Стагнация российской экономики – уже признанный многими экспертами и политиками факт. Причины для объяснения природы этого явления находят разные: от внешних (международный финансовый кризис) до внутренних (неэффективность сырьевой экономики). Если власти страны видят причины за пределами страны, то международные эксперты все чаще советуют обратить внимание на внутреннюю структуру экономики. Так, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (дочерняя компания корпорации McGraw-Hill, занимающаяся аналитическими исследованиями финансового рынка) пришло к выводу, что современная российская экономическая модель, опирающаяся на крупные госкорпорации и монополии, перестала быть эффективной, и переломить ситуацию может лишь переориентация экономики страны в сторону малого и среднего бизнеса (МСБ).
Развитие данного сектора экономики поспособствует не только созданию новых рабочих мест, но и благоприятно повлияет на инвестиционный климат, сократив отток средств из страны. Похоже, что и руководство страны осознает необходимость реформ в этой сфере. Так, на международном инвестиционном форуме в Сочи, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, несмотря на сложности, государство намерено продолжить поддержку небольших компаний, преимущественно производственных и инвестиционных. В основном бюджете на эти цели заложено около 70 млрд. рублей.
Минэкономразвития (МЭР) предложило ряд мер для поддержания МСБ. В качестве одной из приоритетных задач МЭР ставит перед собой повышение доступности кредитования для МСБ.
Правительство предлагает в течение нескольких лет размещать 100 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на депозит во Внешэкономбанке (ВЭБ) под 5,25% годовых с тем, чтобы ВЭБ кредитовал коммерческие банки, работающие с малым и средним бизнесом, под 6,25% годовых. При этом банки обязуются снизить ставки для МСБ до 10% годовых и сократить сроки кредитования до 7 лет максимум. К слову, сейчас ставка для среднего бизнеса находится на уровне 13,5% годовых, а для малого варьируется от 14,5 до 16-17% в зависимости от стабильности бизнеса. По оценке главы министерства Алексея Улюкаева, создание более удобной системы рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу позволит увеличить объем кредитного портфеля на 400-500 млрд. рублей в год. При этом министр считает, что при существующих кредитных ставках и условиях кредитования неизбежна ситуация, при которой экономика просто «упрется в потолок закредитованности», избежать этого возможно только расширяя данный сектор экономики за счет снятия административных барьеров. Также Улюкаев отметил, что госбанки могут распространить модель «кредитной фабрики», аналогичную с розничным кредитованием, на малый и средний бизнес.
Второй острый вопрос, связанный с МСБ – это страховые взносы. Напомним, что для малых предприятий, работающих в производственной и социальной сферах, установлена льготная ставка страховых взносов на уровне 20%. Первый вице-премьер Игорь Шувалов принял предложение МЭР о сохранении данной льготы до 2016 года. Таким образом, предложение Минтруда о поэтапном повышении (ежегодно на 1%) страховых взносов начиная с 2014 года было отложено.
Эксперты сходятся во мнении, что для стимулирования развития данного сектора экономики необходимы существенные реформы в денежно-кредитной политике страны. Во-первых, речь идет, о снижении ставки рефинансирования. Во-вторых, необходимо развитие конкуренции в банковской сфере. Сегодня она практически отсутствует в связи с доминантным положением банков с государственным участием. В-третьих, необходимы изменения в политике банковского регулирования, в первую очередь речь идет об инструкции ЦБ 254-П, определяющей регулятивные ограничения для банков. Ну и наконец, следует обратить внимание на защиту прав заемщиков, которая сегодня практически отсутствует.
Предложения МЭР – это, безусловно, шаги в нужном направлении, хоть и очень маленькие. Но все же ставка 10% по-прежнему достаточно высока. Будем надеяться, что эти шаги навстречу предпринимателям станут далеко не последними и в сочетании с другими реформами, такими как «налоговые каникулы», они принесут свои плоды, послужив рычагом для развития остальных секторов экономики.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством Российской Федерации на которой действует особый «льготный» режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Как правило, срок действия таких зон исчисляется несколькими десятилетиями, что вполне логично – высокотехнологичные инновации и новые модели роста не создаются на пустом месте, требуется достаточно длительное время и уверенность инвесторов в окупаемости своих вложений. Действуют нулевые процентные ставки для инвесторов по ключевым налогам. Кроме того, предусмотрены налоговые каникулы для органов гос. власти, с целью развития инфраструктуры ОЭЗ.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные; портовые.
Финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Промышленно-производственные зоны - это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям создают благоприятные условия для ведения бизнеса, создания новых высокотехнологичных площадок и производств. На сегодняшний день действует шесть ОЭЗ промышленно-производственных зон: «Алабуга» (Республика Татарстан); «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина» (Свердловская область); «Моглино» (Псковская область); «Людиново» (Калужская область).
Технико-внедренческие зоны локализованы в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывают большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Сегодня действуют пять технико-внедренческих ОЭЗ: «Дубна» (Московская область); «Санкт-Петербург», «Зеленоград» (Москва), «Томск», «Иннополис» (Республика Татарстан).
Туристско-рекреационные зоны располагаются в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России, особые экономические зоны туристического типа предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. В России сегодня действует четыре ОЭЗ подобного типа: «Алтайская долина» (Алтайский край); «Байкальская гавань» (Республика Бурятия); «Ворота Байкала» (Иркутская область); «Бирюзовая Катунь» (Республика Бурятия).
Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов. В настоящее время открыто две портовые ОЭЗ: «Ульяновск»; «Советская Гавань» (Хабаровский край).
Таким образом, можно сделать вывод, что в России создано достаточно большое количество площадок, с льготным налоговым и таможенным режимом, с инфраструктурой, создаваемой государством. Однако для того чтобы наши ОЭЗ дали стране новые прорывные технологии потребуется большой временной промежуток, стабильность законодательной базы и уверенность инвесторов в том, что несмотря на льготный налоговый режим, и другие преференции, их инвестиции принесут им планируемую отдачу в виде прибыли и участия в управление создаваемым бизнесом.