Рэнкинг
Оборот кредиторской задолженности крупнейших российских лизинговых компаний

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг российских лизинговых компаний. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по показателю оборота кредиторской задолженности (Таблица 1).

Оборот (оборачиваемость) кредиторской задолженности (раз за год) рассчитывается как отношение средней величины кредиторской задолженности за период к выручке от реализации. Коэффициент показывает, сколько раз за год предприятие погасило усредненную сумму своей кредиторской задолженности.

Данный показатель отражает процесс погашения задолженности перед контрагентами (партнерами, поставщиками, посредниками и т.п.). Коэффициент определяет количество закрытий фирмой долгов и рассчитывается для оценки денежных потоков. Это позволяет сделать выводы об эффективности работы компании и выбранной финансовой стратегии.

Чем выше показатель, тем быстрее предприятие рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник дешевых финансовых ресурсов.

Специалистами Информационное агентство Credinform, с учетом фактической ситуации как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для лизинговых компаний практическое значение оборота кредиторской задолженности составляет до 338,29 раза.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, оборот кредиторской задолженности, индекс платежеспособности Глобас-i® крупнейших российских лизинговых компаний (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- %Оборот кредиторской задолженности, раз за 2015 годИндекс платёжеспособности Глобас-i®
ООО СПЕЦНЕФТЕТРАНС
ИНН 7743712642 г. Москва
888,1 4 500,3 78 3 059,19 272
Высокий
ПАО РОСАГРОЛИЗИНГ
ИНН 7704221591 г. Москва
-9 679,1 3 258,1 13 847,41 228
Высокий
ООО НИТРОХИМПРОМ
ИНН 7718196987 г. Москва
170,6 3 320,6 2 138 541,80 221
Высокий
ООО РН-АЭРОКРАФТ
ИНН 7706734415 г. Москва
6 540,9 8 649,2 57 110,16 242
Высокий
ООО РЕЙЛ1520
ИНН 7801537819 Ленинградская область
661,2 8 172,5 116 82,90 297
Высокий
НАО ПРОМТРАНСИНВЕСТ
ИНН 7730714748 г. Москва
604,4 8 189,2 220 62,21 227
Высокий
ООО ТАТНЕФТЬ - АКТИВ
ИНН 1644013875 Республика Татарстан
129,4 2 727,1 28 41,11 199
Наивысший
ООО БРАНСВИК РЕЙЛ
ИНН 7705872331 г. Москва
-4 435,7 7 271,8 -2 35,73 307
Удовлетворительный
ООО ГТИ МЕНЕДЖМЕНТ
ИНН 7701409186 г. Москва
591,2 3 096,4 182 35,62 266
Высокий
ООО АГГРЕКО ЕВРАЗИЯ
ИНН 7705838531 Тюменская область
962,6 2 879,3 40 30,52 189
Наивысший
Итого по группе компаний ТОП-10 -3 566,4 52 064,4 *73 **219,62  
Итого по группе компаний ТОП-100 -5 419,1 118 128,5 *38 **168,67  
Среднее значение по отрасли -0,6 25,7 -9 299,38  
* - среднее значение по группе
** - среднее значение по группе без экстремальных значений

Средние значения показателя оборота кредиторской задолженности в 2015 г. как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100 укладываются в параметры практического значения. Однако три компании из ТОП-10 (отмечены желтой заливкой в Таблице 1 и на Рисунке 1) в эти параметры не уложились.

Оборот кредиторской задолженности и выручка крупнейших российских лизинговых компаний (ТОП-10)
Рисунок 1. Оборот кредиторской задолженности и выручка крупнейших российских лизинговых компаний (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 44% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли. Так, доли трех крупнейших компаний по объему выручки в 2015 г. в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 21%. (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %

Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО БРАНСВИК РЕЙЛ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, о случаях несвоевременного выполнения своих обязательств, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.

Три компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).

В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 27 убыточных компаний, а в 2015 году их число снизилось до 25.

Показатели российских лизинговых компаний в денежном выражении в последние годы не отличаются стабильностью и находятся под давлением макроэкономической ситуации в целом по экономике, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 3 и Таблица 2).

Темпы роста (снижения) суммарной выручки российских лизинговых компаний от года к году, %
Рисунок 3. Темпы роста (снижения) суммарной выручки российских лизинговых компаний от года к году, %

В 2016 г. наибольшую выручку получили компании, сдающие в аренду различные машины и оборудование, бытовые изделия и предметы личного пользования, а наименьшую - сдающие в аренду торговое оборудование.

