На рынке авиаперевозок России наблюдается настоящий бум. В 2018 г. отечественные авиакомпании перевезли рекордное число пассажиров за всю историю нашей авиации – 116,2 млн человек, что на 10,6% больше, чем в 2017 г. По итогам января-мая 2019 г. показатель увеличился еще на 12,3% к аналогичному периоду прошло года: в полет отправились 44,9 млн человек. При сохранении текущей тенденции, за весь 2019 г. можно ожидать около 130 млн перевезенных пассажиров. Введенный Президентом РФ заперт с 8 июля 2019 г. на авиасообщение с Грузией, может скорректировать итоговую цифру в меньшую сторону, но не более чем на 0,5-1 млн человек.
По информации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2018 г. в мире регулярными рейсами воспользовались 4,7 млрд человек.
В последние годы существования СССР в России летало порядка 90 млн человек в год, затем произошел резкий обвал авиаперевозок - до 22 млн в 1999 г. Понадобилось почти четверть века для того, чтобы авиакомпании превзошли показатели советского периода. Это случилось лишь в 2014 г., когда на борт поднялись 93 млн человек. В целом динамика авиационных путешествий наглядно коррелирует с общим социально-экономическим положением в стране. В периоды кризиса гражданам не до путешествий. (см. рисунок 1).

Аэрофлот – ведущая российская авиакомпания, которая в январе-мае 2019 г. перевезла 14,5 млн человек, что на 11,3% больше, чем за этот же период 2018 г. Предприятие занимает более трети отечественного рынка (см. таблицу 1).
Далее с большим отставанием следует авиакомпания Сибирь (летающая под брендом S7), принявшая 4,6 млн пассажиров, и авиакомпания Россия - 3,7 млн.
Лучшую динамику производственных показателей демонстрируют Ред Вингс и крупнейший отечественный лоукостер Победа – прирост числа пассажиров на 45,5% и 45,1% соответственно. Снижение показала только одна компания рэнкинга – услугами АК Ямал воспользовались 509 тыс. человек, на 17% меньше, чем в январе-мае 2018 г.
Всего на Топ-15 компаний приходится свыше 93% авиапутешественников.
Из всех участников рэнкинга Ютэйр – единственный авиаперевозчик, фиксирующий по данным последней финансовой отчетности чистый убыток в размере 4,3 млрд руб. Трудности преследуют организацию уже давно, помогают удержаться на плаву гарантии одного из ключевых акционеров – Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры.
Ранг | Компания | Перевезено пассажиров тыс. чел., январь-май 2019 г. | Прирост (снижение)к январю-маю 2018 г., % | Доля на рынке, % | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. |
1 | ПАО АЭРОФЛОТ![]() |
14489 | 11,3 | 32,3 | 504697 (2018 г.) |
27967 (2018 г.) |
2 | НАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ (S7)![]() |
4637 | 13,9 | 10,3 | 117722 (2017 г.) |
4432 (2017 г.) |
3 | НАО АВИАКОМПАНИЯ РОССИЯ![]() |
3739 | 6,9 | 8,3 | 94812 (2017 г.) |
4196 (2017 г.) |
4 | ООО АВИАКОМПАНИЯ ПОБЕДА![]() |
3661 | 45,1 | 8,2 | 20296 (2017 г.) |
3499 (2017 г.) |
5 | ПАО АК УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ![]() |
3298 | 9,1 | 7,3 | 81295 (2018 г.) |
386 (2018 г.) |
6 | ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР![]() |
2956 | 2,9 | 6,6 | 58490 (2018 г.) |
-4377 (2018 г.) |
7 | ООО ГЛОБУС (S7)![]() |
1776 | 15,3 | 4,0 | 34963 (2017 г.) |
3892 (2017 г.) |
8 | ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР (Nordwind Airlines)![]() |
1765 | 2,9 | 3,9 | 30309 (2017 г.) |
256 (2017 г.) |
9 | ООО АЗУР ЭЙР (AZUR air)![]() |
1660 | 21,1 | 3,7 | 32525 (2017 г.) |
162 (2017 г.) |
10 | НАО РЕД ВИНГС (Red Wings)![]() |
929 | 45,5 | 2,1 | 10028 (2017 г.) |
164 (2017 г.) |
11 | ООО АВИАКОМПАНИЯ ИКАР (Pegas Fly)![]() |
702 | 21,4 | 1,6 | 15777 (2017 г.) |
59 (2017 г.) |
12 | НАО АВИАКОМПАНИЯ РОЯЛ ФЛАЙТ![]() |
603 | 10,5 | 1,3 | 15394 (2017 г.) |
44 (2017 г.) |
13 | ПАО АВИАКОМПАНИЯ АВРОРА![]() |
588 | 3,3 | 1,3 | 17491 (2017 г.) |
211 (2017 г.) |
14 | ПАО АТК ЯМАЛ![]() |
509 | -17,0 | 1,1 | 19838 (2018 г.) |
13 (2018 г.) |
15 | НАО НОРДАВИА![]() |
461 | 36,2 | 1,0 | 6947 (2017 г.) |
1 (2017 г.) |
Топ-15 авиакомпаний | 41773 | 13,1 | 93,1 | - | - | |
Всего | 44887 | 12,3 | 100 | - | - |
При столь впечатляющих показателях прироста числа пассажиров отрасль сталкивается с большими трудностями:
- Высокая себестоимость перевозок. Рост цен на керосин и обслуживание в аэропортах, вынуждает компании увеличивать цены на билеты для снижения издержек. Однако резко поднять цены нет возможности из-за снижения платежеспособного спроса и высокой конкуренции на рынке.
- Обновление авиапарка. Для большинства компаний существует проблема обновления авиапарка, который постепенно исчерпывает свой ресурс. Многие перевозчики берут суда в лизинг, а не приобретают в собственность. При колебании курса рубля увеличивается риск удорожания платежей, эмитированных в валюте.
- Обучение летного персонала. В сохранившихся авиационных училищах недостаточный уровень подготовки, компании вынуждены за свой счет переподготавливать пилотов. Кроме того, профессионалы своего дела стремятся устроиться работать в ведущие зарубежные авиакомпании, где уровень оплаты труда на порядок выше.
Без привязки к МРОТ установлен размер требований кредиторов, при неудовлетворении которых Центральный Банк РФ обязан отозвать у кредитной организации лицензию.
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29 мая 2019 года №105-ФЗ в статьи 11.1 и 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и в статью 189.64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Центробанк обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций, в случае если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения или исполнения. Эти требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера МРОТ, установленного федеральным законодательством. Теперь размер таких требований установлен законом в сумме не менее 100 000 рублей.
Такие же требования предъявляются к заявлениям в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом. Производство по делу о банкротстве возбуждается, если сумма требований к банку в совокупности составляет не менее тысячекратного размера МРОТ, а их размер установлен также в сумме 100 000 рублей.
Подписчикам Информационно-аналитической системы Глобас предоставлена возможность ознакомится с деятельностью всех банковских, небанковских кредитных организаций и их филиалов с действующими лицензиями. Кроме этого, имеется информация обо всех кредитных организациях и их филиалах с отозванными лицензиями. Всего в системе представлены более 6 700 банков, включая сведения о 862 действующих банках, а также архивные данные и около 150 тысяч организаций, деятельность которых регулируется Центральным банком РФ.