Капитализация демонстрирует востребованность компании рыночными инвесторами. Цена одной акции, умноженная на их количество, является рыночной стоимостью компании.
Показатель капитализации динамичен, так как на стоимость акции влияют различные факторы - как внутренние, так и внешние. К внешним факторам относятся ситуация в экономике, спрос, государственная политика, популярность бренда, а к внутренним – управленческие решения, профессионализм менеджмента, объем выручки.
Перечисленные факторы могут стать рычагом управления и влияния на размер капитализации путем искусственного завышения или занижения реальной ценности компании.
Используя Orbis, продукт бельгийского издателя электронных баз данных и корпоративной информации Bureau van Dijk, эксперты Credinform составили ТОП-10 компаний всего мира по уровню капитализации (таблица 1).
На первом месте расположилась американская корпорация Apple. В начале августа 2018 года ее стоимость на бирже NASDAQ достигла 1 трлн USD, что позволило «яблоку» стать самым дорогим бизнесом мира.
Согласно рэнкингу, 7 из 10 крупнейших компаний – представители американских бизнес-гигантов, вид деятельности которых в большинстве случаев связан с IT-сферой. Исключением является компания Exxon Mobil, занятая добычей и переработкой продукта первой необходимости, без которого не смогли бы существовать другие компании рэнкинга. Крупнейшая американская нефтяная корпорация оценивается «всего» в 344 млрд USD. Это значительно меньше капитализации компаний, которые предоставляют услуги, либо производят продукт, ориентированный непосредственно на потребителя.
Многие экономисты отмечают, что капитализация всех листинговых компаний завышена, и дальнейшее стимулирование ее роста может привести к краху доткомов, как это было в начале 2000-х годов на финансовой бирже NASDAQ.
№ | Компания | Капитализация, млрд USD | Активы, млрд. USD(за 2017 год) |
1 | Apple (США) | 1000 | 375 |
2 | Amazon.com (США) | 908 | 131 |
3 | Microsoft (США) | 835 | 250 |
4 | Facebook (США) | 443 | 84 |
5 | Tencent (Китай) | 443 | 85 |
6 | Exxon Mobile (США) | 344 | 348 |
7 | Samsung Electronics (Южная Корея) | 269 | 281 |
8 | Walmart (США) | 264 | 204 |
9 | Nestle (Швейцария) | 253 | 133 |
10 | Intel (США) | 229 | 123 |
Источник: База данных Orbis, продукт Bureau van Dijk
Среди российских котирующихся компаний прослеживается совершенно иная ситуация. В капитале 9 из 10 предприятий участвует государство, а их вид деятельности связан с промышленным производством: добыча нефти и газа, производство металлов. Все представители рэнкинга занимаются производством продуктов первой необходимости, известны во всем мире и являются лидерами на международном рынке. Однако суммарно их капитализация примерно равна капитализации одной Exxon Mobile.
Самой дорогой отечественной корпорацией является ПАО Роснефть (таблица 2), ее стоимость оценивается в 72 млрд USD. Следом за ней расположилась самая эффективная в России нефтяная компания, по показателям «выручка-чистая прибыль» – ПАО Лукойл. К слову, один из самых неэффективных международных американских бизнесов за последние 15 лет – Tesla Motors, имеет капитализацию в размере 63 млрд USD, а выручку – меньше, чем у торговой сети Магнит (АО Тандер), осуществляющей свою деятельность только на территории Российской Федерации. Кроме того, компания Tesla за всю историю своего существования не приносила прибыль своим инвесторам, а убыток в 2017 году составил максимальный антирекорд – почти 2 млрд USD.
ПАО Газпром – один из самых важных стратегических партнеров для всей Европы и остального мира на долю которого приходится 12% мировой добычи газа, имеет капитализацию в размере 53 млрд USD, при общей стоимости активов в 317 млрд USD.
№ | Компания | Капитализация, млрд. USD | Активы, млрд USD(за 2017 год) |
1 | ПАО Роснефть | 72 | 212 |
2 | ПАО Лукойл | 61 | 90 |
3 | ПАО Газпром | 53 | 317 |
4 | ПАО Новатэк | 45 | 18 |
5 | ПАО ГМНК Норильский никель | 27 | 16 |
6 | ПАО Татнефть | 25 | 17 |
7 | ПАО Газпром нефть | 24 | 50 |
8 | ПАО Сургутнефтегаз | 16 | 73 |
9 | ПАО НЛМК | 15 | 11 |
10 | ПАО Северсталь | 13 | 7 |
Источник: Информационно-аналитическая Система Глобас, продукт Credinform
Очевидно, что рыночная стоимость отечественных предприятий занижена и не отражает реальной ситуации.
Формула расчета рыночной капитализации не учитывает нефинансовый аспект - медийность бренда, которую оценить по финансовым показателям не представляется возможным. Именно она создается за счет инноваций, рекламы и маркетинга. Котирующиеся предприятия, занятые добычей полезных ископаемых или промышленным производством, относятся к категории стратегически важных объектов. Являясь монополистами в своем виде деятельности, они не могут проводить агрессивную рекламную или маркетинговую политику.
Завышенная капитализация компаний из сферы услуг и IT – это мировая тенденция. Корпорации за счет локальных инноваций, агрессивной рекламы, сильного маркетинга создают вокруг своего бренда ажиотаж, тем самым стимулируя спекулятивный процесс, который завышает либо занижает реальную стоимость компании.
С 1 августа 2018 года Федеральная налоговая служба запустила новый проект «Прозрачный бизнес», который подразумевает публикацию о компаниях сведений, не являющихся налоговой тайной.
Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает ФНС, был снят на основании п. 1.1 ст. 102 НК РФ (ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243–ФЗ). В связи с этим у ведомства появилась обязанность утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.
Утверждение сроков и периода размещения сведений происходило на основании Приказа ФНС от 23.12.2016 г. № ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018 г.). Этапы публикации сведений, не являющихся налоговой тайной, на сайте ФНС представлены в таблице 1
Дата | Сведения |
1 августа 2018 г | - специальные налоговые режимы; - участие в консолидированной группе налогоплательщиков; - среднесписочная численность работников. |
1 октября 2018 г. | - уплаченные налоги (сборы, взносы); - суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. |
1 декабря 2018 г. | - данные о недоимках по налогам, пеням и штрафам; - правонарушения и меры ответственности за них (решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу в период со 2 июня 2016 г. по 31 декабря 2017 г., но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 г.). |
1 декабря 2019 г | - данные о недоимках по страховым взносам. |
Размещение открытых данных согласно графику состоялось в отношении большинства хозяйственных товариществ и обществ. А в 2020 году будет опубликована информация о других организациях, включая стратегические предприятия и акционерные общества, организации оборонно-промышленного комплекса, крупнейших налогоплательщиков.
Пользователям Глобас уже доступна актуальная информация, ранее считавшаяся налоговой тайной. В разделе бизнес-справки «Основные финансово-хозяйственные показатели» представлены сведения о применении специальных налоговых режимов (по 2 млн. компаний), сведения о среднесписочной численности работников (по 2,5 млн. компаний) и сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков (по 88 компаниям) на 31.12.2017 г.
Нововведение позволит более детально проводить проверку контрагентов и оценивать риски, проявляя должную осмотрительность и осторожность перед заключением договоров.