Таблица 2. Выручка (нетто) от продажи лизинговых услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
Аренда2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования 63 467 670 77 222 139 88 113 719 108 117 783 121 148 285 103 362 858 104 108 554
прочих машин и оборудования 25 264 865 25 433 896 47 951 336 50 196 942 62 816 332 32 490 160 40 497 161
прочих транспортных средств и оборудования 15 706 913 25 300 835 35 119 421 49 848 191 49 013 587 55 432 777 39 723 982
прочих сухопутных транспортных средств и оборудования 15 043 107 24 398 446 34 275 436 48 822 363 47 422 878 54 864 194 38 113 449
прочего автомобильного транспорта и оборудования 11 841 822 11 196 123 16 619 904 37 801 692 24 444 882 16 996 705 24 158 204
легковых автомобилей 21 993 809 26 039 448 4 420 659 7 048 439 8 622 268 14 728 340 23 127 046
строительных машин и оборудования с оператором 13 125 243 12 682 238 15 288 568 12 835 733 13 873 017 11 880 186 19 554 487
строительных машин и оборудования 4 367 491 5 129 657 21 907 065 33 184 819 45 563 304 12 229 349 17 663 857
прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки 15 719 453 16 401 560 20 240 909 12 335 964 12 940 284 14 499 193 17 462 162
морских транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг 844 300 1 909 186 2 715 643 2 577 702 7 779 949 9 509 885 16 470 901
железнодорожного транспорта и оборудования 3 201 285 13 202 323 17 655 532 11 020 671 22 109 752 31 719 497 13 240 146
прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения 14 607 391 12 256 677 13 945 837 6 852 309 11 276 546 11 074 771 10 588 322
сельскохозяйственных машин и оборудования 4 180 878 2 884 220 4 718 951 4 543 027 4 224 450 5 715 931 5 012 810
грузового автомобильного транспорта с водителем 2 740 842 4 939 978 3 949 999 3 865 291 4 344 440 5 416 675 4 239 681
воздушных транспортных средств и оборудования 192 422 260 913 194 394 114 708 77 536 60 226 1 123 294
водных транспортных средств и оборудования 471 384 641 476 649 591 700 782 1 297 544 186 218 487 239
офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику 997 043 1 018 459 1 084 411 131 762 88 294 45 687 358 332
торгового оборудования 400 750 4 889 5 811 7 103 6 213 6 523 6 683
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост.

Лизинговые компании распределены по территории страны неравномерно, с тяготением к двум крупнейшим городам, где концентрируются наибольшие финансовые ресурсы. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 32 регионах России (Рисунок 4).

Распределение 100 крупнейших лизинговых компаний по регионам России
Рисунок 4. Распределение 100 крупнейших лизинговых компаний по регионам России
Рэнкинг
Рентабельность активов крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по рентабельности активов (Таблица 1).

Рентабельность активов (%) рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов. Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента. Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее бизнес, то есть тем выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.

Однако, необходимо учитывать тот факт, что балансовая стоимость активов может в значительной мере не соответствовать их текущей рыночной стоимости. Например, под воздействием инфляции балансовая стоимость основных средств с течением времени будет все больше недооценена, что приведет к завышенной оценке рентабельности активов. Иными словами, необходимо учитывать не только структуру, но и возраст активов.

Также следует принимать во внимание динамику этого показателя. Его последовательное снижение говорит о падении эффективности использования активов.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, рентабельность активов, индекс платежеспособности Глобас-i® крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам (ТОП-10)
НаименованиеЧистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., млн руб.Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- %Рентабельность активов, %Индекс платёжеспособности Глобас-i®
ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ
ИНН 5638057840 Оренбургская область
506,4 22 765,9 17 6,16 282
Высокий
ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ
ИНН 5448100656 Новосибирская область
922,9 82 214,5 16 3,04 282
Наивысший
ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ИНН 7708503727 г. Москва
318,0 1 510 757,0 8 0,01 227
Высокий
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА
ИНН 7702038150 г. Москва
-505,2 87 471,0 4 -0,03 249
Высокий
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
ИНН 7830000970 Санкт-Петербург
-270,1 18 831,6 8 -0,35 234
Высокий
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
ИНН 7733646084 г. Москва
-270,8 26 867,4 -34 -4,71 309
Удовлетворительный
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСГОРТРАНС
ИНН 7705002602 г. Москва
-5 577,6 41 534,2 3 -7,08 247
Высокий
ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ
ИНН 7712040126 г. Москва
-18 927,8 366 307,5 52 -10,15 176
Наивысший
ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ ГАЗПРОМ АВИА
ИНН 7712040126 г. Москва
-4 652,5 16 164,8 2 -12,00 258
Высокий
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО
ИНН 5701000985 Санкт-Петербург
-98 932,7 97 711,1 -17 -118,86 450
Неудовлетворительный
Итого по группе компаний ТОП-10
(* - среднее значение по группе)
-127 389,6 2 270 625,0 *11 *-14.40  
Итого по группе компаний ТОП-100
(* - среднее значение по группе)
-128 780,6 2 447 090,6 *12 *-4,97  

Средние значения рентабельности активов в 2015 г. имеют отрицательные величины как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100.

