Статья
Низкая мировая цена на нефть – Россия только выиграет

В настоящее время отмечается продолжающаяся тенденция по снижению цены на нефть марки Brent. Удешевление «черного золота» происходит уже восьмую неделю подряд. Российская нефть имеет марку Urals, однако ее котировки весьма близки к вышеуказанной марке, торги которой происходят на лондонской бирже. Поэтому эксперты ориентируются на ценовую составляющую марки Brent. 

Так, 13 августа 2015 года цена на нефть составила 49,64 доллара США за баррель. Снижение отмечено на 1,19% по сравнению с торгами в предыдущий день. 24 августа 2015 года цена нефти опустилась до уровня 42,54 доллара США за баррель. Это оказалось ниже на 6,36% по сравнению с торгами от 22 августа 2015 года. Отрицательная динамика цены нефти за десять дней представлена на графике 1.

цены на нефть марки Brent

График 1. Динамика цен на нефть за период 13-24 августа 2015 года, долларов США/баррель
 
По мнению, экспертов Информационного агентства Крединформ, наиболее сильное влияние на снижение цены продолжают оказывать следующие факторы:
  • переизбыток запасов нефти отмечается ежедневно на уровне примерно 3 млн баррелей;
  • снижение объемов потребления нефти в мире;
  • продолжение наращивания добычи нефти в мире;
  • ожидаемое поступление на мировой рынок иранской нефти после отмены санкций;
  • политизированность и спекулятивность ценовых тенденций на нефтяном рынке.
В краткосрочном периоде снижение цены на нефть является негативным фактором для России. Поскольку около половины российского бюджета формируется от нефтегазовых доходов, снижение цены на нефть отразится на его доходной части, в результате возможен бюджетный дефицит. На этом фоне происходит ослабление курса рубля к твердым валютам, увеличение оттока капитала, раскрутка очередного витка инфляции, снижение объемов инвестиций в экономику и прочее.
 
В сложившихся условиях мнения специалистов рынка по прогнозу цены на нефть весьма различаются: от утверждений невозможности предсказать в цифрах до самых худших вариантов, когда нефть будет торговаться на уровне 25 долларов США за баррель. Ряд экспертов утверждают, что цена на нефть будет варьироваться в границах 40 – 70 долларов/баррель.
 
Большинство аналитиков не верят в снижение цены на нефть ниже 40, либо рассматривают такую ситуацию, но на короткое время. При этом в условиях «ценовой войны» считается, что России не нужно сокращать добычу и продажу нефти. Этот период надо выстоять, увеличивая добычу и продажу нефти, и лишить тем самым инициативы конкурентов. Анализ результатов стресс-тестирования показывает способность российских нефтегазовых компаний выдержать низкие цены на нефть. По заявлениям руководства, компании обладают достаточным запасом прочности, генерируют стабильный денежный поток для обслуживания своих финансовых обязательств и покрытия своих финансовых потребностей. 
 
Следует также отметить, что, по оценкам российских и ряда зарубежных экономистов, Россия вполне может благополучно жить и при 40 долларах за баррель. В бюджете учитывались доходы при среднегодовой цене на нефть 50 долларов США за баррель и среднегодовом курсе рубля в 2015 году на уровне 60 рублей за доллар. Следовательно, при снижении цены на нефть будет расти курс рубля по отношению к твердым валютам. Например, сегодня при цене на нефть 44 доллара/баррель курс составляет более 70 рублей за доллар США, и в дальнейшем будет сохраняться данная тенденция. При этом согласно антикризисной стратегии государства, выпадающие доходы российского бюджета также будут покрываться из Резервного фонда и за счет повышения цен на отечественный бензин, дизельное топливо, керосин, мазут и продукты нефтепереработки внутри страны.
 
В среднесрочной и долгосрочной перспективе эксперты считают, что низкая мировая цена на нефть положительно скажется на развитии России. Во-первых, наносится серьезный удар по рынку сланцевой нефти, которая является конкурентным продуктом российской нефти. В результате сланцевая отрасль в США несет многомиллиардные убытки, с октября прошлого года заморожено около половины буровых установок, уволены тысячи рабочих. 
 
