В августе 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».
Уклонение от уплаты взносов признано преступлением и подпадает под дейстивие статей Уголовного кодекса 198 (Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов) и 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).
Уголовная ответственность за такие преступления для организаций и физических лиц наступает в случаях, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Условия привлечения к уголовной ответственности и санкции за преступления изложены в таблице.
Категория плательщиков взносов | Условия привлечения к уголовной ответственности | ||
Крупный размер | Крупный размер | Доля неуплаченных налогов и сборов от суммы, подлежащей к уплате в бюджет | |
Организация (ст. 199 УК РФ) | Более 15 млн руб. или Более 5 млн руб. в течение 3 лет подряд | Более 45 млн руб. или Более 15 млн руб. в течение 3 лет подряд | 25% - при крупном размере; 50% - при особо крупном размере |
Физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ст. 198 УК РФ) | Более 2,7 млн руб. или Более 900 тыс. руб. в течение 3 лет подряд | Более 13,5 млн руб. или Более 4,5 млн руб. в течение 3 лет подряд | 10% - при крупном размере; 20% - при особо крупном размере |
Категория плательщиков взносов | Наказания (санкции) | |
Крупный размер | Особо крупный размер | |
Организация, в т.ч. должностные лица или индивидуальные предприниматели | штраф 200 тыс. - 500 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период от 18 месяцев до 3 лет, либо принудительные работы до 3 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых, либо лишение свободы до 2 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых | штраф 500 тыс. – 2 млн рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период от 2 до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых, либо лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых |
Физическое лицо | штраф до 200 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период до 2 лет, либо обязательные работы до 360 часов | штраф до 300 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период до 3 лет, либо принудительные работы до 1 года, либо лишение свободы до 1 года |
Впервые совершившее преступление организации или физические лица освобождаются от уголовной ответственности при условии полного погашения сумм недоимок, пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. |
Неуплаченные суммы могут включать в себя недоимки как по страховым взносам, так и по налогам и сборам.
Таким образом, ответственность за неуплату страховых взносов приравнена к ответственности за неуплату налогов, что было прогнозируемо после того, как с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды перешло к Федеральной налоговой службе (подробнее в статье). Такое ужесточение ответственности безусловно повлияет на повышение сборов в социальные фонды, однако нельзя исключить и риск избыточного давления со стороны контролирующих органов.
Необходимо также напомнить, что кроме этого, с 1 октября 2017 года изменился порядок начисления пеней для организаций. Так, в случаях просрочки уплаты до 30 календарных дней пеня рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, а начиная с следующего (т.е. 31-го) дня пеня составит 1/150 учетной ставки.
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере розничной торговли продуктами питания.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании отрасли (ТОП-10 и ТОП-30000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Правовые формы
Наиболее распространенной правовой формой компаний в сфере розничной торговли продуктами питания является общество с ограниченной ответственностью. Заметную долю составляют также потребительские общества. (Рисунок 1).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 57% от суммарной выручки 30000 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли. Крупнейшей компанией по объему выручки в 2016 году стало НАО ТАНДЕР (Рисунок 2).

Наилучшие результаты в отрасли по объему выручки за десятилетний период были достигнуты в 2016 году. В периоды кризисных явлений в экономике (2011 г., 2013 г.) наблюдалось снижение средних отраслевых показателей. (Рисунок 3).

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 52% от суммарной прибыли компаний ТОП-30000. Ведущую позицию по объему прибыли в 2016 году занимает также НАО ТАНДЕР (Рисунок 4).

Отраслевые значения показателей прибыли компаний в сфере розничной торговли продуктами питания за десятилетний период в целом имеют тенденцию к увеличению. Снижение показателей наблюдалось в 2008 и в 2014 годах на фоне кризисных явлений в экономике. Наилучшие результаты отрасль показала в 2016 году. (Рисунок 5).

Среди компаний ТОП-30000 в 2015 году наблюдалось 4840 убыточных предприятий. В 2016 году их количество увеличилось до 5043 или на 4%. При этом, на 11% увеличился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-30000 средний размер прибыли снизился за этот же период на 11% (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
Коэффициент платежеспособности (отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме) показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5. Значение коэффициента ниже минимального значения означает сильную зависимость от внешних источников получения средств.
Экспертами Информационного агентства Credinform www.credinform.ru, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний в сфере розничной торговли продуктами питания практическое значение коэффициента платежеспособности составляло в 2016 г. от 0,23 до 0,98.
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента находились ниже рекомендуемого значения и в интервале практических значений начиная с 2009 года. (Рисунок 7).

В течение десяти лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций. В периоды кризисных явлений в экономике показатели снижались (Рисунок 8). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Относительно стабильными с тенденцией к снижению в этот же период были показатели коэффициента рентабельности продукции (Рисунок 8). Наибольшими показатели были с 2007 по 2010 годы. Коэффициент рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства.

Показатели коэффициентов деловой активности в течение десятилетнего периода демонстрируют тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
Коэффициент оборачиваемости собственных средств рассчитывается как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования всей совокупности активов.

Структура розничной торговли
Более трети компаний в ТОП-30000 специализируется на розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (Рисунок 10).

Динамика активности бизнеса
За 25-летний период количество зарегистрированных компаний из ТОП-30000 распределяется по годам их основания неравномерно. Наибольшее число компаний в сфере розничной торговли продуктами питания было основано в 2006 году (Рисунок 11).

Наибольший интерес бизнеса к розничной торговле продуктами питания проявился в период 2005 – 2009 годов, когда в среднем в год регистрировалось 2443 новых компаний. (Рисунок 12).

Основные регионы деятельности
Компании в сфере розничной торговли продуктами питания распределены по территории страны относительно равномерно. Наибольшее их количество зарегистрировано в регионах с наибольшим населением - в г. Москве, Московской области и Краснодарском крае (Рисунок 13). Компании ТОП-30000 зарегистрированы в 85 регионах, т.е. во всех субъектах Российской Федерации.

Индекс платежеспособности Глобас
Более четверти компаний отрасли не принимает участия в арбитражных разбирательствах. Наибольшую долю составляют компании участвующие в арбитражных процессах не активно. (Рисунок 15).
Подавляющему большинству компаний в сфере розничной торговли продуктами питания из числа 30000 крупнейших присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас (Рисунок 14).
В комплексе, с учетом основных индексов, финансовых показателей и коэффициентов, это может свидетельствовать об относительно благоприятных тенденциях в данной сфере деятельности.