Среднеотраслевые значения рентабельности активов показаны для сравнения в Таблице 2.

Таблица 2. Среднеотраслевые значения рентабельности активов по видам пассажирского транспорта
Вид пассажирского транспорта2013 г.2014 г.2015 г.
Морской -2,49 -7,15 3,96
Железнодорожный в пригородном сообщении н/д 0,23 1,14
Железнодорожный магистральный 0,55 -0,71 0,33
Метрополитен н/д 0,21 -0,12
Такси -10,38 34,05 -0,30
Внутренний водный 6,77 -3,96 -6,39
Автобус -4,62 -5,91 -6,99
Трамвай -1,86 -14,15 -8,96
Троллейбус -6,55 -4,03 -15,36
Воздушный -3,12 -12,10 -31,02

Только три компании из ТОП-10 имеют положительные значения показателя рентабельности активов.

Рентабельность активов и выручка крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам (ТОП-10)
Рисунок 1. Рентабельность активов и выручка крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам (ТОП-10)

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 93% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует высоком уровне монополизации прежде всего в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, так как доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в суммарной выручке группы компаний ТОП-10 составила почти 67%. При этом в группе компаний ТОП-100 наибольшую долю в суммарной выручке имеют предприятия по автобусным перевозкам пассажиров (Рисунок 2).

Доли компаний ТОП-100 по видам пассажирского транспорта суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %
Рисунок 2. Доли компаний ТОП-100 по видам пассажирского транспорта суммарной выручке 2015 г. группы компаний ТОП-100, %

Восьми компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.

ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.

ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО присвоен низкий индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о поданных исках о банкротстве, нахождении компании в реестре недобросовестных поставщиков, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - негативный.

Семь компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).

В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 53 убыточных компаний, а в 2015 г. их число снизилось незначительно до 52.

В целом показатели пассажирских перевозок в денежном выражении в 2016 г. выросли по сравнению с 2010 годом (за исключением деятельности такси), что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 3).

Таблица 3. Выручка (нетто) от продажи услуг по перевозке пассажиров (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
Виды пассажирских перевозок2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.2016 г. к 2010 г., %
Воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию 383 468 090 462 801 843 555 009 646 647 696 800 647 734 812 800 879 312 943 788 636 146
Прочий сухопутный транспорт, подчиняющийся расписанию 221 218 593 243 591 843 262 093 658 275 516 742 299 906 865 315 496 370 344 539 442 56
Магистральный железнодорожный транспорт 126 339 471 168 499 283 225 403 027 238 174 601 232 785 908 231 417 020 269 024 137 113
Городской электрический транспорт 105 132 380 122 574 362 134 769 343 134 123 195 149 231 508 160 869 125 176 806 915 113
Автомобильный (автобусный) транспорт, подчиняющийся расписанию 115 371 219 120 476 784 126 953 757 138 283 128 148 558 682 151 403 886 152 226 256 32
Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию 93 011 551 97 243 721 104 052 116 115 099 278 126 488 948 129 472 148 131 675 112 42
Метрополитен 71 877 854 82 852 474 93 357 108 92 309 091 105 082 890 111 479 422 131 326 069 83
Воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию 21 314 554 14 801 226 11 563 326 18 956 009 54 171 380 65 995 239 46 968 613 120
Прочий сухопутный транспорт 26 105 409 25 322 227 30 280 212 36 059 091 47 300 396 49 030 510 38 541 742 48
Трамвайные перевозки 19 250 939 20 029 252 21 089 025 23 249 932 23 344 031 29 340 618 25 717 386 34
Троллейбусные перевозки 13 506 290 15 936 329 16 696 068 15 089 821 17 093 400 15 716 685 15 711 528 16
Внутренний водный транспорт 1 539 154 4 211 332 4 186 707 4 722 625 3 945 674 2 903 341 14 440 178 838
Пригородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию 10 289 459 12 568 305 13 333 307 13 200 025 13 863 063 13 205 285 11 215 752 9
Перевозки фуникулерами, воздушными канатными дорогами и подъемниками 199 593 198 876 362 254 663 858 1 818 415 2 792 303 4 606 756 2 208
Внутригородские и пригородные перевозки наземным железнодорожным транспортом 489 372 3 746 914 3 578 382 3 465 622 3 363 348 3 703 046 4 051 932 729
Морской транспорта 772 271 364 609 564 708 316 833 299 127 311 548 3 691 043 378
Такси 3 045 371 2 930 484 2 424 045 1 714 089 758 524 1 251 386 933 488 -69
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост.

Предприятия по перевозке пассажиров распределены по территории страны относительно равномерно, с тяготением к густонаселенным регионам в силу специфики деятельности. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 42 регионах России (Рисунок 3).

Распределение 100 крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам по регионам России
Рисунок 3. Распределение 100 крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам по регионам России