Интерес общества к развитию малого предпринимательства в России, выраженный через упоминаемость в печатных средствах массовой информации, можно описать волнообразной линией бурного роста с 1998 г. по 2002 г., значительного снижения с 2003 г. по 2006 г., нового повышения в 2007 – 2008 гг., плавного понижения с 2009 г. по 2011 г. и постепенного увеличения с 2012 г. по настоящее время.
Вклад производимой малыми предприятиями продукции (услуг) в совокупный объём валового внутреннего продукта России, по оценкам специалистов, составлял 12% в 2004 г., 17% - в 2008 г. и в 2015 г. – около 20%. В странах Евросоюза, США, Китае этот показатель в среднем превышает 50%. Официальная занятость в малом и среднем предпринимательстве составляет чуть более 17 млн человек или около 20% трудоспособного населения России.
Оценка положительного опыта экономик развитых стран и понимание того факта, что малый бизнес может потенциально стать одним из основных драйверов развития российской экономики, стимулируют правительство постоянно уделять внимание этой теме. Так, если в 2005 году средства выделяемые из федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства составляли 1,5 млрд рублей, то в 2015 г. объём таких субсидий составил уже 16,9 млрд рублей.
Вопросам оценки эффективности и обеспечения результативности оказания поддержки малому и среднему бизнесу посвящена очередная инициатива Министерства экономического развития. Во исполнение Федерального закона от 29 июня 2015 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 23 декабря 2015 года было принято Постановление Правительства РФ №1410 «О порядке проведения акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
Постановлением утверждены правила проведения Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (далее – корпорация) мониторинга оказания органами власти поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры этой поддержки. Утверждена также и форма отчёта о результатах мониторинга.
Целями мониторинга определены качество оказания поддержки, эффективность и результативность использования полученной поддержки. Это позволит обобщить, систематизировать и проанализировать информацию о результатах оказания мер поддержки и подготовить предложения по их совершенствованию.
Результаты мониторинга будут включаться в ежегодный отчёт корпорации, направляемый Президенту, в Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i® могут ознакомиться с Перечнем субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных НКО – получателей поддержки (субсидий) в России. В настоящее время в данный рекомендуемый список, размещённый в Системе включено более 64 тысяч организаций.
Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий текстильной отрасли.
Для рэнкинга был составлен список Топ-10 организаций по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.). Рассчитаны: динамика выручки относительно предыдущего периода, оборачиваемость активов, индекс платёжеспособности ГЛОБАС-i®(см. табл. 1).
Параметром для ранжирования крупнейших компаний является значение оборачиваемости активов от максимальной до минимальной скорости оборота за год.
Оборачиваемость активов (раз) - отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов компании за период. Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
№ | Наименование | Регион | Выручка, млн руб., 2014 г. | Прирост /снижение выручки к 2013 г., % | Оборачиваемость активов, раз | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ООО ТДЛ Текстиль ИНН 3730010504 |
Ивановская область | 5 015,6 | -6,1 | 2,6 | 207 высокий |
2 | ООО Объединенная текстильная компания ИНН 7706780436 |
г. Москва | 2 776,0 | 142,1 | 2,1 | 229 высокий |
3 | ООО Торговый Дом ДАРГЕЗ ИНН 7706406478 |
г. Москва | 1 475,5 | -4,3 | 1,7 | 203 высокий |
4 | ЗАО КШФ Передовая текстильщица ИНН 5018035099 |
Московская область | 1 704,1 | 32,8 | 1,6 | 187 наивысший |
5 | ООО Тейковское текстильное предприятие ИНН 3704006438 |
Ивановская область | 1 732,4 | -43,2 | 1,5 | 346 удовлетворительный |
6 | ООО Чайковская текстильная компания ИНН 5920015180 |
Пермский край | 3 178,2 | 24,7 | 1,5 | 212 высокий |
7 | ООО ТекстильРегионСбыт ИНН 7709930111 |
г. Москва | 1 833,6 | 179,4 | 1,5 | 214 высокий |
8 | ОАО ХБК Шуйские ситцы ИНН 3706008060 |
Ивановская область | 2 347,3 | 0,5 | 1,0 | 285 высокий |
9 | ЗАО Котовский завод нетканых материалов ИНН 6820028830 |
Тамбовская область | 1 516,1 | 7,2 | 0,9 | 265 высокий |
10 | ЗАО Регент Нетканые Материалы ИНН 7722508646 |
г. Москва | 1 809,5 | 34,5 | 0,5 | 299 удовлетворительный |
Оборачиваемость активов в текстильной отрасли достаточно низкая, что объясняется спецификой технологического цикла и относительно низкой рентабельностью производства. У лидера отрасли, ООО ТДЛ Текстиль, показатель составил 2,6 раз.
Рисунок 1. Выручка и оборачиваемость активов крупнейших текстильных производств России (Топ-10)
Годовая выручка компаний из списка Топ-10 по итогам 2014 г. составила 23,4 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же производителей в предыдущем периоде на 13,2%.
Несмотря на снижение выручки на 6,1%, ООО ТДЛ Текстиль удерживает первую строчку рейтинга, опережая по этому показателю своего ближайшего конкурента (ООО Чайковская текстильная компания) более чем в 1,5 раза.
ООО ТДЛ Текстиль является безусловным лидером текстильного рынка России, крупнейшим производителем и продавцом тканей и швейной продукции. Компания занимает 10% рынка производителей х/б тканей, 6% рынка домашнего текстиля и более 30% рынка марли и перевязочных материалов в России. С августа 2012 г. запущено новое современное производство одеял и подушек.
Собственные производственные площадки позволяют вырабатывать конкурентоспособные готовые ткани и швейные изделия. Торговые марки домашнего текстиля «Василиса», «Аура», «Василек», «ЭКО» хорошо известны покупателям страны и ближнего зарубежья.