Статья
Импортозамещению в России быть

На государственном уровне вопросы импортозамещения в России поднимаются уже давно. Однако толчком к непосредственной их реализации стали санкции, введенные против России западными странами. Под импортозамещением понимается замена на российском рынке товаров иностранного производства отечественными. По оценкам экспертов, в ряде отраслей импорт составляет значительную долю, например, в станкостроении зависимость от импортных поставок составляет 90%, радиоэлектронике – 85%, в гражданском самолетостроении импортируется более 80% комплектующих. Ситуация в других отраслях представлена в таблице 1.

Таблица 1. Зависимость ряда российских отраслей от импортных поставок

№ п/пНаименование отраслиДоля импортной продукции, %
1 Станкостроение 90
2 Радиоэлектроника 85
3 Гражданское самолетостроение 80
4 Легкая промышленность 80
5 Фармацевтика и медпром 75
6 Тяжелое машиностроение 70
7 Нефтегазовое оборудование 60
8 Энергетика 50
9 Сельхозмашиностроение 50-90 (в зависимости от вида продукции)

В начале 2014 года мероприятия, связанные с импортозамещением, нашли свое отражение в утвержденной новой редакции государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление от 15 апреля 2014 г. №328). Чуть позже Президент РФ подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, а также по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. В этой связи правительство подготовило План содействия импортозамещению в промышленности, а в конце 2014 утвердило программу импортозамещения в сельском хозяйстве.

Кроме того, осенью 2014 года правительство приняло программу поддержки инвесторов, согласно которой выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований. Она охватывает обрабатывающую промышленность, химическое производство, машиностроение, жилищное строительство, транспорт, связь и телекоммуникации, энергетику и сельское хозяйство.

В апреле текущего года в интересах реализации январского антикризисного плана заинтересованные ведомства разработали 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы. Согласно программам будут реализовываться мероприятия импортозамещения в фармацевтической промышленности, тяжелом машиностроении, авиастроении, судостроении и отрасли программного обеспечения. Ожидается, что к 2020 году реализация вышеуказанных программ сократит импортозависимость, например, в станкостроении с текущих 90% до 40%.

О результатах практической работы свидетельствует тот факт, что в Санкт-Петербурге открылся Центр импортозамещения и локализации. Данный Центр рассматривается специалистами как площадка для продвижения продукции российских предприятий. Среди других задач: проведение выставок, формирование спроса и предложения на отечественную продукцию, сопутствующие маркетинговые услуги, внедрение новых форматов сотрудничества, например, кластерное соглашение. 

Считается, что сегодня отечественный производитель имеет возможность воспользоваться тем, что российские регионы и страны ближнего зарубежья, входящие в СНГ, теперь смогут поделиться опытом импортозамещения, продемонстрировать свой потенциал, разместить запросы на интересуемое оборудование. В планах Центра импортозамещения и локализации создание информсистемы, которая будет включать сведения о тех заказах, которые предприятия хотят заменить отечественными аналогами.

Статья
Центральный банк проверит активы кредитных организаций в иностранных депозитариях

Одним из ключевых событий на рынке банковских услуг в 2015 году стал отзыв лицензии у «Акционерного коммерческого банка «Пробизнесбанк» приказом Банка России № ОД-2071 от 12 августа 2015 года. Согласно пресс-релизу ЦБ РФ, формальным поводом отзыва лицензии послужило несоблюдение банком нормативов достаточности собственных средств, что выразилось в снижении размера собственных средств ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Это, в свою очередь, явилось результатом высоко рискованной деятельности, связанной с размещением денежных средств в низкокачественные активы, что привело к полной утрате банком собственных средств.

