Завершились XXII Олимпийские зимние игры в Сочи. Россия заняла первое место в неофициальном медальном зачете, завоевав 13 медалей золота, 11 серебра и 9 бронзы, что произошло впервые после распада СССР, причём по общему количеству наград наша страна побила рекорд Олимпиады 1988 года в канадском Калгари, тогда усилиями спортсменов сборной было получено 29 медалей разного достоинства.
В 2007 году на 119-й сессии МОК в Гватемале с перевесом в четыре голоса выиграла российская заявка, и местом проведения зимних игр был утвержден Сочи. Вместе с тем появилось много скептически настроенных экспертов, указывающих на то, что Олимпиада в субтропиках обречена на провал. Однако, как мы видим сейчас, ничего подобного не произошло. За короткий срок в городе-курорте был с нуля возведен Олимпийский парк, полностью модернизирован горнолыжный комплекс Красная поляна (Роза Хутор) и транспортная инфраструктура Сочи.
Масштабный олимпийский проект явился драйвером роста экономики всего Краснодарского края, что можно проследить через основные макроэкономические индикаторы.
Так в 2010-2013 гг., в период наиболее активного строительства, прирост промышленного производства в среднем по Краснодарскому краю составлял 5,9%, тогда как в целом по стране – 3,9% в год. Особенно показателен в этом плане 2012 год – тогда промышленное производство на Кубани увеличилось на 8,1%, а в России на «скромные» 2,6%.
Рисунок 1. Прирост промышленного производства в РФ и Краснодарском крае, 2010-2013 гг., %
Рисунок 2. Прирост инвестиций в основной капитал в РФ и Краснодарском крае, 2007-2012 гг., %
Похожая ситуация наблюдалась и с приростом инвестиций в основной капитал. Если в 2007-2012 гг. инвестиции по РФ в среднем увеличивались на 6,7% ежегодно, то в Краснодарском крае на 18,5%, причем наибольший прирост инвестиций пришелся на 2010 год – рекордные 41,5%.
Еще одним фактором, который отражает развитие экономики Краснодарского края и Сочи в частности, является рост суммарного оборота компаний, зарегистрированных в городе-курорте. По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® агентства Credinform, всего на территории Сочи зарегистрировано 3386 компаний, предоставляющих в Росстат отчёты о своей финансово-хозяйственной деятельности. Совокупный оборот этих организаций за 2012 год (последний доступный период отчетности) вырос на 45,9% к уровню 2011 года, в 2011 – на 24,9% по сравнению с 2010, а в 2010г. – на 34% к 2009 году.
Величину общих затрат, которые пошли на подготовку к играм с учетом инвестиций в развитие юга России, оценить сложно, заявил на недавней пресс-конференции заместитель главы министерства экономического развития и торговли РФ Андрей Клепач - они составляют около 1,3-1,5 триллиона рублей. А по данным Банка России эффект от вложений составит 0,3% роста ВВП в годовом исчислении.
Будем надеяться, что все объекты Олимпиады в дальнейшем сыграют важную роль в развитии отечественного спорта и помогут нашим спортсменам достойно подготовиться к следующим играм, которые пройдут в южнокорейском Пхенчхане. Ведь совсем недавно на территории страны не было мирового уровня спортивных комплексов по определенным видам спорта (санно-бобслейная трасса, трек для конькобежного спорта и т.д.). Теперь же нашим командам не придется выезжать за рубеж на сезонные тренировки. Также вполне вероятно, что построенная инфраструктура и медийный эффект от Олимпиады повысит привлекательность главного курорта страны в глазах соотечественников и иностранных туристов.
За январь-ноябрь 2013 года совокупный объем производства табачной продукции в России составил 353 млрд сигарет, что на 6% меньше чем за аналогичный период 2012 года. По прогнозам экспертов Credinform, в 2014 году объем производства табачной продукции в России составит 386 млрд штук.
В 2013 году ставки акцизов на табачные изделия выросли до рекордных 40%, тогда как в предыдущие годы налог увеличивался в среднем на 10% ежегодно. В результате акциз на пачку сигарет вырос с 7 до 10 рублей. Российский рынок табачной продукции моментально отреагировал на подобные изменения сокращением объемов производства.
Увеличение ставки акцизов на табачную продукцию входит в план антитабачной кампании правительства. Госдумой утверждены ставки акциза на сигареты на 2014-2016 годы. Так, в 2014 году планируется рост акцизов на 42% по отношению к 2013 году, в 2015 году – на 20% по отношению к 2014 году, в 2016 – на 28% по отношению к 2015 году.
В борьбе за здоровье нации депутаты обратились к международному опыту в решении этой серьёзной проблемы, и повышение акцизов - это лишь одна из мер. Опыт показывает, что повышение цены на «вредную продукцию» является одним из самых действенных механизмов в борьбе с ней. К декабрю 2013 года средняя цена на сигареты зарубежных торговых марок в России выросла в сравнении со средней ценой в январе-декабре 2012 года на 18% и составила 61 руб. за пачку, сигареты с фильтром отечественных марок подорожали на 31%, их цена установилась на уровне 37 руб. за пачку. Однако на сегодняшний день цена сигарет в России остаётся одной из самых низких в Европе и Азии. Ниже чем у нас акцизы только в Казахстане и Белоруссии.
