Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших российских предприятий по пассажирским перевозкам. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 г. и 2014 г.) компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по рентабельности активов (Таблица 1).
Рентабельность активов (%) рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов. Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента. Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее бизнес, то есть тем выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.
Однако, необходимо учитывать тот факт, что балансовая стоимость активов может в значительной мере не соответствовать их текущей рыночной стоимости. Например, под воздействием инфляции балансовая стоимость основных средств с течением времени будет все больше недооценена, что приведет к завышенной оценке рентабельности активов. Иными словами, необходимо учитывать не только структуру, но и возраст активов.
Также следует принимать во внимание динамику этого показателя. Его последовательное снижение говорит о падении эффективности использования активов.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование | Чистая прибыль (убыток) 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., к 2014 г., +/- % | Рентабельность активов, % | Индекс платёжеспособности Глобас-i® |
---|---|---|---|---|---|
ПАО ОРЕНБУРГСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 5638057840 Оренбургская область |
506,4 | 22 765,9 | 17 | 6,16 | 282 Высокий |
ПАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ ИНН 5448100656 Новосибирская область |
922,9 | 82 214,5 | 16 | 3,04 | 282 Наивысший |
ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ИНН 7708503727 г. Москва |
318,0 | 1 510 757,0 | 8 | 0,01 | 227 Высокий |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА ИНН 7702038150 г. Москва |
-505,2 | 87 471,0 | 4 | -0,03 | 249 Высокий |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН ИНН 7830000970 Санкт-Петербург |
-270,1 | 18 831,6 | 8 | -0,35 | 234 Высокий |
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР ИНН 7733646084 г. Москва |
-270,8 | 26 867,4 | -34 | -4,71 | 309 Удовлетворительный |
ГУП ГОРОДА МОСКВЫ МОСГОРТРАНС ИНН 7705002602 г. Москва |
-5 577,6 | 41 534,2 | 3 | -7,08 | 247 Высокий |
ПАО АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ ИНН 7712040126 г. Москва |
-18 927,8 | 366 307,5 | 52 | -10,15 | 176 Наивысший |
ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ ГАЗПРОМ АВИА ИНН 7712040126 г. Москва |
-4 652,5 | 16 164,8 | 2 | -12,00 | 258 Высокий |
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО ИНН 5701000985 Санкт-Петербург |
-98 932,7 | 97 711,1 | -17 | -118,86 | 450 Неудовлетворительный |
Итого по группе компаний ТОП-10 (* - среднее значение по группе) |
-127 389,6 | 2 270 625,0 | *11 | *-14.40 | |
Итого по группе компаний ТОП-100 (* - среднее значение по группе) |
-128 780,6 | 2 447 090,6 | *12 | *-4,97 |
Средние значения рентабельности активов в 2015 г. имеют отрицательные величины как в группе компаний ТОП-10, так и в группе ТОП-100.
Среднеотраслевые значения рентабельности активов показаны для сравнения в Таблице 2.
Вид пассажирского транспорта | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|
Морской | -2,49 | -7,15 | 3,96 |
Железнодорожный в пригородном сообщении | н/д | 0,23 | 1,14 |
Железнодорожный магистральный | 0,55 | -0,71 | 0,33 |
Метрополитен | н/д | 0,21 | -0,12 |
Такси | -10,38 | 34,05 | -0,30 |
Внутренний водный | 6,77 | -3,96 | -6,39 |
Автобус | -4,62 | -5,91 | -6,99 |
Трамвай | -1,86 | -14,15 | -8,96 |
Троллейбус | -6,55 | -4,03 | -15,36 |
Воздушный | -3,12 | -12,10 | -31,02 |
Только три компании из ТОП-10 имеют положительные значения показателя рентабельности активов.
Объем выручки 10 крупнейших компаний составляет 93% от суммарной выручки 100 крупнейших компаний. Это свидетельствует высоком уровне монополизации прежде всего в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, так как доля крупнейшей компании по объему выручки в 2015 г. - ПАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ в суммарной выручке группы компаний ТОП-10 составила почти 67%. При этом в группе компаний ТОП-100 наибольшую долю в суммарной выручке имеют предприятия по автобусным перевозкам пассажиров (Рисунок 2).
Восьми компаниям из ТОП-10 присвоен наивысший или высокий индекс платежеспособности Глобас-i®, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса – стабильный.
ПАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ТРАНСАЭРО присвоен низкий индекс платежеспособности Глобас-i® в связи с наличием информации о поданных исках о банкротстве, нахождении компании в реестре недобросовестных поставщиков, незакрытых исполнительных листах, а также наличием убытка в структуре балансовых показателей. Прогноз развития индекса - негативный.
Семь компании из ТОП-10 в 2015 г. снизили показатели выручки по сравнению с предыдущим периодом или имеют убыток (помечены красной заливкой в Таблице 1).
В группе компаний ТОП-100 в 2014 году наблюдалось 53 убыточных компаний, а в 2015 г. их число снизилось незначительно до 52.
В целом показатели пассажирских перевозок в денежном выражении в 2016 г. выросли по сравнению с 2010 годом (за исключением деятельности такси), что подтверждается сведениями Федеральной службы государственной статистики (Таблица 3).