Во-вторых, ситуация с низкой ценой на нефть заставляет руководство быть более собранными и найти пути выхода из кризиса. Многое уже сделано: активно ведется работа в рамках таких организаций как БРИКС, ШОС, ЕврАзЭС; расширяется сотрудничество на восточном направлении с конкретными странами, в первую очередь, с Китаем. Так, в марте 2015 года, «Роснефть» и CNPC (Китай) подписали новое соглашение. Оно предусматривает увеличение поставок по трем направлениям, на пике до 31 млн тонн нефти, в соответствии с инфраструктурными возможностями. В настоящее время в Китай поступает 15 млн тонн российской нефти в год.
 
В третьих, в целом российская экономика выиграет, если рубль будет слабеть под давлением цены на нефть. Российский экспорт становится более привлекательным, а спрос на зарубежную продукцию снижается в силу ее дороговизны. С другой стороны, российская продукция будет более востребована на внутреннем рынке, что станет толчком к развитию производства и, соответственно, отечественному производителю откроются бо́льшие возможности для расширения бизнеса. 
 
Также текущая экономическая ситуация может стать стимулом к диверсификации экономики. В этом случае капиталовложения будут также направляться на развитие других отраслей, связанных с импортозамещением, новыми технологиями, сельским хозяйством и другими. Все это в конечном итоге позволит уйти от ценовой зависимости на нефть.
Статья
Административное давление на малый бизнес снизится

Информационное Агентство Credinform в предыдущих публикациях неоднократно обращалось к теме малого бизнеса.

Мировая практика свидетельствует, что в условиях лимитирования традиционных источников развития, роль малого предпринимательства приобретает ключевое значение для создания условий экономической стабильности и роста. Успешным опытом развития экономики многих зарубежных стран подтверждается, что эффективность малого и среднего бизнеса во многом зависит от отношения к нему государства. Поскольку в России государство традиционно занимает доминирующие позиции в отношении всех сфер общественных отношений, и бизнеса в том числе, именно политика государства в области регулирования и поддержки предпринимательской деятельности способна кардинально влиять на уровень развития малого бизнеса.

В этом контексте был разработан и 26 декабря 2008 года принят Федеральный закон №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". А Федеральным законом от 13.07.2015 №246-ФЗ внесены в него изменения направленные, в целом, на снижение административного давления на малый и средний бизнес.

Основную суть нововведений можно обобщить следующим образом:

  • в отношении субъектов малого бизнеса в период с 2016 по 2018 г., включительно, плановые проверки надзорными органами проводиться не будут. Это правило не распространяется на предприятия с опасным производством, негативно воздействующие на окружающую среду, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, ведущие деятельность по обеспечению радиационной безопасности, защите государственных секретов, использованию атомной энергии, управлению многоквартирными домами, а также на аудиторские организации;
  • предприниматели получили право оспаривать включение их в план проведения ежегодных проверок;
  • для надзорных органов устанавливается риск-ориентированный подход к проведению государственного контроля, определяющий выбор интенсивности (формы, длительности и периодичности) проверочных мероприятий в зависимости от степени потенциальной опасности отрицательных следствий уклонения от соблюдения обязательных требований и нормативов и оценки вероятности их нарушения. 
  • условия отнесения к конкретной категории риска или классу опасности деятельности и производств устанавливаются соответствующими Федеральными законами, либо подзаконными актами Правительства РФ.

Федеральный закон от 13.07.2015 №246-ФЗ вступил в силу со дня его опубликования, а части внедрения практики применения риск-ориентированного подхода – с 1 января 2018 года.

Согласно статистике с 2012 по 2015 годы было предусмотрено проведение более 2 млн плановых проверок, в том числе на 2015 год их запланировано около 400 тыс., что составляет 20% от общего количества за 4 года. Это говорит об общей тенденции к снижению количества плановых проверок. Дальнейшие усилия государства в этом направлении, несомненно, должны привести к положительным результатам, как в развитии бизнеса, так и в сдерживании негативных тенденций в российской экономике.

Ознакомиться с планом проверок согласно сводному плану Генеральной прокуратуры РФ, включающему информацию о проверках всех надзорных органов, в отношении конкретного контрагента можно подписавшись на доступ к Информационно-аналитической системе Глобас-i®.