Статья
Код юридического лица LEI необходим для работы на зарубежных рынках

В июне 2012 года на саммите G20 в Мексике был поддержан проект Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) о создании Глобальной системы идентификации юридических лиц (Global LEI System, GLEIS), участвующих в финансовых транзакциях. В рамках данной системы юридическому лицу присваивается международный код идентификации юридического лица (Legal Entity Identifier, LEI). Нормативное регулирование присвоения кодов и контроль за поддержанием системы GLEIS возложены на Международный комитет по надзору (Regulatory Oversight Committee, ROC).

Среди причин создания международной системы идентификации юридических лиц следующие:

- необходимость обеспечения прозрачности на финансовых рынках;

- облегчение поиска, идентификации и проверки контрагента;

- улучшение формата обмена данными между участниками финансовых операций;

- оценка возможных рисков при совершении транзакций.

На первом этапе в странах, входящих в G20, создаются предварительные локальные операционные подразделения (pre-Local operating units, pre-LOU), ответственные за присвоение идентификаторов (pre-LEI). Следующим шагом будет создание центрального операционного подразделения (Central operating unit, COU) для ведения и поддержки Глобальной системы идентификации юридических лиц. На завершающем этапе будет создана система GLEIS путем объединения Локальных операционных подразделений и Центрального подразделения COU. В результате образования единого информационного пространства коды pre-LOU получат постоянный статус – LOU, а присвоенные ими предварительные коды станут кодами LEI.

Официальный статус локального операционного подразделения в России получила небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий». По решению Международного комитета по надзору, ЗАО «НРД» с 1 марта 2013 года имеет право оказывать услуги по присвоению кодов pre-LEI. Присвоенный код является универсальным идентификатором юридического лица и позволяет совершать финансовые сделки на внутреннем и международном рынке, в частности, в США и Европе, так как признается всеми регуляторами и участниками системы. 

Согласно уведомлению на корпоративном сайте депозитария, код pre-LEI/LEI присваивается юридическому лицу только по запросу, в соответствии с Правилами оказания услуг по присвоению и верификации международного кода идентификации юридического лица. В настоящее время международный код идентификации юридических лиц pre-LEI присвоен 689 резидентам РФ.

По данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, 99,99% акций ЗАО «НРД» принадлежит ПАО «Московская биржа ММВБ-РТС». Депозитарий обслуживает биржевые и внебиржевые сделки со всеми видами эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, предоставляет расчетные банковские услуги, ведет депозитарный учет 99% выпусков корпоративных облигаций и оказывает другие виды услуг.

Вестник
Рейтинг социально-экономического развития регионов

Россия крайне неоднородная страна: по какому бы параметру не проводилось сравнение ее регионов, они все будут отличаться друг от друга. Территория, природно-климатические условия, национальный состав, экономический потенциал и уровень социального развития – везде эти параметры разные.

Однако существует потребность в понимании того, чем живет каждый субъект федерации, в определении величины инвестиционного, демографического и потребительского потенциала, степени представленности бизнеса. Для этих целей Информационное агентство Credinform составило «Рейтинг социально-экономического развития регионов, 2015 г.».

Собранные нами статистические данные существенно отличаются в каждом регионе, что объясняется разнородностью территорий. Приведение их к унифицированным индикаторам (баллам) помогает получить обобщенный результат, который даст объективную картину регионального развития и позволит сравнить республики, края, области, автономные округа и города федерального значения между собой.

Основу рейтинга составляют 15 показателей, которые наиболее полно отражают текущее социально-экономическое положение каждого из 85 субъектов России. Это сведения по демографии, уровню заработных плат, доходам региональных бюджетов и размеру ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения, инфляции, инвестициям, обороту розничной торговли, количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели, используемые для составления рейтинга регионов; минимальные и максимальные значения.

