Рэнкинг
Расходы некоммерческих организаций

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли. Эта особенность не дает возможности использовать критерий прибыльности как основной для оценки деятельности организации.

Альтернативным способом является анализ совокупных расходов, который позволяет оценить масштабы деятельности организации, а в сопоставлении с прибылью – и эффективность ее работы.

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских некоммерческих организаций. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по совокупным расходам за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2017 - 2019 гг.) организации (ТОП-10 и ТОП-1000). Далее они были сопоставлены с показателями чистой прибыли (убытка) (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Совокупные расходы ,чистая прибыль (убыток), индекс платежеспособности Глобас ТОП-10 некоммерческих организаций
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Совокупные расходы, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Индекс платёжеспособности Глобас
2017 2018 2019 2017 2018 2019
1 2 3 4 5 6 7 8
Фонд РОСКОНГРЕСС
ИНН 7706412930 г. Москва,
деятельность по организации конференций и выставок
9 772,9 down6 371,4 up11 829,6 573,0 down352,7 up661,4 196 Наивысший
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ЭКОПТИЦА
ИНН 4813014007 Липецкая область,
производство и консервирование мяса птицы
5 656,8 up7 041,4 up8 076,3 23,8 up124,5 down-9,2 281 Высокий
АНО КОМПЛЕКС ИНЖИНИРИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КУРЧАТОВСКОГО ИНСТИТУТА
ИНН 7734266656 г. Москва,
научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук
1 082,9 up5 688,8 down4 478,3 11,6 down2,9 up19,8 271 Высокий
МЕДИЦИНСКОЕ ЧУ ОТРАСЛЕВОЙ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПАО ГАЗПРОМ
ИНН 7728159705 г. Москва,
общая врачебная практика
3 620,3 up3 866,9 up4 106,2 -270,3 down-331,4 down-446,0 248 Высокий
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ
ИНН 7729152149 г. Москва,
высшее образование
2 727,9 up3 481,3 up4 039,1 41,2 down33,3 up43,2 248 Высокий
ЧУ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО
ИНН 5032180980 Московская область,
профессиональное дополнительное образование
2 484,6 up2 951,7 up3 803,1 -15,4 down-129,2 up-446,0 296 Высокий
АНО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СБЕРБАНКА
ИНН 7736128605 г. Москва,
подготовка кадров высшей квалификации
3 698,3 down3 462,2 up3 561,2 68,9 down20,8 up34,4 249 Высокий
СТУПИНСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
ИНН 5045018663 Московская область,
розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
3 772,2 down3 577,8 down3 363,8 -15,4 down70,1 up-43,1 304 Удовлетворительный
МЕДИЦИНСКОЕ ЧУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕФРОСОВЕТ
ИНН 7730184402 г. Москва,
деятельность в области здравоохранения
2 488,7 up2 684,0 down2 648,1 5,2 down-116,2 up7,0 280 Высокий
ЧУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА РЖД-МЕДИЦИНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСК
ИНН 7451207988 Челябинская область,
деятельность больничных организаций
1 803,2 up2 037,8 up2 519,7 39,0 up93,5 down27,7 218 Высокий
Среднее значение ТОП-10 3 710,8 up4 116,3 up4 842,5 61,6 down12,1 up17,5  

вверх улучшение показателя к предыдущему периоду, вниз ухудшение показателя к предыдущему периоду

Семь организаций увеличили совокупные расходы в 2019 г. по сравнению с предыдущим периодом. Четыре организации в 2019 г. показали убытки.

Рисунок 1. Совокупные расходы и чистая прибыль (убыток) ТОП-10 некоммерческих организаций Рисунок 1. Совокупные расходы и чистая прибыль (убыток) ТОП-10 некоммерческих организаций

В течение 6 лет средние показатели совокупных расходов организаций ТОП-10 имели тенденцию к росту. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних значений совокупных расходов ТОП-10 некоммерческих организаций в 2014 – 2019 гг. Рисунок 2. Изменение средних значений совокупных расходов ТОП-10 некоммерческих организаций в 2014 – 2019 гг.
Статья
Изменения в законодательстве

В Письме Федеральной налоговой службы РФ от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, изданном по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров даны новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ, которая оговаривает права налоговых органов менять юридическую квалификацию сделок налогоплательщиков, их статус и характер деятельности, устанавливает критерии оценки операций в целях налогообложения.

Целью данного документа ФНС является совершенствование борьбы со злоупотреблениями, использующими формальный документооборот, с участием компаний, не ведущими реальной экономической деятельности или «технических» компаний. Чаще всего это – фирмы-однодневки.

В частности, налоговым органам предлагается устанавливать, не только факты неисполнения обязательств надлежащими лицами, но и на обстоятельства, указывающие на умышленное снижение налогоплательщиками налоговых обязательств. К таким обстоятельствам может быть отнесена информация о том, что налогоплательщик заранее знал или мог знать, что его контрагентом является «техническая» компания.

Правовые позиции, относительно выбора контрагентов и их оценки в целях налогообложения изложены в п. 31 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 16.02.2017 и в определениях Верховного Суда РФ от 25.01.2021 №309-ЭС20-17277, от 28.05.2020 №305-ЭС19-16064.

Механизм завышения понесенных расходов и, тем самым, снижения налогооблагаемой базы заключается во встраивании «технических» компаний между налогоплательщиками и лицами, фактически исполняющими сделки.

Налоговым органам рекомендуется при обнаружении таких способов оптимизации налогов рассчитывать реальный размер обязательств налогоплательщиков, т.е. подразумевается доначисление сумм налогов, которые должны были быть уплачены при отсутствии злоупотреблений.

Налоговым органам указано, что расходы и вычеты по НДС по таким спорным операциям должны учитывать факты, установленные с использованием:

  • сведений, документов, представленных самими налогоплательщиками;
  • данных, полученных при проведении налогового контроля;
  • истребованных документов или информации о конкретных сделках от поставщиков, подрядчиков, исполнителей, осуществивших фактическое исполнение сделок.

В случаях отсутствия соответствующих сведений и подтверждающих документов, налогоплательщики не имеют прав на применение налоговых вычетов и внесение в учет понесенных расходов по спорным операциям.

Таким образом, если при отсутствии указанных выше доказательств, в результате анализа характеристик контрагентов и условий сделок налоговыми органами будет установлено, что сделки не соответствуют условиям делового оборота, может быть сделан вывод, о том, что налогоплательщики должны были заранее знать о совершении сделок с «техническими» компаниями.