Федеральным законом от 3 августа 2018 года №298-ФЗ внесены поправки и дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В частности, может быть применен арест имущества юридических лиц, являющихся фигурантами административных дел о незаконном вознаграждении от имени юридического лица, что предусмотрено статьей 19.28 КоАП РФ.
Под арестом имущества юридических лиц подразумевается запрет распоряжения имуществом, либо ограничения на владение или пользование имуществом. В случаях отсутствия у юридических лиц другого имущества может быть наложен арест на денежные средства во вкладах и на банковских счетах. При этом, стоимость адрестуемого имущества не может быть больше максимального размера административного штрафа, предусматриваемого ст. 19.28 КоАП РФ.
Наложение ареста на имущество осуществляется в судебном порядке на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и, сопровождающего его, мотивированного ходатайства прокурора.
В судебном решении о наложении ареста на имущество должны быть указаны конкретные факты, послужившие основанием для принятия такого решения и указаны ограничения распоряжения имуществом.
Судебное определение об аресте имущества приводится в исполнение в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Арест имущества, может быть отменен судьей, принявшим это решение, по представлению прокурора, судебного пристава-исполнителя или по результатам рассмотрения мотивированного заявления защиты (законных представителей) юридических лиц.
Кроме этого, законом внесено дополнение в ст. 19.28 КоАП РФ, согласно которому юридические лица могут быть освобождены от административной ответственности, при содействии обнаружению правонарушения, административному расследованию, раскрытию преступления, относящегося к таким правонарушениям, а также в тех случаях, когда эти юридические лица подвергались вымогательству. Однако, это дополнение к ст. 19.28 КоАП РФ не касается административных правонарушений, совершенных в отношении иностранных должностных лиц, в том числе в публичных международных организациях при проведении коммерческих сделок.
Подробно ознакомиться с решениями арбитражных судов и документами по исполнительным производствам всех организаций России, можно подписавшись на предоставление доступа к Информационно-аналитической системе Глобас.
Капитализация демонстрирует востребованность компании рыночными инвесторами. Цена одной акции, умноженная на их количество, является рыночной стоимостью компании.
Показатель капитализации динамичен, так как на стоимость акции влияют различные факторы - как внутренние, так и внешние. К внешним факторам относятся ситуация в экономике, спрос, государственная политика, популярность бренда, а к внутренним – управленческие решения, профессионализм менеджмента, объем выручки.
Перечисленные факторы могут стать рычагом управления и влияния на размер капитализации путем искусственного завышения или занижения реальной ценности компании.
Используя Orbis, продукт бельгийского издателя электронных баз данных и корпоративной информации Bureau van Dijk, эксперты Credinform составили ТОП-10 компаний всего мира по уровню капитализации (таблица 1).
На первом месте расположилась американская корпорация Apple. В начале августа 2018 года ее стоимость на бирже NASDAQ достигла 1 трлн USD, что позволило «яблоку» стать самым дорогим бизнесом мира.
Согласно рэнкингу, 7 из 10 крупнейших компаний – представители американских бизнес-гигантов, вид деятельности которых в большинстве случаев связан с IT-сферой. Исключением является компания Exxon Mobil, занятая добычей и переработкой продукта первой необходимости, без которого не смогли бы существовать другие компании рэнкинга. Крупнейшая американская нефтяная корпорация оценивается «всего» в 344 млрд USD. Это значительно меньше капитализации компаний, которые предоставляют услуги, либо производят продукт, ориентированный непосредственно на потребителя.
Многие экономисты отмечают, что капитализация всех листинговых компаний завышена, и дальнейшее стимулирование ее роста может привести к краху доткомов, как это было в начале 2000-х годов на финансовой бирже NASDAQ.
№ | Компания | Капитализация, млрд USD | Активы, млрд. USD(за 2017 год) |
1 | Apple (США) | 1000 | 375 |
2 | Amazon.com (США) | 908 | 131 |
3 | Microsoft (США) | 835 | 250 |
4 | Facebook (США) | 443 | 84 |
5 | Tencent (Китай) | 443 | 85 |
6 | Exxon Mobile (США) | 344 | 348 |
7 | Samsung Electronics (Южная Корея) | 269 | 281 |
8 | Walmart (США) | 264 | 204 |
9 | Nestle (Швейцария) | 253 | 133 |
10 | Intel (США) | 229 | 123 |
Источник: База данных Orbis, продукт Bureau van Dijk
Среди российских котирующихся компаний прослеживается совершенно иная ситуация. В капитале 9 из 10 предприятий участвует государство, а их вид деятельности связан с промышленным производством: добыча нефти и газа, производство металлов. Все представители рэнкинга занимаются производством продуктов первой необходимости, известны во всем мире и являются лидерами на международном рынке. Однако суммарно их капитализация примерно равна капитализации одной Exxon Mobile.
Самой дорогой отечественной корпорацией является ПАО Роснефть (таблица 2), ее стоимость оценивается в 72 млрд USD. Следом за ней расположилась самая эффективная в России нефтяная компания, по показателям «выручка-чистая прибыль» – ПАО Лукойл. К слову, один из самых неэффективных международных американских бизнесов за последние 15 лет – Tesla Motors, имеет капитализацию в размере 63 млрд USD, а выручку – меньше, чем у торговой сети Магнит (АО Тандер), осуществляющей свою деятельность только на территории Российской Федерации. Кроме того, компания Tesla за всю историю своего существования не приносила прибыль своим инвесторам, а убыток в 2017 году составил максимальный антирекорд – почти 2 млрд USD.
ПАО Газпром – один из самых важных стратегических партнеров для всей Европы и остального мира на долю которого приходится 12% мировой добычи газа, имеет капитализацию в размере 53 млрд USD, при общей стоимости активов в 317 млрд USD.
№ | Компания | Капитализация, млрд. USD | Активы, млрд USD(за 2017 год) |
1 | ПАО Роснефть | 72 | 212 |
2 | ПАО Лукойл | 61 | 90 |
3 | ПАО Газпром | 53 | 317 |
4 | ПАО Новатэк | 45 | 18 |
5 | ПАО ГМНК Норильский никель | 27 | 16 |
6 | ПАО Татнефть | 25 | 17 |
7 | ПАО Газпром нефть | 24 | 50 |
8 | ПАО Сургутнефтегаз | 16 | 73 |
9 | ПАО НЛМК | 15 | 11 |
10 | ПАО Северсталь | 13 | 7 |
Источник: Информационно-аналитическая Система Глобас, продукт Credinform
Очевидно, что рыночная стоимость отечественных предприятий занижена и не отражает реальной ситуации.
Формула расчета рыночной капитализации не учитывает нефинансовый аспект - медийность бренда, которую оценить по финансовым показателям не представляется возможным. Именно она создается за счет инноваций, рекламы и маркетинга. Котирующиеся предприятия, занятые добычей полезных ископаемых или промышленным производством, относятся к категории стратегически важных объектов. Являясь монополистами в своем виде деятельности, они не могут проводить агрессивную рекламную или маркетинговую политику.
Завышенная капитализация компаний из сферы услуг и IT – это мировая тенденция. Корпорации за счет локальных инноваций, агрессивной рекламы, сильного маркетинга создают вокруг своего бренда ажиотаж, тем самым стимулируя спекулятивный процесс, который завышает либо занижает реальную стоимость компании.