Законопроект об упрощении регистрации в СЭЗ
Свободная экономическая зона — это территория с особым экономическим статусом, в пределах которой действует льготные условия для ведения бизнеса. Компании, зарегистрированные в СЭЗ, получают многочисленные субсидии и льготы от государства.
Деятельность свободных экономических зон в России регламентирует закон № 116-ФЗ, принятый в 2005 году. В феврале 2022 года Правительство поддержало законопроект, разработанный Минэкономразвития России. Законопроект № 67170-8 содержит поправки к закону № 116-ФЗ.
Основные положения нового законопроекта:
- Упрощается получение статуса резидента СЭЗ. Для регистрации компании в СЭЗ будет требоваться только инвестиционный проект. Срок регистрации резидента сокращается до 15 рабочих дней.
- Вводится новая категория СЭЗ: промышленно-технологические зоны. Она объединяет промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны.
- Вводится упрощенный порядок создания СЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе.
- Вводится новая форма документа: Соглашение и создание об управлении СЭЗ. В нем должны быть определены: границы зоны, перспективный план развития, обязательства по финансированию инфраструктуры, полномочия управляющих сторон.
- Сведения о свободных земельных участках, о наличии объектов инфраструктуры должны будут публиковаться в открытом доступе.
- Резидент получает право выкупить арендуемый участок по низкой цене, если он выполняет условия соглашения. Резидент обязан выполнить определенный объем капиталовложений в СЭЗ для выкупа участка.
- Расширение СЭЗ разрешается только после загрузки 50% инфраструктурных мощностей или застройки 50% территории.
- Ликвидация СЭЗ возможна, если ее работа не приносит прибыли 5 лет подряд. Оценка KPI начинается через 2 года после регистрации.
Действующие СЭЗ в России
По данным на февраль 2022 года, в РФ зарегистрировано 42 СЭЗ, которые подразделяются на 4 категории:
- промышленно-производственные: 23 зоны;
- туристско-рекреационные: 10 зон;
- технико-внедренческие: 7 зон;
- портовые: 2 зоны.
В статусе резидентов СЭЗ действуют более 1000 юридических лиц, среди которых 140 организаций работают с привлечением иностранного капитала из 42 государств. На территориях СЭЗ создано 48 000 рабочих мест.
Сумма заявленных инвестиций в СЭЗ в РФ превысила 1,43 триллиона рублей. Сумма вложенных инвестиций превысил 632,2 миллиарда рублей. Резиденты заплатили более 229,7 миллиардов рублей в качестве налогов, страховых взносов и таможенных платежей за 17 лет.
Преимущества и недостатки регистрации в СЭЗ
Регистрация в качестве резидента СЭЗ дает предпринимателям множество привилегий:
- государственные субсидии;
- уменьшенные налоги, взносы и пошлины;
- низкие цены на аренду недвижимости;
- использование современной инфраструктура для бизнеса;
- право на выкуп земли по сниженной цене;
- возможность участия в программе льготного кредитования;
- в некоторых СЭЗ действует процедура свободной таможенной зоны.
Работать в статусе резидента СЭЗ наиболее выгодно IT-компаниям. Для этого сегмента действуют минимальные ставки по налогам и взносам.
Для получения статуса резидента требуются большие начальные капиталовложения. Для входа в некоторые зоны требуется инвестировать 120 миллионов рублей. При этом первые 40 миллионов рублей предприниматель должен пустить в оборот в течение 3 лет после регистрации.
Недостатком регистрации является ограничение возможностей расширения бизнеса. Компании, у которых есть статус резидента, не могут открывать филиалы за пределами СЭЗ.
Оспаривание сделки - это процедура, предназначенная для признания сделки недействительной. Регламентируется главой III Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае признания судом сделки недействительной, все последствия такого соглашения или контракта прекращаются.
Исходя из практических решений судебных инстанций сделки могут быть оспорены, в том числе, в следующих случаях:
Мнимой сделки.
Это относится к ситуации, когда сделка была заключена при наличии сведений в ЕГРЮЛ о нахождении организации в процессе ликвидации, а в банке данных исполнительных производств - сведений об исполнительных производствах, что является доказательством осведомленности участника сделки о неплатежеспособности должника.
Перевода лицензируемой деятельности на другое лицо.
Такие действия могут быть оспорены в качестве сделки или цепочек сделок в рамках дела о банкротстве должника.
Использования отчужденного ранее имущества,
в том числе, на основании договора аренды. Это свидетельствует о подозрительности отчуждения.
Признания фактической аффилированности.
Отсутствие формальной аффилированности может быть оспорено и аффилированность признана фактической. Это касается, в том числе, бывших супругов.
Внутригруппового поручительства,
которое свидетельствует о намерении увеличить подконтрольную кредиторскую задолженность на случай банкротства.
Подписчики Системы Глобас имеют возможность получить полный объем информации, в том числе архивной, обо всех решениях арбитражных судов, воспользовавшись инструментом «АРБИТРАЖ / Арбитражные дела».