Оборот кредиторской задолженности крупнейших российских лизинговых компаний
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг российских лизинговых компаний. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по показателю оборота кредиторской задолженности (Таблица 1).
Оборот (оборачиваемость) кредиторской задолженности (раз за год) рассчитывается как отношение средней величины кредиторской задолженности за период к выручке от реализации. Коэффициент показывает, сколько раз за год предприятие погасило усредненную сумму своей кредиторской задолженности.
Данный показатель отражает процесс погашения задолженности перед контрагентами (партнерами, поставщиками, посредниками и т.п.). Коэффициент определяет количество закрытий фирмой долгов и рассчитывается для оценки денежных потоков. Это позволяет сделать выводы об эффективности работы компании и выбранной финансовой стратегии.
Чем выше показатель, тем быстрее предприятие рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник дешевых финансовых ресурсов.
Специалистами Информационное агентство Credinform, с учетом фактической ситуации как в экономике в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для лизинговых компаний практическое значение оборота кредиторской задолженности составляет до 338,29 раза.
Наименование, ИНН, регион | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- % | Оборот кредиторской задолженности, раз за 2015 год | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ООО СПЕЦНЕФТЕТРАНС ИНН 7743712642 г. Москва |
888,1 | 4 500,3 | 78 | 3 059,19 | 272 Высокий |
ПАО РОСАГРОЛИЗИНГ ИНН 7704221591 г. Москва |
-9 679,1 | 3 258,1 | 13 | 847,41 | 228 Высокий |
ООО НИТРОХИМПРОМ ИНН 7718196987 г. Москва |
170,6 | 3 320,6 | 2 138 | 541,80 | 221 Высокий |
ООО РН-АЭРОКРАФТ ИНН 7706734415 г. Москва |
6 540,9 | 8 649,2 | 57 | 110,16 | 242 Высокий |
ООО РЕЙЛ1520 ИНН 7801537819 Ленинградская область |
661,2 | 8 172,5 | 116 | 82,90 | 297 Высокий |
НАО ПРОМТРАНСИНВЕСТ ИНН 7730714748 г. Москва |
604,4 | 8 189,2 | 220 | 62,21 | 227 Высокий |
ООО ТАТНЕФТЬ - АКТИВ ИНН 1644013875 Республика Татарстан |
129,4 | 2 727,1 | 28 | 41,11 | 199 Наивысший |
ООО БРАНСВИК РЕЙЛ ИНН 7705872331 г. Москва |
-4 435,7 | 7 271,8 | -2 | 35,73 | 307 Удовлетворительный |
ООО ГТИ МЕНЕДЖМЕНТ ИНН 7701409186 г. Москва |
591,2 | 3 096,4 | 182 | 35,62 | 266 Высокий |
ООО АГГРЕКО ЕВРАЗИЯ ИНН 7705838531 Тюменская область |
962,6 | 2 879,3 | 40 | 30,52 | 189 Наивысший |
Итого по группе компаний ТОП-10 | -3 566,4 | 52 064,4 | *73 | **219,62 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 | -5 419,1 | 118 128,5 | *38 | **168,67 | |
Среднее значение по отрасли | -0,6 | 25,7 | -9 | 299,38 | |
* - среднее значение по группе ** - среднее значение по группе без экстремальных значений |
Средние значения показателя оборота кредиторской задолженности в 2015 г. как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100 укладываются в параметры практического значения. Однако три компании из ТОП-10 (отмечены желтой заливкой в Таблице 1 и на Рисунке 1) в эти параметры не уложились.

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 44% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует об относительно высоком уровне монополизации в отрасли. Так, доли трех крупнейших компаний по объему выручки в 2015 г. в суммарной выручке группы компаний ТОП-100 составила 21%. (Рисунок 2).

Девяти компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО БРАНСВИК РЕЙЛ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, о случаях несвоевременного выполнения своих обязательств, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.
Три компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 27 убыточных компаний, а в 2015 году их число снизилось до 25.
Показатели российских лизинговых компаний в денежном выражении в последние годы не отличаются стабильностью и находятся под давлением макроэкономической ситуации в целом по экономике, что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Рисунок 3 и Таблица 2).

