Статья
Изменения в законодательстве

Государственная Дума Федерального Собрания РФ восьмого созыва работает с 12 октября 2021 г. За истекший период были приняты и подписаны Президентом РФ пять Федеральных законов, 3 закона направлены на утверждение в Совет Федерации, 73 законопроекта направлены для представления отзывов и 22 - для представления поправок. Предлагаем обзор законопроектов в сфере экономики, находящихся в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе.

Ко второму чтению проектом Федерального закона №1258306-7 смягчены ранее запланированные меры по деофшоризации. В целях ограничения возможности получения государственной поддержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций компаниями, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах, предлагается сократить возможность прямого или косвенного, т.е. через третьих лиц, офшорного владения в уставном капитале этих юридических лиц с 50% до 25%. Кроме этого, при определении доли, принадлежащей зарегистрированным в офшорах владельцам, предлагается не учитывать акции, обращающиеся на организованных торгах.

Находящимся на рассмотрении во втором чтении проектом Федерального закона №1159731-7 о внесении изменений в закон «О бухгалтерском учете» предлагается:

  • ограничить круг организаций, освобожденных от представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО);
  • наделить Правительство РФ полномочиями по определению случаев, в которых доступ к информации из ГИРБО может быть ограничен временно или постоянно для отдельных категорий пользователей;
  • установить единый срок для представления исправленной отчетности в ГИРБО;
  • уточнить состав сведений, подлежащих размещению организациями в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

В первом чтении рассматриваются законопроекты, предусматривающие:

  • подготовку Правительством РФ предложений о формировании перечня стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса, которые представляются Президенту РФ для утверждения. Предполагается установить специальные требования к возможности отчуждения или передачи в доверительное управление акций или долей в уставном капитале организаций, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны;
  • устранение основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы акционерных обществ работников (народных предприятий);
  • смягчение ограничений на получение поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, допустившими незначительные нарушения порядка и условий оказания поддержки;
  • устранение ряда административных барьеров в виде получения обязательных согласований при совершении сделок, направленных на восстановление ранее утраченного контроля бенефициарного владельца над иностранной компанией в случае ее регистрации в порядке редомициляции в качестве международной компании на территории специальных административных районов в России.

В стадии предварительного рассмотрения находится проект Федерального закона №1256483-7 «О финансовых группах и финансовых холдингах», которым предполагается ввести понятия финансовой группы, финансового холдинга и условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или холдингами. Так, финансовой группой по общему правилу может быть признано объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием финансовой организации, а финансовым холдингом – объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40%.

Рэнкинг
Судостроительные компании Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - один из крупнейших в России центров судостроения, где в октябре 2021 г. строилось более 50 кораблей и судов. До 2025 г. заказчикам будут сданы 4 подводные лодки, 22 корабля и судна военного назначения, 3 атомных ледокола, 1 научное и 2 пассажирских судна. Однако, анализ соотношения обязательств и активов крупнейших предприятий судостроения города свидетельствует об их излишней закредитованности в 2019-2020 гг.

Информационным агентством Credinform для данного рэнкинга в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2018 - 2020 гг.) компании города специализирующиеся на строительстве кораблей, судов, плавучих конструкций, прогулочных и спортивных катеров (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту соотношения обязательств и активов (Таблица 1).

Соотношение обязательств и активов показывает, какую долю активов предприятие финансирует за счет займов. Нормативное значение для этого показателя находится в диапозоне от 0,2 до 0,5.

Выручка от продаж и чистая прибыль показывают масштаб и эффективность хозяйственной деятельности организации, а соотношение обязательств и активов указывает на риск неплатежеспособности.

Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влияет на устойчивость финансового положения. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, соотношение обязательств и активов, индекс платежеспособности Глобас судостроительных предприятий Санкт-Петербурга (ТОП-10)
Наименование, ИНН Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Соотношение обязательств и активов (x), от 0,2 до 0,5 Индекс платёжеспособности Глобас
2019 2020 2019 2020 2019 2020
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО ЭЛЕКТРОРАДИОАВТОМАТИКА
ИНН 7812018283
up3 594,1 down3 574,6 down157,1 up181,2 up0,45 down0,60 168 Наивысший
НАО ОБЪЕДИНЕННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
ИНН 7838395215
up68 832,0 up85 665,0 up509,7 up1 501,2 down0,74 up0,74 223 Высокий
НАО АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
ИНН 7839395419
up35 011,1 up39 156,6 down1 774,0 up3 494,6 down0,70 down0,754 204 Высокий
ООО МОРСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНН 7801304758
up723,1 up1 009,4 down52,0 down4,5 up0,87 up0,87 273 Высокий
НАО СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ИНН 7817315385
down10 459,0 up11 137,5 up952,4 down189,3 up0,86 down0,89 189 Наивысший
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА АЛМАЗ
ИНН 7813046950
down6 536,3 down6 366,7 down2,7 up262,0 down0,87 down0,91 204 Высокий
ООО ЗАВОД СПОРТСУДПРОМ
ИНН 7802567252
down261,2 up682,5 down7,9 down1,3 up0,96 up0,95 292 Высокий
ООО СК СЕВЕРНАЯ ГАВАНЬ
ИНН 7728859070
up927,8 down674,4 up155,6 down27,0 up0,69 down0,95 270 Высокий
ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
ИНН 7805034277
up20 736,6 down14 929,5 up-534,5 up173,4 up0,99 up0,99 240 Высокий
НАО БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
ИНН 7830001910
down20 654,3 down18 929,8 down-6 444,2 down-7 878,8 down1,03 down1,09 293 Высокий
Среднее значение ТОП-10 up16 773,6 up18 212,6 down-336,7 up-204,4 down0,82 down0,87  
Среднее значение ТОП-100 Санкт-Петербурга down1 737,9 up1 889,0 down-31,2 up-18,2 down0,76 up0,75
Среднее отраслевое значение down386,6 up427,1 down-10,2 up-9,4 down0,86 down0,88

вверх улучшение показателя к предыдущему периоду, вниз ухудшение показателя к предыдущему периоду

В 2020 г. средние показатели соотношения обязательств и активов ТОП-10 и ТОП-100 выше нормативного значения. Ухудшение показателей в 2020 г. наблюдалось у шести компаний ТОП-10, в то время как в 2019 г. таких компаний было только четыре.

Пять компаний из десяти в 2020 г. увеличили выручку и/или - чистую прибыль. При этом, увеличение средней выручки в ТОП-10 и ТОП-100 составило почти по 9%, средний отраслевой вырос более чем на 10%. Средний убыток в ТОП-10 снизился на 39%, в ТОП-1000 – на 42%. В среднем по отрасли снижение убытка составило почти на 8%.

В течение последних 5 лет средние отраслевые показатели соотношения обязательств и активов улучшались в течение всего одного периода. Наилучший показатель был достигнут в 2017 г., а наихудший результат показан в 2020 г. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов пассажирских компаний наземного транспорта в 2016 – 2020 гг. Рисунок 1. Изменение средних отраслевых значений показателя соотношения обязательств и активов в судостроении в 2016 – 2020 гг./strong>