Статья
Правительство поможет бизнесу в борьбе с недобросовестными государственными заказчиками

Новые законодательные инициативы направлены на снижение уровня коррупции, повышение прозрачности и конкурентности процедуры осуществления госзакупок и закупок госкомпаний.

Систематические задержки по оплате, отсутствие конкурентности, недостоверность раскрываемой заказчиками информации – все это делает рынок госзакупок и закупок госкомпаний, совокупный объем которого на сегодняшний день составляет 29 трлн руб., непривлекательным для малого и среднего бизнеса, особенно сильно нуждающегося сейчас в дополнительной поддержке.

Последние на сегодняшний день поправки в законы, регламентирующие вопросы госзакупок (44-ФЗ) и закупок госкомпаний за счет собственных средств (223-ФЗ), были приняты Госдумой в первом чтении еще в феврале и сентябре 2015 г., однако провести их через второе чтение до сих пор не удалось. Почему данная законодательная инициатива столь необходима, и кто препятствует ее реализации?

Какие проблемы предстоит решить? Одна из основных проблем, снижающих интерес к рынку со стороны малого бизнеса, – отсутствие конкурентной борьбы. Мониторинг закупок госкомпаний за счет собственных средств за первое полугодие 2016 г. показывает, что 96% таких закупок производилось на неконкурентной основе (51% – у единственного поставщика, 45% – иными способами, которые могут быть приравнены к закупке у единственного поставщика). Схожая ситуация и в сфере 44-ФЗ: доля госзакупок, осуществленных у единственного поставщика, в 2015 г. составила 40%. При этом власти получают недостоверные данные об участии малого бизнеса в закупках государства и крупных компаний, во многих случаях роль малых предприятий выполняют однодневки и аффилированные компании. Другая важная проблема – ухудшающаяся платежная дисциплина госзаказчиков и госкомпаний. В числе острых проблем также непрозрачность конкурсных процедур, недостоверность раскрываемой заказчиками информации и превышение заказчиками бюджетных лимитов при заключении контрактов.

Госзакупки в цифрах:

  • Объем госзакупок в первом полугодии 2016 г. (44-ФЗ): 6 трлн руб.
  • Объем закупок госкомпаний за счет собственных средств в первом полугодии 2016 г. (223-ФЗ): 23 трлн руб.
  • Долги госзаказчиков по оплате госконтрактов к концу первого полугодия 2016 г.: 32,4 млрд руб.
  • Средняя цена госконтракта в 2015 г.: 1,6 млн руб.
  • Средняя переплата за товары и услуги, приобретенные посредством госзакупок в 2015 г.: 16%.

Что предлагает правительство? Одно из основных нововведений связано с сокращением срока расчетов по госзаказам с подрядчиками до 30 дней. Сейчас 30-дневный срок оплаты установлен только для субъектов малого бизнеса, что позволяет заказчикам затягивать расчеты с поставщиками, иногда на срок до 300 дней. Поправки в закон распространяют 30-дневный срок на все виды закупок. В то же время, предлагается сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до 10 дней и ужесточить наказание за несвоевременность платежей. Теперь за нарушение установленных сроков чиновникам будет грозить штраф или дисквалификация. Что касается закона о закупках госкомпаний, то одним из самых серьезных нововведений здесь является ограничение заказчиков в выборе способа закупки: госкомпаниям планируется оставить только те способы, которые есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 млн руб. В настоящее время на способы, которые после принятия поправок будут недоступны для госкомпаний, приходится около 50% их заказа. По мнению Минэкономразвития и ФАС, эти способы можно приравнять к неконкурентым и считать маскировкой закупки у единственного поставщика. Другое важное нововведение – электронный формат всех видов госзаказа с 1 июля 2017 г., который должен существенно снизить коррупционные риски. Кроме того, принятие законопроекта закроет путь к госзакупкам для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за экономические преступления, незаконную предпринимательскую деятельность, дачу, получение и посредничество при взятках, а также для тех, кто привлекался к административной ответственности по статье «Незаконное вознаграждение от имени юр. лица». Наконец, планируется сократить необоснованные переплаты по госзакупкам, в результате которых бюджет теряет более 1,5 трлн руб. в год.

Кто против? Основными препятствиями на пути принятия поправок стали межведомственные разногласия и лоббистские усилия госзаказчиков, недовольных ограничением их самостоятельности в выборе поставщиков. Госкомпании в свою очередь протестуют против ограничения их в выборе способа закупки и настаивают на сохранении большей свободы выбора, чем у государства, и после изменения законодательства.

