Статья
Капитализация крупнейших российских и зарубежных компаний

Капитализация демонстрирует востребованность компании рыночными инвесторами. Цена одной акции, умноженная на их количество, является рыночной стоимостью компании.

Показатель капитализации динамичен, так как на стоимость акции влияют различные факторы - как внутренние, так и внешние. К внешним факторам относятся ситуация в экономике, спрос, государственная политика, популярность бренда, а к внутренним – управленческие решения, профессионализм менеджмента, объем выручки.

Перечисленные факторы могут стать рычагом управления и влияния на размер капитализации путем искусственного завышения или занижения реальной ценности компании.

Используя Orbis, продукт бельгийского издателя электронных баз данных и корпоративной информации Bureau van Dijk, эксперты Credinform составили ТОП-10 компаний всего мира по уровню капитализации (таблица 1).

На первом месте расположилась американская корпорация Apple. В начале августа 2018 года ее стоимость на бирже NASDAQ достигла 1 трлн USD, что позволило «яблоку» стать самым дорогим бизнесом мира.

Согласно рэнкингу, 7 из 10 крупнейших компаний – представители американских бизнес-гигантов, вид деятельности которых в большинстве случаев связан с IT-сферой. Исключением является компания Exxon Mobil, занятая добычей и переработкой продукта первой необходимости, без которого не смогли бы существовать другие компании рэнкинга. Крупнейшая американская нефтяная корпорация оценивается «всего» в 344 млрд USD. Это значительно меньше капитализации компаний, которые предоставляют услуги, либо производят продукт, ориентированный непосредственно на потребителя.

Многие экономисты отмечают, что капитализация всех листинговых компаний завышена, и дальнейшее стимулирование ее роста может привести к краху доткомов, как это было в начале 2000-х годов на финансовой бирже NASDAQ.

Таблица 1. ТОП-10 иностранных компаний по капитализации
Компания Капитализация, млрд USD Активы, млрд. USD(за 2017 год)
1 Apple (США) 1000 375
2 Amazon.com (США) 908 131
3 Microsoft (США) 835 250
4 Facebook (США) 443 84
5 Tencent (Китай) 443 85
6 Exxon Mobile (США) 344 348
7 Samsung Electronics (Южная Корея) 269 281
8 Walmart (США) 264 204
9 Nestle (Швейцария) 253 133
10 Intel (США) 229 123

Источник: База данных Orbis, продукт Bureau van Dijk

Среди российских котирующихся компаний прослеживается совершенно иная ситуация. В капитале 9 из 10 предприятий участвует государство, а их вид деятельности связан с промышленным производством: добыча нефти и газа, производство металлов. Все представители рэнкинга занимаются производством продуктов первой необходимости, известны во всем мире и являются лидерами на международном рынке. Однако суммарно их капитализация примерно равна капитализации одной Exxon Mobile.

Самой дорогой отечественной корпорацией является ПАО Роснефть (таблица 2), ее стоимость оценивается в 72 млрд USD. Следом за ней расположилась самая эффективная в России нефтяная компания, по показателям «выручка-чистая прибыль» – ПАО Лукойл. К слову, один из самых неэффективных международных американских бизнесов за последние 15 лет – Tesla Motors, имеет капитализацию в размере 63 млрд USD, а выручку – меньше, чем у торговой сети Магнит (АО Тандер), осуществляющей свою деятельность только на территории Российской Федерации. Кроме того, компания Tesla за всю историю своего существования не приносила прибыль своим инвесторам, а убыток в 2017 году составил максимальный антирекорд – почти 2 млрд USD.

ПАО Газпром – один из самых важных стратегических партнеров для всей Европы и остального мира на долю которого приходится 12% мировой добычи газа, имеет капитализацию в размере 53 млрд USD, при общей стоимости активов в 317 млрд USD.

Таблица 2. ТОП-10 российских компаний по капитализации
Компания Капитализация, млрд. USD Активы, млрд USD(за 2017 год)
1 ПАО Роснефть 72 212
2 ПАО Лукойл 61 90
3 ПАО Газпром 53 317
4 ПАО Новатэк 45 18
5 ПАО ГМНК Норильский никель 27 16
6 ПАО Татнефть 25 17
7 ПАО Газпром нефть 24 50
8 ПАО Сургутнефтегаз 16 73
9 ПАО НЛМК 15 11
10 ПАО Северсталь 13 7

Источник: Информационно-аналитическая Система Глобас, продукт Credinform

Очевидно, что рыночная стоимость отечественных предприятий занижена и не отражает реальной ситуации.

Формула расчета рыночной капитализации не учитывает нефинансовый аспект - медийность бренда, которую оценить по финансовым показателям не представляется возможным. Именно она создается за счет инноваций, рекламы и маркетинга. Котирующиеся предприятия, занятые добычей полезных ископаемых или промышленным производством, относятся к категории стратегически важных объектов. Являясь монополистами в своем виде деятельности, они не могут проводить агрессивную рекламную или маркетинговую политику.

Завышенная капитализация компаний из сферы услуг и IT – это мировая тенденция. Корпорации за счет локальных инноваций, агрессивной рекламы, сильного маркетинга создают вокруг своего бренда ажиотаж, тем самым стимулируя спекулятивный процесс, который завышает либо занижает реальную стоимость компании.

Статья
Проект Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес»

С 1 августа 2018 года Федеральная налоговая служба запустила новый проект «Прозрачный бизнес», который подразумевает публикацию о компаниях сведений, не являющихся налоговой тайной.
Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает ФНС, был снят на основании п. 1.1 ст. 102 НК РФ (ред. Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243–ФЗ). В связи с этим у ведомства появилась обязанность утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.
Утверждение сроков и периода размещения сведений происходило на основании Приказа ФНС от 23.12.2016 г. № ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018 г.). Этапы публикации сведений, не являющихся налоговой тайной, на сайте ФНС представлены в таблице 1

Таблица 1. Этапы публикации сведений
Дата Сведения
1 августа 2018 г - специальные налоговые режимы;
- участие в консолидированной группе налогоплательщиков;
- среднесписочная численность работников.
1 октября 2018 г. - уплаченные налоги (сборы, взносы);
- суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1 декабря 2018 г. - данные о недоимках по налогам, пеням и штрафам;
- правонарушения и меры ответственности за них (решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу в период со 2 июня 2016 г. по 31 декабря 2017 г., но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 г.).
1 декабря 2019 г - данные о недоимках по страховым взносам.

Размещение открытых данных согласно графику состоялось в отношении большинства хозяйственных товариществ и обществ. А в 2020 году будет опубликована информация о других организациях, включая стратегические предприятия и акционерные общества, организации оборонно-промышленного комплекса, крупнейших налогоплательщиков.
Пользователям Глобас уже доступна актуальная информация, ранее считавшаяся налоговой тайной. В разделе бизнес-справки «Основные финансово-хозяйственные показатели» представлены сведения о применении специальных налоговых режимов (по 2 млн. компаний), сведения о среднесписочной численности работников (по 2,5 млн. компаний) и сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков (по 88 компаниям) на 31.12.2017 г.
Нововведение позволит более детально проводить проверку контрагентов и оценивать риски, проявляя должную осмотрительность и осторожность перед заключением договоров.