Статья
Налоговые и таможенные льготы будут пересматриваться

Известно, что составной частью доходов бюджетов всех уровней являются налоги. В 2015 году налоги и страховые взносы в РФ составили 79% доходов всех уровней. В консолидированном бюджете государства по итогам 2015 года среди налогов наибольшую долю составил налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 41%. На втором месте представлен налог на прибыль (НП) - 31% и на третьем – имущественный налог (ИмН) - 15%. Доли остальных налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Структура налогов в консолидированном бюджете России по итогам 2015 года
 НДФЛНПИмНАкцизыТНЕНВДНДПИПрочие
Абсолютная величина, млрд руб. 2 806 2107 1068 486 140 78 67 153
Доля, % 41 31 15 7 2 1 1 2

ТН – транспортный налог

ЕНВД - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых

Виды налогов, налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, льготы определяются Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог и другие. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги и сборы включают земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

В обобщённом виде налоговая нагрузка субъекта хозяйствования в настоящее время выглядит следующим образом:

  • налоговая ставка по НП составляет 20%, из них в федеральный бюджет зачисляется 2%, в бюджеты субъектов РФ – 18%; для организаций с упрощенной системой налогообложения (УСН) налоговая ставка составляет 6% от доходов (валовой прибыли), либо 15% - от прибыли до налогообложения;
  • страховые взносы составляют 30%, из них: в Пенсионный фонд РФ – 22% от фонда заработной платы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% и Фонд социального страхования - 2,9%; для организаций с УСН страховой взнос установлен по ставке – 20%;
  • НДФЛ перечисляется государству работодателем исходя из начисленной заработной платы в размере 13%;
  • НДС – 18%, для ряда продукции она уменьшается.
  • имущественные налоги не могут превышать 2,2%.

В настоящее время регионы получили право снизить ставку налога на прибыль до 10%. Однако льгота касается только тех компаний, которые вложат в развитие региона от 50 до 500 млн рублей. Снижение ставки связано с необходимостью привлечь инвесторов к региональным проектам и местной промышленности, тем самым повысить активность финансовых инвестиций - одним из наиболее важных показателей в макроэкономике. По оценкам Минэкономразвития, спад инвестиций в экономику России может достичь 2,7-3,1%, что конечно является настораживающим фактором.

Возобновилась работа Минфина совместно с Минэкономразвития, ФНС, ФТС РФ по пересмотру подходов к налоговым и таможенным льготам. Госорганы намереваются произвести переоценку льгот с точки зрения выпадения доходов из бюджета. Это связано с подготовкой бюджета на 2017-2019 годы, который, ожидается, будет жёстким. Реформа должна завершиться во второй половине следующего года. В результате будет сформирован окончательный список налоговых и таможенных льгот. Они будут распределены по госпрограммам или включены в непрограммные расходы бюджета.

Статья
Швейцарская партия F4-F5: войдет ли Россия в новый финансовый союз

Европейский союз, как международное образование со стандартизированной системой законов, распространяющихся на все страны союза, способствует, с одной стороны, региональной интеграции и реализации права четырех свобод стран-участников: свободу движения товаров, движения лиц, движения услуг и свободу движения капитала. С другой стороны, сегодня очевидны серьезные проблемы у Европейского союза, позволяющие говорить о возможности его развала. В числе проблем:

  • поспешное расширение Евросоюза путем механического присоединения государств, приведшее к нарушению устоявшейся стабильности стран «старого света»;
  • недоработка нормативной базы ЕС, отставание её от существующих реалий, вследствие чего многие фундаментальные направления не были своевременно обговорены;
  • продолжающийся в мире кризис стал причиной усиления противоречий среди участников ЕС и не позволяет выработать модель поведения, позволяющую поддерживать друг друга в этот период;
  • всё чаще звучат слова о чрезмерном регулировании внутри Союза, навязывании отдельными его странами своих интересов, решении серьезных проблем за счёт других членов.

Возможно, поэтому Великобритания провела в июне 2016 года референдум по выходу из состава ЕС, получившим название Brexit, где 51,9% высказались за выход из его состава. Размежевание с Союзом приведет к потере простого доступа к европейскому финансовому рынку. Поскольку многие игроки попадали на рынки ЕС через Лондон, то этот канал может скоро прерваться.

Накопившиеся проблемы усложняют отношения не только внутри Евросоюза, но и со странами вне его, особенно в финансовой сфере, становятся препятствием для выхода на рынки ЕС. Швейцария, не являющаяся членом Евросоюза и входящая в Шенгенскую зону, в скором времени будет иметь определенные трудности в Великобритании вследствие ухода её из ЕС. Ведь швейцарские банки тесно связаны с лондонским City. Сингапур и Гонконг подвергаются ограничениям в плане доступа к финансовым рынкам, так как считаются серьёзными конкурентами для Европы.

Швейцария, желающая сохранить свои возможности, как одного из мировых финансовых центров, предложила Великобритании, Сингапуру и Гонконгу объединиться в финансовый альянс. Цели преследуются следующие: выстраивание диалога о роли финансового сектора; создание союза юрисдикций, который смог бы следовать отраслевой системе взаимодействия кредитных и страховых институтов; разработка международных стандартов деятельности; совместное лоббирование общих интересов; решение вопросов доступа к международным рынкам, в том числе и Евросоюза.

России будет также интересен данный альянс, которому уже присвоили название F4, и она может войти в него. Введенные санкции США, ЕС и рядом стран против России ограничили на своих территориях торговлю, кредитование, инвестиции. Вступление в альянс позволит совместными усилиями более эффективно защищать свои интересы, предлагать разумные изменения, решать вопросы доступа на рынки Евросоюза и других регионов мира.