Индивидуальное исследование отрасли, рейтинги компаний, анализ конкурентов
Известно, что составной частью доходов бюджетов всех уровней являются налоги. В 2015 году налоги и страховые взносы в РФ составили 79% доходов всех уровней. В консолидированном бюджете государства по итогам 2015 года среди налогов наибольшую долю составил налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 41%. На втором месте представлен налог на прибыль (НП) - 31% и на третьем – имущественный налог (ИмН) - 15%. Доли остальных налогов представлены в таблице 1.
НДФЛ | НП | ИмН | Акцизы | ТН | ЕНВД | НДПИ | Прочие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютная величина, млрд руб. | 2 806 | 2107 | 1068 | 486 | 140 | 78 | 67 | 153 |
Доля, % | 41 | 31 | 15 | 7 | 2 | 1 | 1 | 2 |
ТН – транспортный налог
ЕНВД - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых
Виды налогов, налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, льготы определяются Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог и другие. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги и сборы включают земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
В обобщённом виде налоговая нагрузка субъекта хозяйствования в настоящее время выглядит следующим образом:
В настоящее время регионы получили право снизить ставку налога на прибыль до 10%. Однако льгота касается только тех компаний, которые вложат в развитие региона от 50 до 500 млн рублей. Снижение ставки связано с необходимостью привлечь инвесторов к региональным проектам и местной промышленности, тем самым повысить активность финансовых инвестиций - одним из наиболее важных показателей в макроэкономике. По оценкам Минэкономразвития, спад инвестиций в экономику России может достичь 2,7-3,1%, что конечно является настораживающим фактором.
Возобновилась работа Минфина совместно с Минэкономразвития, ФНС, ФТС РФ по пересмотру подходов к налоговым и таможенным льготам. Госорганы намереваются произвести переоценку льгот с точки зрения выпадения доходов из бюджета. Это связано с подготовкой бюджета на 2017-2019 годы, который, ожидается, будет жёстким. Реформа должна завершиться во второй половине следующего года. В результате будет сформирован окончательный список налоговых и таможенных льгот. Они будут распределены по госпрограммам или включены в непрограммные расходы бюджета.
Европейский союз, как международное образование со стандартизированной системой законов, распространяющихся на все страны союза, способствует, с одной стороны, региональной интеграции и реализации права четырех свобод стран-участников: свободу движения товаров, движения лиц, движения услуг и свободу движения капитала. С другой стороны, сегодня очевидны серьезные проблемы у Европейского союза, позволяющие говорить о возможности его развала. В числе проблем:
Возможно, поэтому Великобритания провела в июне 2016 года референдум по выходу из состава ЕС, получившим название Brexit, где 51,9% высказались за выход из его состава. Размежевание с Союзом приведет к потере простого доступа к европейскому финансовому рынку. Поскольку многие игроки попадали на рынки ЕС через Лондон, то этот канал может скоро прерваться.
Накопившиеся проблемы усложняют отношения не только внутри Евросоюза, но и со странами вне его, особенно в финансовой сфере, становятся препятствием для выхода на рынки ЕС. Швейцария, не являющаяся членом Евросоюза и входящая в Шенгенскую зону, в скором времени будет иметь определенные трудности в Великобритании вследствие ухода её из ЕС. Ведь швейцарские банки тесно связаны с лондонским City. Сингапур и Гонконг подвергаются ограничениям в плане доступа к финансовым рынкам, так как считаются серьёзными конкурентами для Европы.
Швейцария, желающая сохранить свои возможности, как одного из мировых финансовых центров, предложила Великобритании, Сингапуру и Гонконгу объединиться в финансовый альянс. Цели преследуются следующие: выстраивание диалога о роли финансового сектора; создание союза юрисдикций, который смог бы следовать отраслевой системе взаимодействия кредитных и страховых институтов; разработка международных стандартов деятельности; совместное лоббирование общих интересов; решение вопросов доступа к международным рынкам, в том числе и Евросоюза.
России будет также интересен данный альянс, которому уже присвоили название F4, и она может войти в него. Введенные санкции США, ЕС и рядом стран против России ограничили на своих территориях торговлю, кредитование, инвестиции. Вступление в альянс позволит совместными усилиями более эффективно защищать свои интересы, предлагать разумные изменения, решать вопросы доступа на рынки Евросоюза и других регионов мира.