ПоказательМинимальный балл (1) Максимальный балл (85)
1 Численность населения на 1 января 2016 г. Наименьшая численность Наибольшая численность
2 Коэффициент естественного прироста населения, 2015 г. Наименьше значение коэффициента Наибольшее значение коэффициента
3 Относительный прирост (убыль) населения, 2015 г. Наименьший относительный прирост/убыль населения Наибольший относительный прирост населения
4 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (оба пола, все население), 2014 г. Наименьшая ожидаемая продолжительность жизни Наибольшая ожидаемая продолжительность жизни
5 Уровень безработицы в среднем за год, 2015 г. Наименьший уровень безработицы Наибольший уровень безработицы
6 Объем валового регионального продукта (ВРП) в расчете на одного жителя субъекта РФ, 2014 г. Наименьший объем ВРП на душу населения Наибольший объем ВРП на душу населения
7 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций, январь-декабрь 2015 г. Наименьшая заработная плата Наибольшая заработная плата
8 Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2014 г. Наименьшие инвестиции на душу Наибольшие инвестиции на душу населения
9 Оборот розничной торговли на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот розничной торговли на душу населения Наибольший оборот розничной торговли на душу населения
10 Доходы бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений) на душу населения субъекта РФ, 2014 г. Наименьшие доходы бюджета на душу населения Наибольшие доходы бюджета на душу населения
11 Оборот общественного питания на душу населения, 2014 г. Наименьший оборот общественного питания на душу населения Наибольший оборот общественного питания на душу населения
12 Базовый индекс потребительских цен в декабре 2015 г., к декабрю 2014 г. Наибольший индекс цен (уровень инфляции) Наименьший индекс цен (уровень инфляции)
13 Индекс промышленного производства, 2015 г. Наименьший прирост индекса промышленного производства Наибольший прирост индекса промышленного производства
14 Количество индивидуальных предпринимателей на 1 марта 2016 Наименьшее количество ИП Наибольшее количество ИП
15 Количество юридических лиц на 1 марта 2016 Наименьше количество ЮЛ Наибольшее количество ЮЛ

Для присвоения региону балльной оценки по каждому из 15 показателей, данные ранжировались по убыванию/возрастанию их числовых значений. Например, показатель инфляции ранжировался от наименьшего значения к наибольшему, а индекс промышленного производства – от наибольшего к наименьшему.

Вывод общего индекса социально-экономического развития субъекта РФ производился путем сложения баллов по всем показателям.

В конечном итоге были составлены три группы территорий, получивших условные наименования: «Регионы первой группы» (с 1-ое по 30-ое места), «Регионы второй группы» (с 31-ое по 60-ое места) и «Регионы третьей группы» (с 61-ое по 85-ое места).

В «Регионы первой группы» ожидаемо попали территории, где сосредоточены ведущие отрасли российской экономики: нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, а также столичные города (Москва и Санкт-Петербург), уровень социально-экономического развития которых выше, чем в среднем по стране.

Первое место в национальном рейтинге занимает Москва (1091 балл). За исключением высокой инфляции и снижения индекса промышленного производства, столица демонстрирует большой потенциал как в демографии (непрекращающийся прирост населения, высокая продолжительность жизни), так и в развитии региональной экономики в целом. В столице зарегистрировано наибольшее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наибольшие доходы бюджета в расчете на душу населения, наименьший в стране уровень безработицы.

На втором месте с небольшим отставанием следует Республика Татарстан (1046 балла), которая показывает высокие значения по всем 15 показателям оценки.

Санкт-Петербург, находящийся на третьем месте (1027 балла), также как и Москва, отстает по показателю высокой инфляции и снижению индекса промышленного производства.

Таблица 2. «Регионы первой группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших лучший уровень социально-экономического развития

Место в рейтингеСубъект Российской ФедерацииОбщий балл
1 г. Москва 1091
2 Республика Татарстан 1046
3 г. Санкт-Петербург 1027
4 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 993
5 Московская область 987
6 Тюменская область (без АО) 986
7 Краснодарский край 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 932
9 Республика Саха (Якутия) 929
10 Красноярский край 910

В «Регионы второй группы» вошли субъекты, одновременно демонстрирующие лучшие значения по одним показателям и неудовлетворительные по другим.