Чего ждать бизнесу от нововведений? Основная цель обсуждаемых законодательных инициатив – защита прав и интересов бизнеса, в первую очередь, малого и среднего. Повышение финансовой дисциплины заказчиков, снижение рисков исполнителей контрактов, повышение конкурентности и прозрачности процедур, минимизация издержек поставщиков – все это должно привлечь бизнес. Однако для предпринимателей важны не инициативы Правительства, а реально работающие законы, способные обеспечить эффективное функционирование рынка. Поэтому принятие в ближайшее время поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний является важным условием экономического роста страны.

Вестник
Большинство компаний России продолжают приносить прибыль

Бизнес в России, вопреки влиянию негативного внешнего фона и сложной внутриэкономической ситуации, продолжает приносить прибыль своим владельцам и акционерам. Данное утверждение справедливо для компаний, работающих в различных отраслях, сегментах промышленности и сферы услуг. Так, по итогам I-го полугодия 2016 г. чистую прибыль продемонстрировало порядка 69% организаций в стране. Если сопоставить эту цифру с I-м полугодием 2015 г., то прирост числа прибыльных предприятий составил 0,4 процентных пункта (п.п.).

В целом за 2015 г. количество прибыльных и убыточных компаний в сравнении с 2014 г. находилось на одном уровне – 71,9% и 28,1% соответственно. Следует отметить, что число предприятий с положительным результатом деятельности за весь финансовый год, как правило, выше показателя I-го полугодия, исходя из этого, есть основания предполагать сохранение или даже некоторое (незначительное) повышение эффективности бизнеса.

Для сравнения, в 2003 г. число прибыльных компаний находилось на существенно меньшем уровне, чем сейчас – 57% (см. рисунок 1). Это косвенно свидетельствует о бо́льшей уязвимости российской экономики еще несколько лет назад, когда отсутствовало серьезное геополитическое противостояние с государствами Запада, не было санкционного давления, а также открытой дискриминации российских деловых кругов и страны в целом. Сегодня Россия набрала некоторый запас прочности, что позволяет не только оставаться на плаву нескольким миллионам организаций, но и получать чистую прибыль.

Доля прибыльных и убыточных компаний в РФ от общего числа организаций, %Рисунок 1. Доля прибыльных и убыточных компаний в РФ от общего числа организаций, %

Для понимания того, где сегодня компании чаще всего аккумулируют прибыль или несут убыток, необходимо перейти от общего к отраслевому срезу экономики.

Анализ показывает, что успешные фирмы (основные точки роста) сосредоточены в различных секторах экономики, отсутствует узкоспециализированная специфика распределения прибыльного или несущего убыток бизнеса: оптовая торговля (за исключением продаж автотранспорта), целлюлозно-бумажное производство, сельское хозяйство, химическая промышленность – вот те отрасли, где наблюдается подавляющее число организаций, приносящих прибыль.

За рассматриваемый период времени (I-е полугодие 2016 г. к I-му полугодию 2015 г.) в целлюлозно-бумажной промышленности прирост прибыльных компаний составил 6,2 п.п. (см. таблицу 1), а вот сфера транспортирования по трубопроводам потеряла прибыльные компании (-4,5 п.п.). Кроме того, несут потери фирмы оптовой торговли (-0,5 п.п.), а также производство и распределение газообразного топлива (-1,1 п.п.). Кризис в энергопоставках на Украину и падение потребительского спроса объясняют процесс сокращения числа прибыльных организаций в упомянутых секторах.

Таблица 1. Доля прибыльных организаций в отраслевом срезе экономики за I-е полугодие 2016 г., Топ-10 отраслей
Отрасль Доля прибыльных организаций, % Прирост/снижение доли прибыльных организаций к I-му полугодию 2015 г., процентных пункта
1 Оптовая торговля (за исключением продаж автотранспорта) 83,1 -0,5
2 Производство целлюлозы, бумаги, картона 82,9 6,2
3 Сельское хозяйство 82,8 0,5
4 Химическое производство 82,1 2,2
5 Транспортирование по трубопроводам 81,7 -4,5
6 Производство кожи и изделий из нее 81,5 2,9
7 Рыболовство 80,9 0,7
8 Производство пищевых продуктов, напитков и  табака 80,0 0,6
9 Производство резиновых и пластмассовых изделий 79,1 4,7
10 Производство и распределение газообразного топлива 78,7 -1,1
  Всего по экономике 69,2 0,4

С другой стороны, по итогам I-го полугодия 2016 г. убыток понесли 30,8% компаний от общего числа организаций в РФ (см. рисунок 1). Но эта цифра меньше, чем за соответствующий период 2015 г., когда было зафиксировано 31,2% убыточных фирм.

