Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг российских лизинговых компаний. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по показателю оборота кредиторской задолженности (Таблица 1).
Оборот (оборачиваемость) кредиторской задолженности (раз за год) рассчитывается как отношение средней величины кредиторской задолженности за период к выручке от реализации. Коэффициент показывает, сколько раз за год предприятие погасило усредненную сумму своей кредиторской задолженности.
Данный показатель отражает процесс погашения задолженности перед контрагентами (партнерами, поставщиками, посредниками и т.п.). Коэффициент определяет количество закрытий фирмой долгов и рассчитывается для оценки денежных потоков. Это позволяет сделать выводы об эффективности работы компании и выбранной финансовой стратегии.
Чем выше показатель, тем быстрее предприятие рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник дешевых финансовых ресурсов.
Специалистами Информационное агентство Credinform, с учетом фактической ситуации как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для лизинговых компаний практическое значение оборота кредиторской задолженности составляет до 338,29 раза.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- % | Оборот кредиторской задолженности, раз за 2015 год | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ООО СПЕЦНЕФТЕТРАНС ИНН 7743712642 г. Москва |
888,1 | 4 500,3 | 78 | 3 059,19 | 272 Высокий |
ПАО РОСАГРОЛИЗИНГ ИНН 7704221591 г. Москва |
-9 679,1 | 3 258,1 | 13 | 847,41 | 228 Высокий |
ООО НИТРОХИМПРОМ ИНН 7718196987 г. Москва |
170,6 | 3 320,6 | 2 138 | 541,80 | 221 Высокий |
ООО РН-АЭРОКРАФТ ИНН 7706734415 г. Москва |
6 540,9 | 8 649,2 | 57 | 110,16 | 242 Высокий |
ООО РЕЙЛ1520 ИНН 7801537819 Ленинградская область |
661,2 | 8 172,5 | 116 | 82,90 | 297 Высокий |
НАО ПРОМТРАНСИНВЕСТ ИНН 7730714748 г. Москва |
604,4 | 8 189,2 | 220 | 62,21 | 227 Высокий |
ООО ТАТНЕФТЬ - АКТИВ ИНН 1644013875 Республика Татарстан |
129,4 | 2 727,1 | 28 | 41,11 | 199 Наивысший |
ООО БРАНСВИК РЕЙЛ ИНН 7705872331 г. Москва |
-4 435,7 | 7 271,8 | -2 | 35,73 | 307 Удовлетворительный |
ООО ГТИ МЕНЕДЖМЕНТ ИНН 7701409186 г. Москва |
591,2 | 3 096,4 | 182 | 35,62 | 266 Высокий |
ООО АГГРЕКО ЕВРАЗИЯ ИНН 7705838531 Тюменская область |
962,6 | 2 879,3 | 40 | 30,52 | 189 Наивысший |
Итого по группе компаний ТОП-10 | -3 566,4 | 52 064,4 | *73 | **219,62 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 | -5 419,1 | 118 128,5 | *38 | **168,67 | |
Среднее значение по отрасли | -0,6 | 25,7 | -9 | 299,38 | |
* - среднее значение по группе ** - среднее значение по группе без экстремальных значений |
Средние значения показателя оборота кредиторской задолженности в 2015 г. как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100 укладываются в параметры практического значения. Однако три компании из ТОП-10 (отмечены желтой заливкой в Таблице 1 и на Рисунке 1) в эти параметры не уложились.
Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 44% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли. Так, доли трех крупнейших компаний по объему выручки в 2015 г. в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 21%. (Рисунок 2).
Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО БРАНСВИК РЕЙЛ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, о случаях несвоевременного выполнения своих обязательств, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.
Три компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 27 убыточных компаний, а в 2015 году их число снизилось до 25.
Показатели российских лизинговых компаний в денежном выражении в последние годы не отличаются стабильностью и находятся под давлением макроэкономической ситуации в целом по экономике, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 3 и Таблица 2).
В 2016 г. наибольшую выручку получили компании, сдающие в аренду различные машины и оборудование, бытовые изделия и предметы личного пользования, а наименьшую - сдающие в аренду торговое оборудование.
