Статья
Введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов

В августе 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Уклонение от уплаты взносов признано преступлением и подпадает под дейстивие статей Уголовного кодекса 198 (Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов) и 199 (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).

Уголовная ответственность за такие преступления для организаций и физических лиц наступает в случаях, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Условия привлечения к уголовной ответственности и санкции за преступления изложены в таблице.

Категория плательщиков взносов Условия привлечения к уголовной ответственности
Крупный размер Крупный размер Доля неуплаченных налогов и сборов от суммы, подлежащей к уплате в бюджет
Организация (ст. 199 УК РФ) Более 15 млн руб. или Более 5 млн руб. в течение 3 лет подряд Более 45 млн руб. или Более 15 млн руб. в течение 3 лет подряд 25% - при крупном размере; 50% - при особо крупном размере
Физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ст. 198 УК РФ) Более 2,7 млн руб. или Более 900 тыс. руб. в течение 3 лет подряд Более 13,5 млн руб. или Более 4,5 млн руб. в течение 3 лет подряд 10% - при крупном размере; 20% - при особо крупном размере
Категория плательщиков взносов Наказания (санкции)
Крупный размер Особо крупный размер
Организация, в т.ч. должностные лица или индивидуальные предприниматели штраф 200 тыс. - 500 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период от 18 месяцев до 3 лет, либо принудительные работы до 3 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых, либо лишение свободы до 2 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых штраф 500 тыс. – 2 млн рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период от 2 до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых, либо лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать должности (заниматься деятельностью) до 3 лет или без таковых
Физическое лицо штраф до 200 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период до 2 лет, либо обязательные работы до 360 часов штраф до 300 тыс. рублей или - в размере заработной платы (дохода) за период до 3 лет, либо принудительные работы до 1 года, либо лишение свободы до 1 года
Впервые совершившее преступление организации или физические лица освобождаются от уголовной ответственности при условии полного погашения сумм недоимок, пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Неуплаченные суммы могут включать в себя недоимки как по страховым взносам, так и по налогам и сборам.

Таким образом, ответственность за неуплату страховых взносов приравнена к ответственности за неуплату налогов, что было прогнозируемо после того, как с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды перешло к Федеральной налоговой службе (подробнее в статье). Такое ужесточение ответственности безусловно повлияет на повышение сборов в социальные фонды, однако нельзя исключить и риск избыточного давления со стороны контролирующих органов.

Необходимо также напомнить, что кроме этого, с 1 октября 2017 года изменился порядок начисления пеней для организаций. Так, в случаях просрочки уплаты до 30 календарных дней пеня рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, а начиная с следующего (т.е. 31-го) дня пеня составит 1/150 учетной ставки.

Статья
Тенденции в сфере розничной торговли продуктами питания

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций в сфере розничной торговли продуктами питания.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 и 2016 годы) компании отрасли (ТОП-10 и ТОП-30000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Правовые формы

Наиболее распространенной правовой формой компаний в сфере розничной торговли продуктами питания является общество с ограниченной ответственностью. Заметную долю составляют также потребительские общества. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение компаний ТОП-30000 по правовым формам Рисунок 1. Распределение компаний ТОП-30000 по правовым формам

Выручка от реализации

Объем выручки 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 57% от суммарной выручки 30000 крупнейших компаний. Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли. Крупнейшей компанией по объему выручки в 2016 году стало НАО ТАНДЕР (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-30000, % Рисунок 2. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2016 года ТОП-30000, %

Наилучшие результаты в отрасли по объему выручки за десятилетний период были достигнуты в 2016 году. В периоды кризисных явлений в экономике (2011 г., 2013 г.) наблюдалось снижение средних отраслевых показателей. (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах Рисунок 3. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах

Прибыль и убытки

Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2016 году составил 52% от суммарной прибыли компаний ТОП-30000. Ведущую позицию по объему прибыли в 2016 году занимает также НАО ТАНДЕР (Рисунок 4).

Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-30000, % Рисунок 4. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2016 года ТОП-30000, %

Отраслевые значения показателей прибыли компаний в сфере розничной торговли продуктами питания за десятилетний период в целом имеют тенденцию к увеличению. Снижение показателей наблюдалось в 2008 и в 2014 годах на фоне кризисных явлений в экономике. Наилучшие результаты отрасль показала в 2016 году. (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах

Среди компаний ТОП-30000 в 2015 году наблюдалось 4840 убыточных предприятий. В 2016 году их количество увеличилось до 5043 или на 4%. При этом, на 11% увеличился средний размер их убытка. По остальным компаниям ТОП-30000 средний размер прибыли снизился за этот же период на 11% (Рисунок 6).

Рисунок 6. Количество убыточных компаний, средние значения убытка и прибыли компаний ТОП-30000 в 2015 – 2016 годах Рисунок 6. Количество убыточных компаний, средние значения убытка и прибыли компаний ТОП-30000 в 2015 – 2016 годах

Основные финансовые коэффициенты

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Коэффициент платежеспособности (отношение суммы собственного капитала к балансовой сумме) показывает зависимость компании от внешних займов. Рекомендуемое значение: >0,5. Значение коэффициента ниже минимального значения означает сильную зависимость от внешних источников получения средств.

Экспертами Информационного агентства Credinform www.credinform.ru, с учетом фактического положения дел как экономики в целом, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас-i расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний в сфере розничной торговли продуктами питания практическое значение коэффициента платежеспособности составляло в 2016 г. от 0,23 до 0,98.

За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента находились ниже рекомендуемого значения и в интервале практических значений начиная с 2009 года. (Рисунок 7).

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов общей ликвидности и платежеспособности компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов общей ликвидности и платежеспособности компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах

В течение десяти лет наблюдается нестабильность показателей коэффициента рентабельности инвестиций. В периоды кризисных явлений в экономике показатели снижались (Рисунок 8). Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Относительно стабильными с тенденцией к снижению в этот же период были показатели коэффициента рентабельности продукции (Рисунок 8). Наибольшими показатели были с 2007 по 2010 годы. Коэффициент рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов рентабельности инвестиций и рентабельности услуг компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов рентабельности инвестиций и рентабельности услуг компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах

Показатели коэффициентов деловой активности в течение десятилетнего периода демонстрируют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент оборачиваемости активов рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

Коэффициент оборачиваемости собственных средств рассчитывается как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования всей совокупности активов.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов деловой активности компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициентов деловой активности компаний в сфере розничной торговли продуктами питания в 2007 – 2016 годах

Структура розничной торговли

Более трети компаний в ТОП-30000 специализируется на розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (Рисунок 10).

Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-30000 по видам розничной торговли, % Рисунок 10. Распределение компаний ТОП-30000 по видам розничной торговли, %

Динамика активности бизнеса

За 25-летний период количество зарегистрированных компаний из ТОП-30000 распределяется по годам их основания неравномерно. Наибольшее число компаний в сфере розничной торговли продуктами питания было основано в 2006 году (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-30000 по годам их основания Рисунок 11. Распределение компаний ТОП-30000 по годам их основания

Наибольший интерес бизнеса к розничной торговле продуктами питания проявился в период 2005 – 2009 годов, когда в среднем в год регистрировалось 2443 новых компаний. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Среднее количество компаний ТОП-30000, регистрируемых за год, по периодам их основания Рисунок 12. Среднее количество компаний ТОП-30000, регистрируемых за год, по периодам их основания

Основные регионы деятельности

Компании в сфере розничной торговли продуктами питания распределены по территории страны относительно равномерно. Наибольшее их количество зарегистрировано в регионах с наибольшим населением - в г. Москве, Московской области и Краснодарском крае (Рисунок 13). Компании ТОП-30000 зарегистрированы в 85 регионах, т.е. во всех субъектах Российской Федерации.

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-30000 по регионам России Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-30000 по регионам России

Индекс платежеспособности Глобас

Более четверти компаний отрасли не принимает участия в арбитражных разбирательствах. Наибольшую долю составляют компании участвующие в арбитражных процессах не активно. (Рисунок 15).

Подавляющему большинству компаний в сфере розничной торговли продуктами питания из числа 30000 крупнейших присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас (Рисунок 14).

В комплексе, с учетом основных индексов, финансовых показателей и коэффициентов, это может свидетельствовать об относительно благоприятных тенденциях в данной сфере деятельности.

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-30000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-30000 по Индексу платежеспособности Глобас