По данным экспертов Credinform, в 2013 году сокращение объемов российского табачного рынка в натуральном выражении на 6% сопровождалось его ростом в денежном выражении на 2%. По итогам 2013 года объем рынка составил 384 млрд сигарет или 1134 млрд рублей.
График. Объем российского табачного рынка в натуральном и стоимостном выражении
В рамках антитабачной кампании 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которому запрещается курить практически во всех общественных местах (в офисах, школах и вузах, больницах, фитнес-центрах, любых госучреждениях, на пляжах, детских площадках и т.д.). В тексте закона также предусмотрены штрафы за курение в неположенном месте: так за курение на территории больницы предусмотрен штраф в 1 тыс. рублей, а за курение на детской площадке – 3 тыс. рублей.
Согласно антитабачному закону теперь под запретом любая реклама табачной продукции, в том числе спонсорство и бесплатная раздача сигарет (промо акции). Подобные нововведения – первые шаги в сторону так называемого «слепого рынка», т.е. запрет не только рекламы, но и появления продукции на витринах. С июня 2014 года ознакомиться с ассортиментом табачной продукции в торговой точке покупатель сможет только из прейскуранта на табак, с витрин вся табачная продукция исчезнет. Некоторые европейские страны пошли еще дальше в этом вопросе, запретив брендирование табачной продукции. Так, правительство Великобритании планирует уже к 2015 году продавать сигареты в одинаковых пачках, без логотипов и указания бренда.
Но и производители не стоят на месте. Один из мировых лидеров табачного рынка Филип Моррис Интернэшнл собирается запустить в России продажу сигарет под своей флагманской именной торговой маркой Philip Morris, заменив в портфеле компании торговую марку Союз Аполлон. Предполагается сначала провести тестовые продажи в Набережных Челнах, и при сохранении лояльности к продукции в тестируемом регионе возможен перезапуск в федеральном масштабе.
Основными производителями сигарет в мире являются США, Китай и Великобритания. В России же крупные фабрики, производящие сигареты, принадлежат в основном международным табачным корпорациям. Как изменится их финансовое положение с введением закона предсказать сложно. На текущий момент Топу крупнейших по обороту производителей табачной продукции в России агентством Credinform был присвоен высокий и наивысший индексы платёжеспособности ГЛОБАС-i®, что говорит об их стабильности и финансовой устойчивости.
№ | Наименование, ИНН | Регион | Выручка, млрд руб., 2012 год | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®, 2014 год |
---|---|---|---|---|
1 |
ЗАО Филип Моррис Ижора ИНН 4720007247 |
Ленинградская область | 59,299 | 159 (наивысший) |
2 | ЗАО Бритиш Американ Тобакко-СПб ИНН 7809008119 |
г.Санкт-Петербург | 31,932 | 193 (наивысший) |
3 | ЗАО ЛИГГЕТТ-ДУКАТ ИНН 7710064121 |
г.Москва | 18,493 | 207 (высокий) |
4 | ОАО ФИЛИП МОРРИС КУБАНЬ ИНН 2311010485 |
Краснодарский край | 9,912 | 231 (высокий) |
5 |
ОАО Донской табак ИНН 6163012571 |
Ростовская область | 8,927 | 201 (высокий) |
6 | ООО Империал Тобакко Волга ИНН 3443033593 |
Волгоградская область | 8,012 | 202 (высокий) |
7 |
ООО Крес Нева ИНН 4720011412 |
Ленинградская область | 3,886 | 204 (высокий) |
8 | ЗАО Империал Тобакко Ярославль ИНН 7601000015 |
Ярославская область | 3,241 | 212 (высокий) |
9 | ЗАО Донской табак ИНН 6162063051 |
Ростовская область | 3,079 | 247 (высокий) |
10 | ОАО Погарская сигаретно - сигарная фабрика ИНН 3223000539 |
Брянская область | 1,460 | 259 (высокий) |
Несмотря на, безусловно, благие цели, которые преследуют депутаты, вводя столь жесткие законы для табачного рынка, многие эксперты отмечают, что резкое повышение акцизных ставок может привести к увеличению объемов нелегального рынка табачной продукции. Сегодня по оценкам экспертов, нелегальный табачный рынок составляет около 2%, а в некоторых областях он достигает 6-8%. Развитию так называемого серого табачного рынка также способствует различие в ценах на сигареты в странах Таможенного союза.
Наибольшее количество табакозависимых потребителей живет в Китае, Йемене, Камбодже и Джибути. По данным Росстата, количество курильщиков в России за последние два года не изменилось: и до принятия антитабачного закона в 2011 году и после его принятия в 2013 году их доля в стране составляла 24%. Хотя всё же два года - слишком маленький срок для выводов об эффективности введённых изменений.