Обострившаяся геополитическая обстановка вокруг событий на Украине придала многим экспертам изрядную долю пессимизма в оценке перспектив роста отечественной экономики. Санкции стран запада повлияли на ухудшение и без того неважного инвестиционного климата. Отток капитала увеличился и по оценкам Минфина в текущем году составит 100 млрд. долл., девальвация рубля в начале года относительно бивалютной корзины разогнала инфляционные процессы. Поднятие ЦБ ключевой учетной ставки до 7,5% несколько охладило рынок, но теперь это решение является тормозом для придания нового импульса развития. Чего же на фоне этих событий стоит ожидать нам в текущем году?
Российский Минфин не исключает технической рецессии во II и III кварталах 2014 г., сообщил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин.
Однако не все так однозначно. 15 мая Росстат провел оценку динамики роста ВВП в I квартале 2014 года на уровне 0,9%, что оказалось выше на 0,1%, чем расчеты Минэкономразвития, осуществленные ими ранее. По словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, рецессии в экономике нет и не будет, в I квартале будет нижняя точка, а с учётом постепенного сглаживания конфликта на Украине и затухания «санкционной войны», в последующих кварталах следует ждать ускорения.
Рисунок. Поквартальная динамика прироста ВВП РФ, %
На улучшение ситуации указывают ряд других фактов: по состоянию на 20 мая российский фондовый рынок практически полностью отыграл утраченные позиции февраля-апреля текущего года, вызванного паникой инвесторов из-за действий России в Крыму.
Кроме того, по свежей оценке Росстата, в январе-апреле прирост промышленного производства составил 1,4% к январю-апрелю 2013 года, тогда как за аналогичный период прошло года, напротив, был зафиксирован спад в промышленности на -0,6%.
Отрадно отметить, что за рассматриваемый промежуток времени в текущем году обрабатывающие производства увеличились на 2,8%, годом ранее фиксировался спад на -0,9%.
Исходя из этого, по нашим предварительным оценкам рост экономики по итогам года может быть выше 0,6%, озвученным ранее Минфином.
Росимущество подготовило и направило на согласование ряд поправок в распоряжение правительства 2006 года, регулирующего выплаты дивидендов госкомпаниями и госбанками. Новые поправки могут вступить в силу уже в 2015 году, т.е. при выплате дивидендов за 2014 год.
Росимущество предлагает обязать госкомпании и госбанки направлять на дивиденды минимум 25% консолидированной чистой прибыли, в том случае, если они отчитываются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), в противном случае платить нужно в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).
На сегодняшний день Федеральная служба по тарифам (ФТС) при расчете тарифов для монополий де-факто учитывает норму прибыли, но де-юре об этом нигде не говорится.
В качестве базы для расчетов дивидендов монополий ведомство предлагает брать максимум из двух показателей: чистая прибыль по финансовой отчетности или чистая прибыль, учтенная ФТС при утверждении тарифа. По мнению представителей Росимущества подобный подход будет стимулировать менеджмент монополий к более эффективной работе, поскольку на сегодняшний день менеджмент организаций пересматривает бюджет несколько раз и итоговое значение прибыли оказывается гораздо меньше запланированной.
Однако ФТС не согласовала данное предложение, посчитав, что оно может привести к росту тарифов для потребителей. Позиция представителей ФТС сводится к тому, что вопрос дивидендов должен решаться не за счет тарифов, а за счет сокращения издержек. Кроме того, представители ФТС отмечают возможные негативные последствия для монополий, поскольку прибыль, учтенная ФТС является прогнозом и в силу объективных причин может существенно отличаться от фактических значений и не всегда в пользу монополий.