Статья
Тенденции деятельности старейших компаний

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности старейших российских компаний реального сектора экономики.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2014 - 2019 годы) компании, основанные до 2000 года (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей из старейших компанией по размеру чистых активов является ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003, г. Москва. В 2019 году чистые активы компании составляли более 11 335 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР, ИНН 7204002873, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Недостаточность имущества этой компании в 2019 году выражалась отрицательной величиной -29,9 млрд рублей.

За шестилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, со снижением темпов прироста (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние шесть лет имели позитивную тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2019 году составил 34% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне концентрации капитала среди старейших компаний.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2019 года ТОП-1000

В целом наблюдается тенденция к наращиванию объемов выручки, с увеличением темпов прироста (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшей из старейших компаний по размеру чистой прибыли является также ПАО ГАЗПРОМ, ИНН 7736050003, г. Москва. Прибыль 2019 году составила 651 млрд рублей.

За шестилетний период показатели средних размеров прибыли ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению, со снижением темпов прироста (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли (убытка) ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

За шестилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к росту, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2014 – 2019 годах

Основные финансовые коэффициенты
За шестилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

В течение шести лет, средние показатели коэффициента рентабельности инвестиций имели тенденцию к снижению (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За шестилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов ТОП-1000 в 2014 - 2019 годах

Малый бизнес
Только 0,3% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-1000 составляет 0,1%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 годах (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 75 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 47% от общего объема выручки компаний ТОП-1000 сосредоточены в г. Москве и Санкт-Петербурге (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их возможности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности старейших российских компаний учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций в их деятельности в период с 2014 г. по 2019 г. (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Динамика среднего размера чистых активов up10
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов down-10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень концентрации капитала down-10
Динамика среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Динамика среднего размера прибыли (убытка) up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка up10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 22% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение удельного веса факторов up1,5

вверхположительная тенденция (фактор), внизотрицательная тенденция (фактор)

Рэнкинг
Крупнейший сетевые рестораны России

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших сетевых ресторанов. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали Топ-10 компаний из сферы ресторанного бизнеса и проанализировали их доходы за 2019 г.

В рэнкинг включались только владельцы товарных знаков крупнейших ресторанов России.

Макдоналдс имеет два юридических лица, поэтому компания представлена в рейтинге дважды и доходы ресторана консолидированы.

Таблица 1. Доходы сетевых ресторанов России за 2019 г.
Наименование Доходы за 2019 г., млрд руб.
1 МАКДОНАЛДС
Макдоналдс
81,8
МАКДОНАЛДС-МОСКВА
Макдоналдс
2 БУРГЕР РУС
Бургер Кинг
44,9
3 ЯМ РЕСТОРАН РАША
KFC
16,2
4 АМРЕСТ
Pizza Hut
12,4
5 ГАЛЕРЕЯ-АЛЕКС
Шоколадница
8,8
6 РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС
Fridaysil patioCosta Coffee
6,5
7 ПИЦЦА-РЕСТОРАНТС
Доминос
5,1
8 ТЕРЕМОК-ИНВЕСТ
Теремок
4,9
9 ФАСТЛЭНД
Му-му
4,1
10 ПРАЙМСТАР РЕСТОРАНТС ГРУПП
Prime
3,2

Все представители рэнкинга, кроме одного, относятся к ресторанам быстрого питания.

На первом месте рэнкинга находится Макдоналдс (81,8 млрд руб.). Компания является крупнейшей сетью ресторанов быстрого питания в мире и по праву занимает лидирующее положение в рейтинге. Первый Макдоналдс в России появился в Москве и был торжественно открыт 31 января 1990 г., в этот день ресторан посетило более 30 тыс. человек.

РОСИНТЕР РЕСТОРАНТС (6,5 млрд руб.) примечательна тем, что отличается форматом от других представителей рэнкинга. Компания занимается развитием семейных ресторанов с итальянской, японской и американской кухней. Во владении юридического лица находится сеть IL Патио, Планета Суши, T.G.I. Friday’s и кофейни Costa Coffee.

Последнее место рэнкинга занимает организация ПРАЙМСТАР РЕСТОРАНТС ГРУПП (3,2 млрд руб.). Входит в состав «Новиков Групп1 ». Кафе специализируется на быстром и здоровом питании. Основной слоган «быстро не значит плохо». В сети более 100 ресторанов по всей Москве.

Результаты рэнкинга показали, что лидирующие позиции занимают сетевые рестораны быстрого питания. Вкусная еда по доступным ценам без долгого ожидания – основной секрет успеха всех представителей Топа.

1 Международная сеть ресторанов, принадлежащая российскому предпринимателю А.А. Новикову