Виды пассажирских перевозок | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к 2010 г., % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Воздушный транспорт, подчиняющийся расписанию | 383 468 090 | 462 801 843 | 555 009 646 | 647 696 800 | 647 734 812 | 800 879 312 | 943 788 636 | 146 |
Прочий сухопутный транспорт, подчиняющийся расписанию | 221 218 593 | 243 591 843 | 262 093 658 | 275 516 742 | 299 906 865 | 315 496 370 | 344 539 442 | 56 |
Магистральный железнодорожный транспорт | 126 339 471 | 168 499 283 | 225 403 027 | 238 174 601 | 232 785 908 | 231 417 020 | 269 024 137 | 113 |
Городской электрический транспорт | 105 132 380 | 122 574 362 | 134 769 343 | 134 123 195 | 149 231 508 | 160 869 125 | 176 806 915 | 113 |
Автомобильный (автобусный) транспорт, подчиняющийся расписанию | 115 371 219 | 120 476 784 | 126 953 757 | 138 283 128 | 148 558 682 | 151 403 886 | 152 226 256 | 32 |
Внутригородские автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 93 011 551 | 97 243 721 | 104 052 116 | 115 099 278 | 126 488 948 | 129 472 148 | 131 675 112 | 42 |
Метрополитен | 71 877 854 | 82 852 474 | 93 357 108 | 92 309 091 | 105 082 890 | 111 479 422 | 131 326 069 | 83 |
Воздушный транспорт, не подчиняющийся расписанию | 21 314 554 | 14 801 226 | 11 563 326 | 18 956 009 | 54 171 380 | 65 995 239 | 46 968 613 | 120 |
Прочий сухопутный транспорт | 26 105 409 | 25 322 227 | 30 280 212 | 36 059 091 | 47 300 396 | 49 030 510 | 38 541 742 | 48 |
Трамвайные перевозки | 19 250 939 | 20 029 252 | 21 089 025 | 23 249 932 | 23 344 031 | 29 340 618 | 25 717 386 | 34 |
Троллейбусные перевозки | 13 506 290 | 15 936 329 | 16 696 068 | 15 089 821 | 17 093 400 | 15 716 685 | 15 711 528 | 16 |
Внутренний водный транспорт | 1 539 154 | 4 211 332 | 4 186 707 | 4 722 625 | 3 945 674 | 2 903 341 | 14 440 178 | 838 |
Пригородные автомобильные (автобусные) перевозки, подчиняющиеся расписанию | 10 289 459 | 12 568 305 | 13 333 307 | 13 200 025 | 13 863 063 | 13 205 285 | 11 215 752 | 9 |
Перевозки фуникулерами, воздушными канатными дорогами и подъемниками | 199 593 | 198 876 | 362 254 | 663 858 | 1 818 415 | 2 792 303 | 4 606 756 | 2 208 |
Внутригородские и пригородные перевозки наземным железнодорожным транспортом | 489 372 | 3 746 914 | 3 578 382 | 3 465 622 | 3 363 348 | 3 703 046 | 4 051 932 | 729 |
Морской транспорта | 772 271 | 364 609 | 564 708 | 316 833 | 299 127 | 311 548 | 3 691 043 | 378 |
Такси | 3 045 371 | 2 930 484 | 2 424 045 | 1 714 089 | 758 524 | 1 251 386 | 933 488 | -69 |
*) В Таблице 3 красной заливкой отмечен спад выручки, зеленой заливкой – рост. |
Предприятия по перевозке пассажиров распределены по территории страны относительно равномерно, с тяготением к густонаселенным регионам в силу специфики деятельности. Это подтверждается сведениями Информационно-аналитической системы Глобас-i®, согласно которым 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2015 год зарегистрированы в 42 регионах России (Рисунок 3).
Указанием Центрального банка РФ от 16.01.2017 №4265-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 03 декабря 2012 года №2923-У «О раскрытии и представлении головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности» предписывается, что одновременно с промежуточной консолидированной финансовой отчетностью за первое полугодие (включая отчетность за 6 месяцев 2018 года) головная кредитная организация банковской группы обязана опубликовать аудиторское заключение по этой отчетности или другой документ, составленный по аудиторским стандартам по итогам аудита этой отчетности. В случаях, когда проверка промежуточной консолидированной финансовой отчетности проводилась за три или девять месяцев, эта отчетность публикуется вместе с заключением аудиторской организации.
Ранее промежуточная консолидированная финансовая отчетность подлежала раскрытию одновременно с аудиторским заключением.
Помимо этого, указанием предусматривается размещение на сайте головной кредитной организации банковской группы ссылки о месте раскрытия отчетности, в случае если было принято решение о размещении отчетности в ином месте. Доступ к такой информации, как и к аудиторскому заключению, должен быть обеспечен всем заинтересованным в ней лицам в течение 3-х лет начиная с даты ее опубликования.
Указание ЦБ РФ №4265-У зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 03.02.2017 за №45532 и вступило в настоящее время в законную силу.
Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i® имеют возможность ознакомится с деятельностью всех банковских и небанковских кредитных организациях и их филиалов с действующими лицензиями. Кроме этого имеется информация обо всех кредитных организациях и их филиалах с отозванными лицензиями.