Правильный выбор юридического адреса

статья 19.11.2018

Статья 54. Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ГК РФ) гласит, что в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должны быть указаны адреса юридических лиц в пределах их мест нахождения. В этой же статье ГК РФ указано, что юридические лица несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресам, указанным в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этим адресам своих органов или представителей. Сообщения, доставленные по адресам, указанным в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическими лицами, даже если они не находятся по этим адресам.

Таким образом, одним из важнейших условий функционирования любой организации является наличие юридического адреса.

Однако, практика показывает, что далеко не каждый адрес подходит для регистрации в ЕГРЮЛ. Случаи отказа в регистрации из-за неправильно выбранного юридического адреса не редкость.

Поэтому, для избавления от риска отказов в регистрации, при создании юридических лиц или при внесении изменений в ЕГРЮЛ, необходимо проверять предполагаемые юридические адреса в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС).

ФИАС представляет собой базу данных, содержащую сведения об адресах объектов.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования всеми органами государственной власти и местного самоуправления. Это касается, в том числе, оказания государственных и муниципальных услуг, а также почтовых услуг.

Проверить сведения о существовании адреса можно используя электронный сервис «Федеральная информационная адресная система» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС РФ). При отсутствии адреса в ФИАС необходимо обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления, имеющие право присваивать адреса объектам адресации, размещение, изменение и аннулирование данные об адресах в государственном адресном реестре.