Так, например, в Чукотском автономном округе (595 баллов) наблюдается один из самых низких уровней инфляции в стране, самый высокий уровень начисленных заработных плат, высокие доходы бюджета и объем ВРП на душу населения при одновременном действии «катастрофических» демографических процессов: в автономном округе фиксируются одни из худших показателей по ожидаемой продолжительности жизни, общей численности населения и относительной убыли населения. Таким образом, высокие доходы сегодня не делают привлекательной эту суровую землю для жизни, как это было во времена СССР, романтика освоения северных территорий ушла.

Республика Дагестан (697 баллов), напротив, при относительно низком уровне экономического развития, демонстрирует хорошие демографические данные, в том числе, по ожидаемой продолжительности жизни, что характерно в целом для Кавказа.

В «Регионы третьей группы» вошли субъекты России с наихудшими значениями общего индекса социально-экономического развития. Сюда же попали и новые регионы: Республика Крым (468 балла) и г. Севастополь (390 баллов).

Что интересно, Севастополь в минувшем году показал наибольший относительный прирост населения среди всех регионов России, однако низкие экономические показатели пока не позволили ему подняться выше 75 места в рейтинге.

Республика Крым демонстрирует низкие значения по размеру ВРП и доходам бюджета на душу населения, кроме того, здесь отмечено самое большое значение динамики базовой инфляции, что ставит Республику на 69-ое место в национальном рейтинге.

Курганская область (298 баллов) замыкает итоговую таблицу с наименьшим сводным индексом. Регион набрал минимум баллов по всем ключевым показателям оценки.

Таблица 3. «Регионы третьей группы». Топ-10 субъектов РФ, показавших худший уровень социально-эконмического развития

Место в рейтингеСубъект Российской ФедерацииОбщий балл
75 г. Севастополь 390
76 Орловская область 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 378
78 Костромская область 367
79 Еврейская автономная область 364
80 Ивановская область 357
81 Республика Ингушетия 343
82 Республика Калмыкия 339
83 Псковская область 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 309
85 Курганская область 298

Представленный нами рейтинг во многом объясняет бюджетную, миграционную и инвестиционную привлекательность российских регионов, во многом поясняет присвоенный им имидж («плохой» - «хороший») среди населения. В условно «перспективные» территории устремляются миграционные и финансовые потоки в ущерб развитию остальных субъектов РФ.

Подобная ситуация связана с проводимой государством политикой выравнивания уровня бюджетного финансирования через межбюджетные трансферты, субсидии, дотации. Такие действия приводят к двум парадоксальным результатам: федерация аккумулирует налоговые поступления в едином центре, а регионы, в свою очередь, ждут вливаний бюджетных средств, не прилагая усилий к собственному социально-экономическому развитию. Отсюда и значительное преобладание регионов-реципиентов над регионами-донорами. Это же касается и местного самоуправления, которое на бумаге наделено широким списком полномочий, но экономических ресурсов на их осуществление подчас не имеет. Чрезмерная централизация приводит к очевидным перекосам в развитии страны в целом.

Приложение. Рейтинг социально-экономического развития регионов

Таблица 4. «Регионы – первой группы». Первые 30 субъектов РФ по уровню социально-эконмического развития

Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
1 г. Москва 85 65 79 84 85 80 81 73 85 81 81 26 16 85 85 1091
2 Республика Татарстан 78 69 67 72 80 72 56 76 78 66 66 69 39 79 79 1046
3 г. Санкт-Петербург 82 64 73 82 84 75 75 67 77 76 72 24 11 81 84 1027
4 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 58 80 77 74 70 83 79 83 81 80 82 8 21 61 56 993
5 Московская область 84 45 81 62 83 65 73 59 80 70 71 6 42 83 83 987
6 Тюменская область (без АО) 54 74 83 50 38 76 71 78 79 79 79 31 79 53 62 986
7 Краснодарский край 83 50 80 75 44 57 44 75 75 45 74 50 44 84 81 961
8 Ямало-Ненецкий авт.округ 14 81 4 69 81 84 84 84 83 83 84 80 64 21 16 932
9 Республика Саха (Якутия) 30 79 66 36 24 79 77 79 63 78 80 82 63 55 38 929
10 Красноярский край 73 61 65 23 41 74 70 74 62 68 42 83 28 74 72 910
11 Свердловская область 81 46 55 34 35 66 63 57 82 59 77 16 19 80 82 852
12 Новосибирская область 71 55 70 47 31 56 50 47 59 48 46 67 46 72 80 845
13 Самарская область 75 34 43 31 82 61 47 66 74 61 62 30 30 71 77 844
14 Сахалинская область 13 47 39 10 36 82 80 82 84 84 73 75 83 23 25 836
15 Республика Башкортостан 79 56 51 35 43 50 41 46 73 38 55 66 47 77 75 832
16 Белгородская область 57 28 59 73 78 68 38 51 56 41 14 77 68 59 53 820
17 Пермский край 69 49 48 21 37 63 52 52 71 49 68 58 35 73 73 818
18 Нижегородская область 76 20 32 29 71 51 45 55 72 51 41 62 56 75 76 812
19 Ненецкий авт.округ 1 78 78 56 17 85 83 85 67 85 85 4 76 1 1 802
20 Ростовская область 80 31 46 65 42 32 33 32 66 29 56 46 85 82 74 799
21 Хабаровский край 50 53 33 11 53 70 72 62 68 69 69 29 38 48 59 784
22 Мурманская область 23 48 17 40 19 71 76 71 76 72 75 42 75 22 33 760
23 Челябинская область 77 42 57 32 27 42 58 36 47 39 40 81 24 76 78 756
24 Воронежская область 64 15 58 61 69 48 36 69 69 33 16 20 60 66 69 753
25 Ленинградская область 59 8 62 48 57 69 66 63 49 71 44 18 29 57 48 748
26 Иркутская область 66 63 49 4 15 64 65 58 18 62 22 53 67 70 70 746
27 Томская область 37 66 63 57 20 67 68 68 14 63 58 47 33 35 50 746
28 Ставропольский край 72 59 56 77 49 20 27 18 58 16 70 13 71 78 61 745
29 Магаданская область 3 43 2 6 72 78 82 81 64 77 78 64 74 5 5 734
30 Омская область 62 54 53 45 32 47 49 17 52 43 39 73 41 60 64 731

Таблица 5. «Регионы – второй группы». Субъекты РФ с 31-ое по 60-ое места по уровню социально-экономического развития

Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
31 Республика Коми 26 58 6 22 28 77 74 80 70 74 67 32 48 29 31 722
32 Удмуртская Республика 56 60 52 42 59 44 37 27 29 44 65 71 22 52 57 717
33 Оренбургская область 63 44 31 17 61 62 35 50 33 56 60 78 9 58 55 712
34 Ярославская область 47 19 54 55 52 49 43 45 42 65 47 14 70 46 60 708
35 Калининградская область 31 41 75 49 47 53 53 39 34 55 52 54 13 41 67 704
36 Приморский край 61 38 40 18 30 59 67 44 41 57 54 57 2 64 71 703
37 Астраханская область 34 67 37 59 23 41 40 72 54 35 53 44 72 38 29 698
38 Республика Дагестан 74 82 76 83 5 12 1 41 60 4 83 15 52 62 47 697
39 Липецкая область 42 17 45 53 77 60 32 60 61 52 28 49 43 40 32 691
40 Камчатский край 8 62 29 12 68 73 78 53 38 73 76 43 53 9 15 690
41 Кемеровская область 70 30 35 9 21 39 51 56 20 46 36 60 54 63 65 655
42 Саратовская область 67 24 41 63 62 28 22 23 19 23 20 63 58 67 63 643
43 Архангельская область (без АО) 41 36 7 46 34 52 69 43 65 67 61 19 12 45 37 634
44 Вологодская область 43 37 34 33 33 55 48 40 23 54 23 52 51 47 58 631
45 Тульская область 55 2 22 30 76 38 46 33 44 60 6 34 80 54 51 631
46 Калужская область 33 27 50 39 73 54 57 65 53 58 25 7 4 42 42 629
47 Пензенская область 51 16 20 68 64 25 26 28 32 21 38 72 73 51 41 626
48 Волгоградская область 68 29 25 67 26 40 30 48 25 30 11 38 32 69 66 604
49 Кировская область 48 26 18 52 56 18 17 15 24 24 63 74 62 50 54 601
50 Чукотский авт.округ 2 72 9 2 79 81 85 77 10 82 7 84 1 2 2 595
51 Республика Хакасия 15 57 61 20 45 46 59 49 21 34 43 85 23 17 14 589
52 Республика Бурятия 32 76 68 16 11 16 55 7 37 20 64 70 55 27 30 584
53 Курская область 39 12 64 44 75 37 28 38 40 37 17 10 65 37 36 579
54 Новгородская область 16 6 21 14 66 58 42 64 48 50 51 40 57 16 19 568
55 Амурская область 24 39 19 5 46 43 64 61 55 64 49 22 5 26 24 546
56 Брянская область 44 14 16 27 67 21 10 22 51 13 59 35 82 44 34 539
57 Тамбовская область 36 4 3 64 65 35 12 70 50 17 13 45 66 31 28 539
58 Чувашская Республика 45 51 47 54 58 17 8 12 12 18 48 61 17 49 39 536
59 Рязанская область 40 10 23 60 63 36 39 21 36 36 26 36 18 36 45 525
60 Владимирская область 53 9 15 24 51 29 29 19 28 31 34 41 50 56 46 515

