Статья
Мониторинг поддержки малого и среднего бизнеса

Интерес общества к развитию малого предпринимательства в России, выраженный через упоминаемость в печатных средствах массовой информации, можно описать волнообразной линией бурного роста с 1998 г. по 2002 г., значительного снижения с 2003 г. по 2006 г., нового повышения в 2007 – 2008 гг., плавного понижения с 2009 г. по 2011 г. и постепенного увеличения с 2012 г. по настоящее время.  

Вклад производимой малыми предприятиями продукции (услуг) в совокупный объём валового внутреннего продукта России, по оценкам специалистов, составлял 12% в 2004 г., 17% - в 2008 г. и  в 2015 г. – около 20%. В странах Евросоюза, США, Китае этот показатель в среднем превышает 50%. Официальная занятость в малом и среднем предпринимательстве составляет чуть более 17 млн человек или около 20% трудоспособного населения России.

Оценка положительного опыта экономик развитых стран и понимание того факта, что малый бизнес может потенциально стать одним из основных драйверов развития российской экономики, стимулируют правительство постоянно уделять внимание этой теме. Так, если в 2005 году средства выделяемые из федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства составляли 1,5 млрд рублей, то в 2015 г. объём таких субсидий составил уже 16,9 млрд рублей.

Вопросам оценки эффективности и обеспечения результативности оказания поддержки малому и среднему бизнесу посвящена очередная инициатива Министерства экономического развития. Во исполнение Федерального закона от 29 июня 2015 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 23 декабря 2015 года было принято Постановление Правительства РФ №1410 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства». 

Постановлением утверждены правила проведения Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (далее – корпорация) мониторинга оказания органами власти поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры этой поддержки. Утверждена также и форма отчёта о результатах мониторинга.

Целями мониторинга определены качество оказания поддержки, эффективность и результативность использования полученной поддержки. Это позволит обобщить, систематизировать и проанализировать информацию о результатах оказания мер поддержки и подготовить предложения по их совершенствованию.

Результаты мониторинга будут включаться в ежегодный отчёт корпорации, направляемый Президенту, в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство. 

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i® могут ознакомиться с Перечнем субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО – получателей поддержки (субсидий) в России. В настоящее время в данный рекомендуемый список, размещённый в Системе включено более 64 тысяч организаций.

Рэнкинг
Оборачиваемость активов крупнейших текстильных производств России

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий текстильной отрасли.   

Для рэнкинга был составлен список Топ-10 организаций по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.). Рассчитаны: динамика выручки относительно предыдущего периода, оборачиваемость активов, индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®(см. табл. 1).  

Параметром для ранжирования крупнейших компаний является значение оборачиваемости активов от максимальной до минимальной скорости оборота за год. 

Оборачиваемость активов (раз) - отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов компании за период. Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Выручка, прирост выручки за год, оборачиваемость активов и индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® крупнейших текстильных производств России (Топ-10)  
НаименованиеРегионВыручка, млн руб., 2014 г.Прирост /снижение выручки к 2013 г., %Оборачиваемость активов, разИндекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ООО ТДЛ Текстиль
ИНН 3730010504
Ивановская область 5 015,6 -6,1 2,6 207 высокий
2 ООО Объединенная текстильная компания
ИНН 7706780436
г. Москва 2 776,0 142,1 2,1 229 высокий
3 ООО Торговый Дом ДАРГЕЗ 
ИНН 7706406478
г. Москва 1 475,5 -4,3 1,7 203 высокий
4 ЗАО КШФ Передовая текстильщица
ИНН 5018035099
Московская область 1 704,1 32,8 1,6 187 наивысший
5 ООО Тейковское текстильное предприятие
ИНН 3704006438
Ивановская область 1 732,4 -43,2 1,5 346 удовлетворительный
6 ООО Чайковская текстильная компания
ИНН 5920015180
Пермский край 3 178,2 24,7 1,5 212 высокий
7 ООО ТекстильРегионСбыт
ИНН 7709930111
г. Москва 1 833,6 179,4 1,5 214 высокий
8 ОАО ХБК Шуйские ситцы
ИНН 3706008060
Ивановская область 2 347,3 0,5 1,0 285 высокий
9 ЗАО Котовский завод нетканых материалов
ИНН 6820028830
Тамбовская область 1 516,1 7,2 0,9 265 высокий
10 ЗАО Регент Нетканые Материалы
ИНН 7722508646
г. Москва 1 809,5 34,5 0,5 299 удовлетворительный

Оборачиваемость активов в текстильной отрасли достаточно низкая, что объясняется спецификой технологического цикла и относительно низкой рентабельностью производства. У лидера отрасли, ООО ТДЛ Текстиль, показатель составил 2,6 раз. 

выручка и оборачиваемость активов

Рисунок 1. Выручка и оборачиваемость активов крупнейших текстильных производств России (Топ-10)

Годовая выручка компаний из списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 23,4 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же производителей в предыдущем периоде на 13,2%. 

Несмотря на снижение выручки на 6,1%, ООО ТДЛ Текстиль удерживает первую строчку рейтинга, опережая по этому показателю своего ближайшего конкурента (ООО Чайковская текстильная компания) более чем в 1,5 раза. 

ООО ТДЛ Текстиль является безусловным лидером текстильного рынка России, крупнейшим производителем и продавцом тканей и швейной продукции. Компания занимает 10% рынка производителей х/б тканей, 6% рынка домашнего текстиля и более 30% рынка марли и перевязочных материалов в России. С августа 2012 г. запущено новое современное производство одеял и подушек. 

Собственные производственные площадки позволяют вырабатывать конкурентоспособные готовые ткани и швейные изделия. Торговые марки домашнего текстиля «Василиса», «Аура», «Василек», «ЭКО» хорошо известны покупателям страны и ближнего зарубежья.