Аренда | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования | 63 467 670 | 77 222 139 | 88 113 719 | 108 117 783 | 121 148 285 | 103 362 858 | 104 108 554 |
прочих машин и оборудования | 25 264 865 | 25 433 896 | 47 951 336 | 50 196 942 | 62 816 332 | 32 490 160 | 40 497 161 |
прочих транспортных средств и оборудования | 15 706 913 | 25 300 835 | 35 119 421 | 49 848 191 | 49 013 587 | 55 432 777 | 39 723 982 |
прочих сухопутных транспортных средств и оборудования | 15 043 107 | 24 398 446 | 34 275 436 | 48 822 363 | 47 422 878 | 54 864 194 | 38 113 449 |
прочего автомобильного транспорта и оборудования | 11 841 822 | 11 196 123 | 16 619 904 | 37 801 692 | 24 444 882 | 16 996 705 | 24 158 204 |
легковых автомобилей | 21 993 809 | 26 039 448 | 4 420 659 | 7 048 439 | 8 622 268 | 14 728 340 | 23 127 046 |
строительных машин и оборудования с оператором | 13 125 243 | 12 682 238 | 15 288 568 | 12 835 733 | 13 873 017 | 11 880 186 | 19 554 487 |
строительных машин и оборудования | 4 367 491 | 5 129 657 | 21 907 065 | 33 184 819 | 45 563 304 | 12 229 349 | 17 663 857 |
прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 15 719 453 | 16 401 560 | 20 240 909 | 12 335 964 | 12 940 284 | 14 499 193 | 17 462 162 |
морских транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг | 844 300 | 1 909 186 | 2 715 643 | 2 577 702 | 7 779 949 | 9 509 885 | 16 470 901 |
железнодорожного транспорта и оборудования | 3 201 285 | 13 202 323 | 17 655 532 | 11 020 671 | 22 109 752 | 31 719 497 | 13 240 146 |
прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения | 14 607 391 | 12 256 677 | 13 945 837 | 6 852 309 | 11 276 546 | 11 074 771 | 10 588 322 |
сельскохозяйственных машин и оборудования | 4 180 878 | 2 884 220 | 4 718 951 | 4 543 027 | 4 224 450 | 5 715 931 | 5 012 810 |
грузового автомобильного транспорта с водителем | 2 740 842 | 4 939 978 | 3 949 999 | 3 865 291 | 4 344 440 | 5 416 675 | 4 239 681 |
воздушных транспортных средств и оборудования | 192 422 | 260 913 | 194 394 | 114 708 | 77 536 | 60 226 | 1 123 294 |
водных транспортных средств и оборудования | 471 384 | 641 476 | 649 591 | 700 782 | 1 297 544 | 186 218 | 487 239 |
офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику | 997 043 | 1 018 459 | 1 084 411 | 131 762 | 88 294 | 45 687 | 358 332 |
торгового оборудования | 400 750 | 4 889 | 5 811 | 7 103 | 6 213 | 6 523 | 6 683 |
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост. |
Лизинговые компании распределены по территории страны неравномерно, с тяготением к двум крупнейшим городам, где концентрируются наибольшие финансовые ресурсы. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 32 регионах России (Рисунок 4).
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по рентабельности активов (Таблица 1).
Рентабельность активов (%) рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов. Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента. Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее бизнес, то есть тем выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Однако, необходимо учитывать тот факт, что балансовая стоимость активов может в значительной мере не соответствовать их текущей рыночной стоимости. Например, под воздействием инфляции балансовая стоимость основных средств с течением времени будет все больше недооценена, что приведет к завышенной оценке рентабельности активов. Иными словами, необходимо учитывать не только структуру, но и возраст активов.
Также следует принимать во внимание динамику этого показателя. Его последовательное снижение говорит о падении эффективности использования активов.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- % | Рентабельность активов, % | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 5638057840 Оренбургская область |
506,4 | 22 765,9 | 17 | 6,16 | 282 Высокий |
ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ ИНН 5448100656 Новосибирская область |
922,9 | 82 214,5 | 16 | 3,04 | 282 Наивысший |
ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ИНН 7708503727 г. Москва |
318,0 | 1 510 757,0 | 8 | 0,01 | 227 Высокий |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА ИНН 7702038150 г. Москва |
-505,2 | 87 471,0 | 4 | -0,03 | 249 Высокий |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИНН 7830000970 Санкт-Петербург |
-270,1 | 18 831,6 | 8 | -0,35 | 234 Высокий |
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ИНН 7733646084 г. Москва |
-270,8 | 26 867,4 | -34 | -4,71 | 309 Удовлетворительный |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСГОРТРАНС ИНН 7705002602 г. Москва |
-5 577,6 | 41 534,2 | 3 | -7,08 | 247 Высокий |
ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 7712040126 г. Москва |
-18 927,8 | 366 307,5 | 52 | -10,15 | 176 Наивысший |
ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ ГАЗПРОМ АВИА ИНН 7712040126 г. Москва |
-4 652,5 | 16 164,8 | 2 | -12,00 | 258 Высокий |
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО ИНН 5701000985 Санкт-Петербург |
-98 932,7 | 97 711,1 | -17 | -118,86 | 450 Неудовлетворительный |
Итого по группе компаний ТОП-10 (* - среднее значение по группе) |
-127 389,6 | 2 270 625,0 | *11 | *-14.40 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 (* - среднее значение по группе) |
-128 780,6 | 2 447 090,6 | *12 | *-4,97 |
Средние значения рентабельности активов в 2015 г. имеют отрицательные величины как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100.
Среднеотраслевые значения рентабельности активов показаны для сравнения в Таблице 2.
