Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли. Эта особенность не дает возможности использовать критерий прибыльности как основной для оценки деятельности организации.
Альтернативным способом является анализ совокупных расходов, который позволяет оценить масштабы деятельности организации, а в сопоставлении с прибылью – и эффективность ее работы.
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг российских некоммерческих организаций. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по совокупным расходам за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2017 - 2019 гг.) организации (ТОП-10 и ТОП-1000). Далее они были сопоставлены с показателями чистой прибыли (убытка) (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности | Совокупные расходы, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Индекс платёжеспособности Глобас | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Фонд РОСКОНГРЕСС ИНН 7706412930 г. Москва, деятельность по организации конференций и выставок |
9 772,9 | 6 371,4 | 11 829,6 | 573,0 | 352,7 | 661,4 | 196 Наивысший |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ЭКОПТИЦА ИНН 4813014007 Липецкая область, производство и консервирование мяса птицы |
5 656,8 | 7 041,4 | 8 076,3 | 23,8 | 124,5 | -9,2 | 281 Высокий |
АНО КОМПЛЕКС ИНЖИНИРИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КУРЧАТОВСКОГО ИНСТИТУТА ИНН 7734266656 г. Москва, научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук |
1 082,9 | 5 688,8 | 4 478,3 | 11,6 | 2,9 | 19,8 | 271 Высокий |
МЕДИЦИНСКОЕ ЧУ ОТРАСЛЕВОЙ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПАО ГАЗПРОМ ИНН 7728159705 г. Москва, общая врачебная практика |
3 620,3 | 3 866,9 | 4 106,2 | -270,3 | -331,4 | -446,0 | 248 Высокий |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ ИНН 7729152149 г. Москва, высшее образование |
2 727,9 | 3 481,3 | 4 039,1 | 41,2 | 33,3 | 43,2 | 248 Высокий |
ЧУ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО ИНН 5032180980 Московская область, профессиональное дополнительное образование |
2 484,6 | 2 951,7 | 3 803,1 | -15,4 | -129,2 | -446,0 | 296 Высокий |
АНО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СБЕРБАНКА ИНН 7736128605 г. Москва, подготовка кадров высшей квалификации |
3 698,3 | 3 462,2 | 3 561,2 | 68,9 | 20,8 | 34,4 | 249 Высокий |
СТУПИНСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНН 5045018663 Московская область, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах |
3 772,2 | 3 577,8 | 3 363,8 | -15,4 | 70,1 | -43,1 | 304 Удовлетворительный |
МЕДИЦИНСКОЕ ЧУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕФРОСОВЕТ ИНН 7730184402 г. Москва, деятельность в области здравоохранения |
2 488,7 | 2 684,0 | 2 648,1 | 5,2 | -116,2 | 7,0 | 280 Высокий |
ЧУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА РЖД-МЕДИЦИНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСК ИНН 7451207988 Челябинская область, деятельность больничных организаций |
1 803,2 | 2 037,8 | 2 519,7 | 39,0 | 93,5 | 27,7 | 218 Высокий |
Среднее значение ТОП-10 | 3 710,8 | 4 116,3 | 4 842,5 | 61,6 | 12,1 | 17,5 |
улучшение показателя к предыдущему периоду, ухудшение показателя к предыдущему периоду
Семь организаций увеличили совокупные расходы в 2019 г. по сравнению с предыдущим периодом. Четыре организации в 2019 г. показали убытки.
В течение 6 лет средние показатели совокупных расходов организаций ТОП-10 имели тенденцию к росту. (Рисунок 2).
В Письме Федеральной налоговой службы РФ от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, изданном по итогам мониторинга правоприменительной практики и судебных споров даны новые разъяснения по применению статьи 54.1 НК РФ, которая оговаривает права налоговых органов менять юридическую квалификацию сделок налогоплательщиков, их статус и характер деятельности, устанавливает критерии оценки операций в целях налогообложения.
Целью данного документа ФНС является совершенствование борьбы со злоупотреблениями, использующими формальный документооборот, с участием компаний, не ведущими реальной экономической деятельности или «технических» компаний. Чаще всего это – фирмы-однодневки.
В частности, налоговым органам предлагается устанавливать, не только факты неисполнения обязательств надлежащими лицами, но и на обстоятельства, указывающие на умышленное снижение налогоплательщиками налоговых обязательств. К таким обстоятельствам может быть отнесена информация о том, что налогоплательщик заранее знал или мог знать, что его контрагентом является «техническая» компания.
Правовые позиции, относительно выбора контрагентов и их оценки в целях налогообложения изложены в п. 31 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 16.02.2017 и в определениях Верховного Суда РФ от 25.01.2021 №309-ЭС20-17277, от 28.05.2020 №305-ЭС19-16064.
Механизм завышения понесенных расходов и, тем самым, снижения налогооблагаемой базы заключается во встраивании «технических» компаний между налогоплательщиками и лицами, фактически исполняющими сделки.
Налоговым органам рекомендуется при обнаружении таких способов оптимизации налогов рассчитывать реальный размер обязательств налогоплательщиков, т.е. подразумевается доначисление сумм налогов, которые должны были быть уплачены при отсутствии злоупотреблений.
Налоговым органам указано, что расходы и вычеты по НДС по таким спорным операциям должны учитывать факты, установленные с использованием:
- сведений, документов, представленных самими налогоплательщиками;
- данных, полученных при проведении налогового контроля;
- истребованных документов или информации о конкретных сделках от поставщиков, подрядчиков, исполнителей, осуществивших фактическое исполнение сделок.
В случаях отсутствия соответствующих сведений и подтверждающих документов, налогоплательщики не имеют прав на применение налоговых вычетов и внесение в учет понесенных расходов по спорным операциям.
Таким образом, если при отсутствии указанных выше доказательств, в результате анализа характеристик контрагентов и условий сделок налоговыми органами будет установлено, что сделки не соответствуют условиям делового оборота, может быть сделан вывод, о том, что налогоплательщики должны были заранее знать о совершении сделок с «техническими» компаниями.