Статья
Тенденции в торговле электротоварами

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) торговые предприятия (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшим торговым предприятием по размеру чистых активов является ООО ХАСКЕЛ, ИНН 7719269331, Московская область. В 2018 году чистые активы компании составляли более 15,7 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО ОРСОН, ИНН 7743830082, г. Москва. Недостаточность имущества этого предприятия в 2018 году выражалась отрицательной величиной -622 млн рублей.

За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий отрасли в 2018 году составил 47% от суммарной выручки предприятий ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к снижению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием отрасли по размеру чистой прибыли является также ООО ХАСКЕЛ, ИНН 7719269331, Московская область. В 2018 году прибыль компании составила 2,4 млрд рублей.

За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-1000 увеличиваются, при этом размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2018 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах

В течение десяти лет, наблюдается тенденция к снижению значений средних отраслевых показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности показывали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах

Малый бизнес
90% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 22,6%, что несколько выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 зарегистрированы в 70 регионах и распределены по территории страны крайне неравномерно. Почти 76% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части предприятий ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля предприятий оптовой торговли бытовыми электротоварами в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране за 2018 год составила 0,474%, а за 9 месяцев 2019 года – 0,436%, что выше показателя за 9 месяцев 2018 года, составлявшего 0,360%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Динамика доли предприятий отрасли в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране up10
Среднее значение удельного веса факторов up2,0

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Доходность продаж бытовой электротехники

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) торговые компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2018 году составило от 3,96%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Рентабельность продаж, % Индекс платёжеспособности Глобас
2017 2018 2017 2018 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО КОМПАНИЯ РБТ
ИНН 7452030451 г. Москва
up12359,4 up16545,7 down11,9 up69,7 up2,32 up5,98 180 Наивысший
ООО ВИРЛПУЛ РУС
ИНН 7717654289 г. Москва
down26351,9 up27354,3 down616,4 up1268,6 down4,95 up5,85 240 Высокий
ООО АЛЬМА
ИНН 7701713130 г. Москва,
Рассматривается дело о банкротстве, конкурсное производство с 20.11.2019
up45271,1 down35790,5 up220,2 down104,7 down-0,45 up4,60 550 Неудовлетворительный
ООО ХАСКЕЛ
ИНН 7719269331 Московская область
up124385,7 up132485,0 up732,3 up2394,2 up1,13 up3,09 187 Наивысший
НАО СОНИ ЭЛЕКТРОНИКС
ИНН 7703001265 г. Москва
up32198,8 up37393,8 down223,3 up286,1 down1,98 up2,17 225 Высокий
ООО ЦЕНТР ДИСТРИБЬЮЦИИ
ИНН 5047067909 Московская область
up12867,0 up18746,6 down57,1 up58,2 down0,54 up1,86 204 Высокий
ООО МОНТ
ИНН 7703313144 г. Москва
up19896,3 down19612,9 up197,3 up202,1 up0,74 up1,29 174 Наивысший
ООО ЭЛЕКТРОСИСТЕМ
ИНН 7704844420 г. Москва, Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 11.11.2019
up43992,8 up46165,3 down232,1 up614,7 down0,62 up0,94 249 Высокий
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ АБСОЛЮТ
ИНН 7726600963 г. Москва
down18463,2 down16998,2 down139,0 down-183,4 down-0,16 down-0,48 307 Удовлетворительный
ООО ТФН
ИНН 7727696432 г. Москва
down18353,2 down14941,7 up262,6 up285,4 down-2,90 up-2,88 225 Высокий
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up35414,0 up36603,4 down269,2 up510,0 down0,88 up2,24  
Среднее отраслевое значение up111,4 up119,7 down1,8 down-1,4 down2,84 up3,96  

Up улучшение показателя к предыдущему периоду, Down ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений. Девять компании улучшили результат в 2018 году.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами в 2009 – 2018 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами в 2009 – 2018 годах