Вид пассажирского транспорта | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|
Морской | -2,49 | -7,15 | 3,96 |
Железнодорожный в пригородном сообщении | н/д | 0,23 | 1,14 |
Железнодорожный магистральный | 0,55 | -0,71 | 0,33 |
Метрополитен | н/д | 0,21 | -0,12 |
Такси | -10,38 | 34,05 | -0,30 |
Внутренний водный | 6,77 | -3,96 | -6,39 |
Автобус | -4,62 | -5,91 | -6,99 |
Трамвай | -1,86 | -14,15 | -8,96 |
Троллейбус | -6,55 | -4,03 | -15,36 |
Воздушный | -3,12 | -12,10 | -31,02 |
Только три компании из ТОП-10 имеют положительные значения показателя рентабельности активов.
Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 93% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует высоком уровне монополизации прежде всего в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, так как доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в суммарной выручке группы компаний ТОП-10 составила почти 67%. При этом в группе компаний ТОП-100 наибольшую долю в суммарной выручке имеют предприятия по автобусным перевозкам пассажиров (Рисунок 2).
Восьми компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО присвоен низкий индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о поданных исках о банкротстве, нахождении компании в реестре недобросовестных поставщиков, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - негативный.
Семь компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 53 убыточных компаний, а в 2015 г. их число снизилось незначительно до 52.
В целом показатели пассажирских перевозок в денежном выражении в 2016 г. выросли по сравнению с 2010 годом (за исключением деятельности такси), что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 3).
Виды пассажирских перевозок | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к 2010 г., % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию | 383 468 090 | 462 801 843 | 555 009 646 | 647 696 800 | 647 734 812 | 800 879 312 | 943 788 636 | 146 |
Прочий сухопутный транспорт, подчиняющийся расписанию | 221 218 593 | 243 591 843 | 262 093 658 | 275 516 742 | 299 906 865 | 315 496 370 | 344 539 442 | 56 |
Магистральный железнодорожный транспорт | 126 339 471 | 168 499 283 | 225 403 027 | 238 174 601 | 232 785 908 | 231 417 020 | 269 024 137 | 113 |
Городской электрический транспорт | 105 132 380 | 122 574 362 | 134 769 343 | 134 123 195 | 149 231 508 | 160 869 125 | 176 806 915 | 113 |
Автомобильный (автобусный) транспорт, подчиняющийся расписанию | 115 371 219 | 120 476 784 | 126 953 757 | 138 283 128 | 148 558 682 | 151 403 886 | 152 226 256 | 32 |
Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 93 011 551 | 97 243 721 | 104 052 116 | 115 099 278 | 126 488 948 | 129 472 148 | 131 675 112 | 42 |
Метрополитен | 71 877 854 | 82 852 474 | 93 357 108 | 92 309 091 | 105 082 890 | 111 479 422 | 131 326 069 | 83 |
Воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию | 21 314 554 | 14 801 226 | 11 563 326 | 18 956 009 | 54 171 380 | 65 995 239 | 46 968 613 | 120 |
Прочий сухопутный транспорт | 26 105 409 | 25 322 227 | 30 280 212 | 36 059 091 | 47 300 396 | 49 030 510 | 38 541 742 | 48 |
Трамвайные перевозки | 19 250 939 | 20 029 252 | 21 089 025 | 23 249 932 | 23 344 031 | 29 340 618 | 25 717 386 | 34 |
Троллейбусные перевозки | 13 506 290 | 15 936 329 | 16 696 068 | 15 089 821 | 17 093 400 | 15 716 685 | 15 711 528 | 16 |
Внутренний водный транспорт | 1 539 154 | 4 211 332 | 4 186 707 | 4 722 625 | 3 945 674 | 2 903 341 | 14 440 178 | 838 |
Пригородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 10 289 459 | 12 568 305 | 13 333 307 | 13 200 025 | 13 863 063 | 13 205 285 | 11 215 752 | 9 |
Перевозки фуникулерами, воздушными канатными дорогами и подъемниками | 199 593 | 198 876 | 362 254 | 663 858 | 1 818 415 | 2 792 303 | 4 606 756 | 2 208 |
Внутригородские и пригородные перевозки наземным железнодорожным транспортом | 489 372 | 3 746 914 | 3 578 382 | 3 465 622 | 3 363 348 | 3 703 046 | 4 051 932 | 729 |
Морской транспорта | 772 271 | 364 609 | 564 708 | 316 833 | 299 127 | 311 548 | 3 691 043 | 378 |
Такси | 3 045 371 | 2 930 484 | 2 424 045 | 1 714 089 | 758 524 | 1 251 386 | 933 488 | -69 |
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост. |
Предприятия по перевозке пассажиров распределены по территории страны относительно равномерно, с тяготением к густонаселенным регионам в силу специфики деятельности. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 42 регионах России (Рисунок 3).