Статья
Министерство регионального развития по-новому оценит ВРП

В течение 2014 года Министерство регионального развития РФ впервые оценит влияние федеральных капвложений на валовый региональный продукт субъектов РФ, а также оценит влияние институтов развития. Анализ будет проводиться на основании данных 2013 года.

Валовый региональный продукт (ВРП) – это товары, работы, услуги, произведенные на территории конкретного субъекта Федерации. По мнению главы Минрегионразвития Игоря Слюняева, при качественной оценке ВРП необходимо особое внимание уделять реальному сектору, т.е. оценивать вклад материального производства в ВРП (какие товары производятся на территории региона, какие заводы были открыты за прошедший год).

До сегодняшнего дня подобной оценки не проводилось, что вызывало множество противоречий. Так, например, по итогам 2013 года Россия экспортировала минерально-сырьевых ресурсов на общую сумму 8,7 трлн рублей, при этом по данным Росстата крупнейшим регионом-экспортером минерально-сырьевых ресурсов в РФ является не Якутия, как многие могли справедливо подумать, а Москва, т.к. большинство налогоплательщиков находятся в налоговом учете именно в столице. На Москву приходится в денежном выражении 735 млрд рублей добычи полезных ископаемых, но насколько эта цифра отражает реальное положение дел в экономики Москвы, с крайне низкой долей материального производства, остается большим вопросом.

Глава Минрегионразвития также отмечает, что из 83 субъектов Федерации РФ лишь 9 являются донорами, остальные – реципиенты. Данная тенденция является тревожной, т.к. ведет к сокращению капитальных расходов. Так доля капитальных расходов в консолидированном бюджете по итогам 2012 года составила лишь 11% (для сравнения в 2007 – 24%). По мнению министра, по итогам 2013 года этот показатель достигнет 9%.

Следующая острая проблема, которую отмечает Слюняев – это закредитованность региональных бюджетов. По итогам 2013 года объем совокупного долга региональных бюджетов составил 1,45 трлн рублей, что в пять раз больше, чем в 2007 году. В то же время консолидированные доходы региональных бюджетов составили 8,7 трлн рублей.

Говоря о путях решения существующих проблем, министр отмечает, что в первую очередь следует сконцентрировать свое внимание на создании реального сектора экономики в сфере материального производства и капитальных вложений, т.к. именно строительство дорог, мостов, коммуникаций, школ, больниц, заводов и фабрик дает наибольший мультипликативный эффект. Одновременно следует сокращать объем неэффективных расходов - по итогам 2012 года этот показатель составил 500 млрд рублей.

Вторая необходимая мера – мобилизация доходов в бюджетную систему и вывод бизнеса из тени. По словам Слюняева, на сегодняшний день третья часть национальной экономики находится вне налогообложения и не работает на бюджетную систему. Так земельный налог, являющийся бюджетообразующим для регионов, собирается лишь на 50-60%. Министр отмечает, что решить эту проблему можно посредством одновременного кадастрового и налогового учета, уравняв кадастровую, рыночную и залоговую стоимости на земельный участок и недвижимость. Хотя подобная мера и является непопулярной, но к ней уже пришли во многих странах.

Таким образом, ключевые задачи, которые ставит перед собой сегодня Министерство регионального развития – это территориальное и стратегическое планирования на основе результатов полученных в ходе исследования. Более точные оценки ВРП помогут в дальнейшем избегать ошибок при планировании бюджета и решении острых экономических проблем.

Статья
Кредитные истории россиян рассекретят

Сегодня, в период финансовой неопределенности, когда экономика страны показывает негативные признаки замедления и растет долговая нагрузка на банковскую сферу, Министерство финансов РФ упрощает доступ к кредитным историям россиян, как для самих граждан взявших кредит, так и для юридических лиц.

Сегодня по действующему Федеральному закону «О кредитных историях», заемщику предоставлена возможность получить эти данные бесплатно один раз в год, повторные обращения в Бюро кредитных историй (БКИ) уже потребуют от него оплаты.

Пока новая инициатива Минфина находится в стадии обсуждения, 1 июля 2014 года вступает в силу принятый в конце декабря закон «О Потребительском кредите (займе)». Новое законодательство устанавливает, что не только банки, но и другие кредиторы обязаны передавать сведения о заемщике в БКИ, причем согласие от него не требуется. Информационная часть заявки на кредит, где лицо указывает сведения о себе, с этого момента будет доступна юридическим лицам и ИП, заключивших с БКИ соответствующий договор. Кроме того, в кредитной истории заемщика будет отражаться не только вся информация о выданном кредите, но и отказы в заявке и об их причинах. Подобные сведения будут интересны не только финансовым институтам, но и, например, работодателям, нанимающих в штат новых сотрудников.

Казалось бы, здравая инициатива открытости и доступности информации с целью защиты бизнеса, банков от недобросовестных граждан требует одобрения, однако тут же возникает обратный вопрос: как защитить добропорядочных россиян от махинаций с их личными документальными материалами или использования их сомнительными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями остается открытым.