Сравнивая актуальные данные 2015 г. с показателем 2003 г. можно увидеть позитивную тенденцию: число убыточных компаний за последние 12 лет сократилось с 43,0% до 28,1% или на 14,9 п.п.; совсем недавно каждое четвертое предприятие в стране не приносило прибыль.

Самая большая доля убыточных организаций отмечается в сферах оказания услуг транспорта и ЖКХ, а также в сервисном обслуживании населения (гостинцы, кафе, рестораны, туризм). Эти отрасли традиционно субсидируются государством, а падение спроса на развлечения и отдых является прямым следствием снижения реально располагаемых доходов населения (см. таблицу 2).

Таблица 2. Доля убыточных организаций в отраслевом срезе экономики за I-е полугодие 2016 г., Топ-10 отраслей
Отрасль Доля убыточных организаций, % Прирост/снижение доли убыточных организаций к I-му полугодию 2015 г., процентных пункта
1 Деятельность прочего сухопутного транспорта, кроме ж/д 51,6 -3,1
2 Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 47,1 -2,4
3 Производство и распределение газа, пара и горячей воды 46,4 -1,6
4 Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 42,5 7,9
5 Управление эксплуатацией жилого фонда 41,2 -0,3
6 Деятельность по организации отдыха, туризма, культуры и спорта 40,3 -2,5
7 Гостиницы и рестораны 37,3 -3,2
8 Издательская и полиграфическая деятельность 36,8 -4,4
9 Производство транспортных средств и оборудования 34,3 -2,9
10 Научные исследования и разработки 33,0 4,5
  Всего по экономике 30,8 -0,4

Складывающаяся траектория развития указывает потенциальным инвесторам на устойчивость российской экономки даже в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры. Катастрофического положения дел, о чем часто сообщают иностранные СМИ, не наблюдается. Часть западной политической элиты, а также известный пул экономистов, буквально с придыханием ожидают начала развала и быстрого закрытия предприятий, оперируя в своих высказываниях весьма распространенным тезисом об определяющей роли ресурсной ренты в развитии России. Однако значительная часть деловых кругов в ЕС, и даже в США, понимает тупиковость позиции отрицания очевидного факта: в России стоит работать, здесь существует возможность получать прибыль, причем, в отраслях, не связанных с добычей нефти и газа. В подтверждение данного тезиса следует привести ряд знаковых аргументов:

  • Россия в прошлом году вернула себе утраченное более века назад звание крупнейшего поставщика зерновых (в том числе пшеницы) на мировой рынок (30,7 млн тонн в 2015 г.), обогнав Канаду, США и Францию – признанных лидеров. Скорее всего, в текущем сезоне будет установлен исторический рекорд по валовому сбору зерновых за всю постсоветскую историю: аграрии ожидают урожай около 120 млн тонн (по состоянию на 28 сентября 2016 г. собрано 110,4 млн тонн зерна);
  • Отечественное оружие пользуется повышенным спросом во многих странах, не входящих в блок НАТО. По масштабу поставок Россия несколько лет подряд удерживает второе место после США;
  • Экономика Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 г. достигла 1 355,38 млрд руб., а объем рынка электронных платежей - 588 млрд руб, что суммарно эквивалентно 2,4% ВВП России. В денежном выражении, так называемые, «интернет-зависимые рынки» сопоставимы с 19% ВВП России. Сектор развивается ускоренными темпами, в сравнении с традиционными производствами. Широко узнаваемые по своим раскрученным брендам представители IT-индустрии, в частности «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «1С», «Ланит», вышли на международную арену;
  • Компания «Уралкалий» - является крупнейшим в мире производителем калийных удобрений;
  • «Корпорация Росатом» осуществляет сложнейшие энергетические проекты по созданию атомной промышленности «с нуля» в Иране и Турции.

Таким образом, при всех текущих минусах, в РФ сформировалось многоотраслевая экономика, имеется отложенный (всевозможными кризисами) потенциал дальнейшего развития и получения прибыли.