Государственная Дума Федерального Собрания РФ восьмого созыва работает с 12 октября 2021 г. За истекший период были приняты и подписаны Президентом РФ пять Федеральных законов, 3 закона направлены на утверждение в Совет Федерации, 73 законопроекта направлены для представления отзывов и 22 - для представления поправок. Предлагаем обзор законопроектов в сфере экономики, находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.
Ко второму чтению проектом Федерального закона №1258306-7 смягчены ранее запланированные меры по деофшоризации. В целях ограничения возможности получения государственной поддержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций компаниями, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах, предлагается сократить возможность прямого или косвенного, т.е. через третьих лиц, офшорного владения в уставном капитале этих юридических лиц с 50% до 25%. Кроме этого, при определении доли, принадлежащей зарегистрированным в офшорах владельцам, предлагается не учитывать акции, обращающиеся на организованных торгах.
Находящимся на рассмотрении во втором чтении проектом Федерального закона №1159731-7 о внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете» предлагается:
- ограничить круг организаций, освобожденных от представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО);
- наделить Правительство РФ полномочиями по определению случаев, в которых доступ к информации из ГИРБО может быть ограничен временно или постоянно для отдельных категорий пользователей;
- установить единый срок для представления исправленной отчетности в ГИРБО;
- уточнить состав сведений, подлежащих размещению организациями в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
В первом чтении рассматриваются законопроекты, предусматривающие:
- подготовку Правительством РФ предложений о формировании перечня стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, которые представляются Президенту РФ для утверждения. Предполагается установить специальные требования к возможности отчуждения или передачи в доверительное управление акций или долей в уставном капитале организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны;
- устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы акционерных обществ работников (народных предприятий);
- смягчение ограничений на получение поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, допустившими незначительные нарушения порядка и условий оказания поддержки;
- устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае ее регистрации в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в России.
В стадии предварительного рассмотрения находится проект Федерального закона №1256483-7 «О финансовых группах и финансовых холдингах», которым предполагается ввести понятия финансовой группы, финансового холдинга и условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или холдингами. Так, финансовой группой по общему правилу может быть признано объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием финансовой организации, а финансовым холдингом – объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40%.
Санкт-Петербург - один из крупнейших в России центров судостроения, где в октябре 2021 г. строилось более 50 кораблей и судов. До 2025 г. заказчикам будут сданы 4 подводные лодки, 22 корабля и судна военного назначения, 3 атомных ледокола, 1 научное и 2 пассажирских судна. Однако, анализ соотношения обязательств и активов крупнейших предприятий судостроения города свидетельствует об их излишней закредитованности в 2019-2020 гг.
Информационным агентством Credinform для данного рэнкинга в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании города специализирующиеся на строительстве кораблей, судов, плавучих конструкций, прогулочных и спортивных катеров (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту соотношения обязательств и активов (Таблица 1).
Соотношение обязательств и активов показывает, какую долю активов предприятие финансирует за счет займов. Нормативное значение для этого показателя находится в диапозоне от 0,2 до 0,5.
Выручка от продаж и чистая прибыль показывают масштаб и эффективность хозяйственной деятельности организации, а соотношение обязательств и активов указывает на риск неплатежеспособности.
Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влияет на устойчивость финансового положения. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Соотношение обязательств и активов (x), от 0,2 до 0,5 | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2019 | 2020 | 2019 | 2020 | 2019 | 2020 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАО ЭЛЕКТРОРАДИОАВТОМАТИКА ИНН 7812018283 |
3 594,1 | 3 574,6 | 157,1 | 181,2 | 0,45 | 0,60 | 168 Наивысший |
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ИНН 7838395215 |
68 832,0 | 85 665,0 | 509,7 | 1 501,2 | 0,74 | 0,74 | 223 Высокий |
НАО АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ ИНН 7839395419 |
35 011,1 | 39 156,6 | 1 774,0 | 3 494,6 | 0,70 | 0,754 | 204 Высокий |
ООО МОРСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ ИНН 7801304758 |
723,1 | 1 009,4 | 52,0 | 4,5 | 0,87 | 0,87 | 273 Высокий |
НАО СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИНН 7817315385 |
10 459,0 | 11 137,5 | 952,4 | 189,3 | 0,86 | 0,89 | 189 Наивысший |
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА АЛМАЗ ИНН 7813046950 |
6 536,3 | 6 366,7 | 2,7 | 262,0 | 0,87 | 0,91 | 204 Высокий |
ООО ЗАВОД СПОРТСУДПРОМ ИНН 7802567252 |
261,2 | 682,5 | 7,9 | 1,3 | 0,96 | 0,95 | 292 Высокий |
ООО СК СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ ИНН 7728859070 |
927,8 | 674,4 | 155,6 | 27,0 | 0,69 | 0,95 | 270 Высокий |
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ ИНН 7805034277 |
20 736,6 | 14 929,5 | -534,5 | 173,4 | 0,99 | 0,99 | 240 Высокий |
НАО БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД ИНН 7830001910 |
20 654,3 | 18 929,8 | -6 444,2 | -7 878,8 | 1,03 | 1,09 | 293 Высокий |
Среднее значение ТОП-10 | 16 773,6 | 18 212,6 | -336,7 | -204,4 | 0,82 | 0,87 | |
Среднее значение ТОП-100 Санкт-Петербурга | 1 737,9 | 1 889,0 | -31,2 | -18,2 | 0,76 | 0,75 | |
Среднее отраслевое значение | 386,6 | 427,1 | -10,2 | -9,4 | 0,86 | 0,88 |
улучшение показателя к предыдущему периоду, ухудшение показателя к предыдущему периоду
В 2020 г. средние показатели соотношения обязательств и активов ТОП-10 и ТОП-100 выше нормативного значения. Ухудшение показателей в 2020 г. наблюдалось у шести компаний ТОП-10, в то время как в 2019 г. таких компаний было только четыре.
Пять компаний из десяти в 2020 г. увеличили выручку и/или - чистую прибыль. При этом, увеличение средней выручки в ТОП-10 и ТОП-100 составило почти по 9%, средний отраслевой вырос более чем на 10%. Средний убыток в ТОП-10 снизился на 39%, в ТОП-1000 – на 42%. В среднем по отрасли снижение убытка составило почти на 8%.
В течение последних 5 лет средние отраслевые показатели соотношения обязательств и активов улучшались в течение всего одного периода. Наилучший показатель был достигнут в 2017 г., а наихудший результат показан в 2020 г. (Рисунок 1).