Итоги дальнейшего разбирательства Центробанка, опубликованные в средствах массовой информации, показали, что на дату отзыва лицензии стоимость активов банка с учетом резервов составляла 146,8 млрд рублей, а обязательств – 148,1 млрд рублей. При этом имущество стоимостью 61,5 млрд рублей (или почти 42% всех активов) было приобретено и хранилось по договорам с нерезидентами. Под имуществом здесь подразумеваются ценные бумаги люксембургской Atlas Investment Solutions, варранты1 Mediobanka International S. A., ценные бумаги в депозитариях Brokercreditservice (Cyprus) Ltd и Otkritie Capital International Ltd, денежные требования по сделкам с валютой и ценными бумагами к Ambika Investment Ltd и Dinosaur Merchant Bank Ltd (UK) и средства размещенные в Falcon Private Bank Ltd.

Далее выяснилось, что ценные бумаги Atlas Investment Solutions и варранты Mediobanka на рынке не котируются, не торгуются и рейтинга не имеют. Остатки средств Пробизнесбанка на счетах Dinosaur Merchant Bank Ltd, Baltikums Bank AS, Lavuas Pasta Banka и Falcon Private Bank Ltd на общую сумму около 6,3 млрд рублей выписками не подтверждены, к тому же деятельность Falcon Private Bank Ltd оказалась убыточна. Ambika Investment Ltd - практически единственный контрагент по сделкам с валютой, причем на условиях, сильно отличающихся от рыночных. При этом сделки совершались для технического увеличения прибыли. В депозитариях Brokercreditservice и Otkritie Capital International были размещены высоколиквидные активы на общую сумму 28,3 млрд рублей и эти же депозитарии выдали займы компаниям Merianol и Ambika Investment Ltd на общую сумму 25 млрд рублей. В свою очередь, эти компании обязательства перед депозитариями не выполнили, в результате чего Пробизнесбанком это имущество было утрачено. Сам же факт обременения ценных бумаг от Центробанка был сокрыт.

Средства в сумме около 3 млрд рублей шести заемщиков, имевших технические и экономические связи с банком, оказались выведенными на расчетный счет общего контрагента в Trast Komercbank (Riga). Долги банку еще нескольких компаний составили 5,8 млрд рублей.

Таким образом, вывод активов может свидетельствовать об использовании собственниками банка своих полномочий вопреки законным интересам кредиторов и вкладчиков.

Вскрытая схема по выводу активов за рубеж послужила для Центробанка весомым поводом для начала массовых проверок портфелей ценных бумаг у банков, которые держат их в иностранных депозитариях.

Размещение ценных бумаг в иностранных депозитариях не является нарушением закона. Однако, по мнению экспертов, это зачастую делается для того, чтобы заложить эти бумаги и не создавать под них резервы. Центробанк не может получить данные из зарубежного депозитария без соответствующего разрешения и, поэтому, не владеет информацией об обременении ценных бумаг. Такая практика достаточно широко распространена и многие банки используют это для финансирования проектов.

Заместитель председателя Центробанка Василий Поздышев в ходе встречи с банкирами на прошлой неделе сообщил, что в 2016 году регулятор собирается запросить банки о движении денежных средств размещенных в зарубежных банках в целях проверки корректности их отражения в отчетности. Такая же работа будет проводиться в отношении ценных бумаг в депозитариях и аккредитивов.

По мнению специалистов, особое внимание Центробанка может быть привлечено к малым и средним частным кредитным организациям, использующим зарубежные банки и депозитарии в схемах обхода нормативов или вывода средств в пользу акционеров. В результате такой работы не исключена и новая волна отзыва лицензий.

Всего в России, по данным ЦБ РФ на 1 октября 2015 года, насчитывалось 767 действующих кредитных организаций и 1498 их филиалов. Ознакомиться с их деятельностью и финансовыми показателями, а также с архивной информацией о банках с отозванными лицензиями, можно подписавшись на Информационно-аналитическую систему Глобас-i®.

1 Варрант - ценная бумага, дающая держателю право покупать пропорциональное количество акций по оговоренной цене в течение определенного промежутка времени, как правило, по более низкой по сравнению с текущей рыночной ценой.