Таблица 6. «Регионы третьей группы». Субъекты РФ с 61-ое по 85-ое места по уровню социально-экономического развития

Субъект РФ123456789101112131415Общий балл
61 Тверская область 49 3 8 15 48 30 34 34 45 47 32 51 14 43 49 502
62 Ульяновская область 46 22 28 51 60 26 24 30 27 25 15 21 45 39 43 502
63 Чеченская Республика 52 85 82 78 3 3 20 11 6 3 57 11 40 28 12 491
64 Смоленская область 29 5 14 28 39 33 25 25 43 32 45 65 34 30 40 487
65 Республика Карелия 17 21 26 25 12 45 60 20 46 40 33 59 31 13 35 483
66 Алтайский край 65 32 30 41 16 15 2 9 26 14 8 55 36 65 68 482
67 Республика Мордовия 25 13 44 66 74 24 19 26 7 53 9 68 15 19 18 480
68 Республика Марий Эл 20 52 38 26 54 23 18 42 11 15 35 27 78 11 21 471
69 Республика Крым 60 25 71 58 25 1 21 2 5 1 5 1 81 68 44 468
70 Забайкальский край 38 68 27 7 7 22 62 35 22 28 50 12 27 34 20 459
71 Республика Адыгея 10 40 69 70 13 10 15 8 57 11 19 48 61 14 10 455
72 Республика Тыва 7 83 72 1 2 8 54 24 2 8 4 76 77 7 4 429
73 Кабардино-Балкарская Республика 28 75 60 81 8 5 5 3 15 7 12 5 69 33 17 423
74 Республика Алтай 5 77 74 8 9 13 23 37 9 10 10 39 84 6 8 412
75 г. Севастополь 9 33 85 76 14 2 31 1 8 75 21 2 7 15 11 390
76 Орловская область 22 7 11 37 40 31 11 31 30 22 27 37 25 25 23 379
77 Республика Северная Осетия-Алания 21 73 42 79 10 11 6 13 31 6 24 28 3 18 13 378
78 Костромская область 19 18 24 43 55 27 13 10 13 26 31 33 8 20 27 367
79 Еврейская автономная область 4 35 1 3 18 34 61 29 17 42 29 79 6 3 3 364
80 Ивановская область 35 11 12 38 50 6 7 4 35 12 30 23 10 32 52 357
81 Республика Ингушетия 12 84 84 85 1 4 14 5 1 2 1 3 37 4 6 343
82 Республика Калмыкия 6 71 13 71 6 9 3 54 3 9 3 56 20 8 7 339
83 Псковская область 18 1 10 13 29 14 9 14 39 27 37 17 59 12 22 321
84 Карачаево-Черкесская Республика 11 70 36 80 4 7 4 16 4 5 2 25 26 10 9 309
85 Курганская область 27 23 5 19 22 19 16 6 16 19 18 9 49 24 26 298