из главных дорожных подрядчиков Москвы. Организация была генподрядчиком проекта «Большая Ленинградка» - реконструкции Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе от Белорусского вокзала до Зеленограда, занималась реконструкцией Дмитровского и Ленинградского шоссе, Большой Академической улицы, строительством Алабяно-Балтийского тоннеля.

Таблица 1. Новые дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении крупнейших по активам компаний в 2014 году
НаименованиеРегионАктивы, млн руб.Кредиторская задолженность, млн руб.Номер дела
1 ООО НПО Мостовик
ИНН: 5502005562
Омская область 75 093,50 32 629,30 А46 - 4042/2014
2 ООО ТрансКомСтрой
ИНН: 7724655847
Краснодарский край 55 390,30 56 636,80 А32 - 33424/2014
3 ООО НПО Космос
ИНН: 7720068118
Москва 29 736,10 14 593,80 А40 - 4760/2014

Правительство РФ, пытаясь бороться с текущими макроэкономическими вызовами, разработало антикризисный план, о параметрах которого было объявлено 28 января 2015 г. Согласно плану, программы государственной поддержки в России будут распространяться на более широкий круг предприятий малого и среднего бизнеса, чем допускают существующие правила. Это произойдет благодаря двукратному повышению потолка годовой выручки от реализации товаров и работ, который является критерием для отнесения предприятия к категории микропредприятия. Повышение потолка по годовой выручке позволит перевести в эту категорию около 8 тысяч организаций, которые сейчас формально считаются средними. В связи с этим, больше компаний сможет принять участие в госзакупках для малого бизнеса.

Кроме того, было получено право снижать ставки для налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности с 15% до 7,5%, говорится в антикризисном плане правительства. Субъекты РФ также смогут снижать налог на доходы до 1% с 6% для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, и получат право снижать в два раза максимальный размер потенциально годового дохода, возможного к получению индивидуальным предпринимателем, с одного миллиона рублей до 500 тыс. рублей.

Таким образом, предпринимаемые меры должны оказать поддержку отечественному бизнесу и изменить негативную тенденцию увеличения числа банкротств.