В 2016 г. наибольшую выручку получили компании, сдающие в аренду различные машины и оборудование, бытовые изделия и предметы личного пользования, а наименьшую - сдающие в аренду торговое оборудование.
Аренда | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования | 63 467 670 | 77 222 139 | 88 113 719 | 108 117 783 | 121 148 285 | 103 362 858 | 104 108 554 |
прочих машин и оборудования | 25 264 865 | 25 433 896 | 47 951 336 | 50 196 942 | 62 816 332 | 32 490 160 | 40 497 161 |
прочих транспортных средств и оборудования | 15 706 913 | 25 300 835 | 35 119 421 | 49 848 191 | 49 013 587 | 55 432 777 | 39 723 982 |
прочих сухопутных транспортных средств и оборудования | 15 043 107 | 24 398 446 | 34 275 436 | 48 822 363 | 47 422 878 | 54 864 194 | 38 113 449 |
прочего автомобильного транспорта и оборудования | 11 841 822 | 11 196 123 | 16 619 904 | 37 801 692 | 24 444 882 | 16 996 705 | 24 158 204 |
легковых автомобилей | 21 993 809 | 26 039 448 | 4 420 659 | 7 048 439 | 8 622 268 | 14 728 340 | 23 127 046 |
строительных машин и оборудования с оператором | 13 125 243 | 12 682 238 | 15 288 568 | 12 835 733 | 13 873 017 | 11 880 186 | 19 554 487 |
строительных машин и оборудования | 4 367 491 | 5 129 657 | 21 907 065 | 33 184 819 | 45 563 304 | 12 229 349 | 17 663 857 |
прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 15 719 453 | 16 401 560 | 20 240 909 | 12 335 964 | 12 940 284 | 14 499 193 | 17 462 162 |
морских транспортных средств с экипажем; предоставление маневровых услуг | 844 300 | 1 909 186 | 2 715 643 | 2 577 702 | 7 779 949 | 9 509 885 | 16 470 901 |
железнодорожного транспорта и оборудования | 3 201 285 | 13 202 323 | 17 655 532 | 11 020 671 | 22 109 752 | 31 719 497 | 13 240 146 |
прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения | 14 607 391 | 12 256 677 | 13 945 837 | 6 852 309 | 11 276 546 | 11 074 771 | 10 588 322 |
сельскохозяйственных машин и оборудования | 4 180 878 | 2 884 220 | 4 718 951 | 4 543 027 | 4 224 450 | 5 715 931 | 5 012 810 |
грузового автомобильного транспорта с водителем | 2 740 842 | 4 939 978 | 3 949 999 | 3 865 291 | 4 344 440 | 5 416 675 | 4 239 681 |
воздушных транспортных средств и оборудования | 192 422 | 260 913 | 194 394 | 114 708 | 77 536 | 60 226 | 1 123 294 |
водных транспортных средств и оборудования | 471 384 | 641 476 | 649 591 | 700 782 | 1 297 544 | 186 218 | 487 239 |
офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику | 997 043 | 1 018 459 | 1 084 411 | 131 762 | 88 294 | 45 687 | 358 332 |
торгового оборудования | 400 750 | 4 889 | 5 811 | 7 103 | 6 213 | 6 523 | 6 683 |
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост. |
Лизинговые компании распределены по территории страны неравномерно, с тяготением к двум крупнейшим городам, где концентрируются наибольшие финансовые ресурсы. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 32 регионах России (Рисунок 4).

Рентабельность активов крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по рентабельности активов (Таблица 1).
Рентабельность активов (%) рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов. Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента. Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее бизнес, то есть тем выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Однако, необходимо учитывать тот факт, что балансовая стоимость активов может в значительной мере не соответствовать их текущей рыночной стоимости. Например, под воздействием инфляции балансовая стоимость основных средств с течением времени будет все больше недооценена, что приведет к завышенной оценке рентабельности активов. Иными словами, необходимо учитывать не только структуру, но и возраст активов.
Также следует принимать во внимание динамику этого показателя. Его последовательное снижение говорит о падении эффективности использования активов.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- % | Рентабельность активов, % | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 5638057840 Оренбургская область |
506,4 | 22 765,9 | 17 | 6,16 | 282 Высокий |
ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ ИНН 5448100656 Новосибирская область |
922,9 | 82 214,5 | 16 | 3,04 | 282 Наивысший |
ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ИНН 7708503727 г. Москва |
318,0 | 1 510 757,0 | 8 | 0,01 | 227 Высокий |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА ИНН 7702038150 г. Москва |
-505,2 | 87 471,0 | 4 | -0,03 | 249 Высокий |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИНН 7830000970 Санкт-Петербург |
-270,1 | 18 831,6 | 8 | -0,35 | 234 Высокий |
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ИНН 7733646084 г. Москва |
-270,8 | 26 867,4 | -34 | -4,71 | 309 Удовлетворительный |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСГОРТРАНС ИНН 7705002602 г. Москва |
-5 577,6 | 41 534,2 | 3 | -7,08 | 247 Высокий |
ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 7712040126 г. Москва |
-18 927,8 | 366 307,5 | 52 | -10,15 | 176 Наивысший |
ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ ГАЗПРОМ АВИА ИНН 7712040126 г. Москва |
-4 652,5 | 16 164,8 | 2 | -12,00 | 258 Высокий |
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО ИНН 5701000985 Санкт-Петербург |
-98 932,7 | 97 711,1 | -17 | -118,86 | 450 Неудовлетворительный |
Итого по группе компаний ТОП-10 (* - среднее значение по группе) |
-127 389,6 | 2 270 625,0 | *11 | *-14.40 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 (* - среднее значение по группе) |
-128 780,6 | 2 447 090,6 | *12 | *-4,97 |
Средние значения рентабельности активов в 2015 г. имеют отрицательные величины как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100.
Среднеотраслевые значения рентабельности активов показаны для сравнения в Таблице 2.
Вид пассажирского транспорта | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|
Морской | -2,49 | -7,15 | 3,96 |
Железнодорожный в пригородном сообщении | н/д | 0,23 | 1,14 |
Железнодорожный магистральный | 0,55 | -0,71 | 0,33 |
Метрополитен | н/д | 0,21 | -0,12 |
Такси | -10,38 | 34,05 | -0,30 |
Внутренний водный | 6,77 | -3,96 | -6,39 |
Автобус | -4,62 | -5,91 | -6,99 |
Трамвай | -1,86 | -14,15 | -8,96 |
Троллейбус | -6,55 | -4,03 | -15,36 |
Воздушный | -3,12 | -12,10 | -31,02 |
Только три компании из ТОП-10 имеют положительные значения показателя рентабельности активов.

Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 93% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует высоком уровне монополизации прежде всего в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, так как доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в суммарной выручке группы компаний ТОП-10 составила почти 67%. При этом в группе компаний ТОП-100 наибольшую долю в суммарной выручке имеют предприятия по автобусным перевозкам пассажиров (Рисунок 2).

Восьми компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО присвоен низкий индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о поданных исках о банкротстве, нахождении компании в реестре недобросовестных поставщиков, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - негативный.
Семь компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 53 убыточных компаний, а в 2015 г. их число снизилось незначительно до 52.
В целом показатели пассажирских перевозок в денежном выражении в 2016 г. выросли по сравнению с 2010 годом (за исключением деятельности такси), что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 3).
Виды пассажирских перевозок | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к 2010 г., % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию | 383 468 090 | 462 801 843 | 555 009 646 | 647 696 800 | 647 734 812 | 800 879 312 | 943 788 636 | 146 |
Прочий сухопутный транспорт, подчиняющийся расписанию | 221 218 593 | 243 591 843 | 262 093 658 | 275 516 742 | 299 906 865 | 315 496 370 | 344 539 442 | 56 |
Магистральный железнодорожный транспорт | 126 339 471 | 168 499 283 | 225 403 027 | 238 174 601 | 232 785 908 | 231 417 020 | 269 024 137 | 113 |
Городской электрический транспорт | 105 132 380 | 122 574 362 | 134 769 343 | 134 123 195 | 149 231 508 | 160 869 125 | 176 806 915 | 113 |
Автомобильный (автобусный) транспорт, подчиняющийся расписанию | 115 371 219 | 120 476 784 | 126 953 757 | 138 283 128 | 148 558 682 | 151 403 886 | 152 226 256 | 32 |
Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 93 011 551 | 97 243 721 | 104 052 116 | 115 099 278 | 126 488 948 | 129 472 148 | 131 675 112 | 42 |
Метрополитен | 71 877 854 | 82 852 474 | 93 357 108 | 92 309 091 | 105 082 890 | 111 479 422 | 131 326 069 | 83 |
Воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию | 21 314 554 | 14 801 226 | 11 563 326 | 18 956 009 | 54 171 380 | 65 995 239 | 46 968 613 | 120 |
Прочий сухопутный транспорт | 26 105 409 | 25 322 227 | 30 280 212 | 36 059 091 | 47 300 396 | 49 030 510 | 38 541 742 | 48 |
Трамвайные перевозки | 19 250 939 | 20 029 252 | 21 089 025 | 23 249 932 | 23 344 031 | 29 340 618 | 25 717 386 | 34 |
Троллейбусные перевозки | 13 506 290 | 15 936 329 | 16 696 068 | 15 089 821 | 17 093 400 | 15 716 685 | 15 711 528 | 16 |
Внутренний водный транспорт | 1 539 154 | 4 211 332 | 4 186 707 | 4 722 625 | 3 945 674 | 2 903 341 | 14 440 178 | 838 |
Пригородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 10 289 459 | 12 568 305 | 13 333 307 | 13 200 025 | 13 863 063 | 13 205 285 | 11 215 752 | 9 |
Перевозки фуникулерами, воздушными канатными дорогами и подъемниками | 199 593 | 198 876 | 362 254 | 663 858 | 1 818 415 | 2 792 303 | 4 606 756 | 2 208 |
Внутригородские и пригородные перевозки наземным железнодорожным транспортом | 489 372 | 3 746 914 | 3 578 382 | 3 465 622 | 3 363 348 | 3 703 046 | 4 051 932 | 729 |
Морской транспорта | 772 271 | 364 609 | 564 708 | 316 833 | 299 127 | 311 548 | 3 691 043 | 378 |
Такси | 3 045 371 | 2 930 484 | 2 424 045 | 1 714 089 | 758 524 | 1 251 386 | 933 488 | -69 |
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост. |
Предприятия по перевозке пассажиров распределены по территории страны относительно равномерно, с тяготением к густонаселенным регионам в силу специфики деятельности. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 42 регионах России (Рисунок 3).
