Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) торговые предприятия (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшим торговым предприятием по размеру чистых активов является ООО ХАСКЕЛ, ИНН 7719269331, Московская область. В 2018 году чистые активы компании составляли более 15,7 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО ОРСОН, ИНН 7743830082, г. Москва. Недостаточность имущества этого предприятия в 2018 году выражалась отрицательной величиной -622 млн рублей.
За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий отрасли в 2018 году составил 47% от суммарной выручки предприятий ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации.

В целом наблюдается тенденция к снижению объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием отрасли по размеру чистой прибыли является также ООО ХАСКЕЛ, ИНН 7719269331, Московская область. В 2018 году прибыль компании составила 2,4 млрд рублей.
За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли имеют тенденцию к снижению (Рисунок 5).

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-1000 увеличиваются, при этом размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет, наблюдается тенденция к снижению значений средних отраслевых показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности показывали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
90% предприятий ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 22,6%, что несколько выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-1000 зарегистрированы в 70 регионах и распределены по территории страны крайне неравномерно. Почти 76% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части предприятий ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля предприятий оптовой торговли бытовыми электротоварами в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране за 2018 год составила 0,474%, а за 9 месяцев 2019 года – 0,436%, что выше показателя за 9 месяцев 2018 года, составлявшего 0,360%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Уровень конкуренции / монополизации | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Динамика доли предприятий отрасли в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране | ![]() |
Среднее значение удельного веса факторов | ![]() |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) торговые компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний оптовой торговли бытовыми электротоварами практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2018 году составило от 3,96%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО КОМПАНИЯ РБТ ИНН 7452030451 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
180 Наивысший |
ООО ВИРЛПУЛ РУС ИНН 7717654289 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
240 Высокий |
ООО АЛЬМА ИНН 7701713130 г. Москва, Рассматривается дело о банкротстве, конкурсное производство с 20.11.2019 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
550 Неудовлетворительный |
ООО ХАСКЕЛ ИНН 7719269331 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
187 Наивысший |
НАО СОНИ ЭЛЕКТРОНИКС ИНН 7703001265 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
225 Высокий |
ООО ЦЕНТР ДИСТРИБЬЮЦИИ ИНН 5047067909 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
204 Высокий |
ООО МОНТ ИНН 7703313144 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
174 Наивысший |
ООО ЭЛЕКТРОСИСТЕМ ИНН 7704844420 г. Москва, Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 11.11.2019 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
249 Высокий |
ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ АБСОЛЮТ ИНН 7726600963 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
307 Удовлетворительный |
ООО ТФН ИНН 7727696432 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
225 Высокий |
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее отраслевое значение | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений. Девять компании улучшили результат в 2018 году.

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).
