Статья
Ожидается расширение условий доступа к закупкам малых и средних предприятий

23 июня 2015 г. в Государственную думу РФ внесён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития России.

Законопроект разработан с целью повышения возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам в соответствии с Законом № 223-ФЗ, сообщается в пояснительной записке.

Процедуры, которые связаны с участием в торгах, станут проще и дешевле. Этому поспособствуют и технологии электронных торгов.

Для выполнения задач по повышению доступности информации о закупках; сокращению затрат потенциальных поставщиков; наращиванию эффективности закупочной деятельности заказчиков и сокращению избыточной отчётности законопроектом предусмотрен целый ряд мер:

  • установление наиболее полного перечня способов закупок и основных правил их осуществления;
  • расширение электронных форм закупок;
  • увеличение достоверности и уменьшение трудоёмкости размещения информации на официальном сайте закупок в сети "Интернет";
  • улучшение точности и результативности поиска заказов;
  • конкретизация состава заказчиков в сфере действия Закона № 223-ФЗ;
  • установление единых правил закупки в холдинговых компаниях;
  • повышение качества системы контроля;
  • совершенствование механизмов закупок инновационной продукции.

В проекте закона прописана возможность дочерних предприятий заказчиков присоединяться к положению о закупках основных компаний. Правительство будет вправе определять объем закупок в электронной форме, который станет обязательным для заказчиков.

Этот законопроект - один из тех, которые принимаются в рамках "антикризисного плана" правительства.

29 июня 2015 г. законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы. Комитету по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, поручено до 29 июля 2015 г. представить отзывы, предложения, замечания и подготовить законопроект к рассмотрению.

Вступление в силу Федерального закона предполагается с 1 января 2016 года.

Подписчики Информационной системы Глобас-i® обратившись к разделу «Контракты, закупки, тендеры» имеют возможность вести поиск и делать выборки по всем закупкам, соответствующим обсуждаемому Закону № 223-ФЗ.

Рэнкинг
Рентабельность собственных средств предприятий, изготавливающих хлебобулочные изделия

Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг компаний, работающих на рынке хлебобулочных изделий.

Для рэнкинга были отобраны и проранжированы крупнейшие по объему выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2013 г.) организации.

Рентабельность собственных средств (%) - отношение чистой прибыли, полученной компанией, к ее собственному капиталу. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия.

Данный показатель используется инвесторами и собственниками предприятия для оценки собственных инвестиций в него. Чем выше значение коэффициента, тем инвестиции более доходные. Если же рентабельность собственного капитала меньше нуля, то есть повод задуматься над целесообразностью и эффективностью инвестиций в предприятие в будущем. Как правило, значение коэффициента сравнивается с альтернативными вложениями средств в акции других предприятий, облигаций и, в крайнем случае, в банк.

Важно отметить, что слишком большое значение показателя может негативно влиять на финансовую устойчивость предприятия: больше доходность – больше риск.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения прибыли, но и на всю имеющуюся совокупность финансовых данных. Кроме того, следует учитывать специфику анализируемой отрасли, так как показатели рентабельности для организаций, работающих в различных сегментах экономики, имеют свои особенности.

Таблица. Оборот, рентабельность собственных средств и индекс платежеспособности крупнейших предприятий, изготавливающих хлебобулочные изделия (Топ-10)
НаименованиеРегионОборот, млн руб., 2013 г.Рентабельность собственных средств, %Индекс платеже-способности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Каравай ИНН 7830000360 г. Санкт-Петербург 6 256 5,8 219 высокий
2 ЗАО Атрус ИНН 7609002208 Ярославская область 3 831 3,8 214 высокий
3 ОАО КБК Черемушки ИНН 7728060368 г. Москва 3 532 0,7 197 наивысший
4 ОАО Первый хлебокомбинат ИНН 7453018129 Челябинская область 3 287 23,7 154 наивысший
5 ЗАО БКК Коломенский ИНН 7724766868 г. Москва 2 576 1,2 256 высокий
6 ОАО Волжский пекарь ИНН 6900000501 Тверская область 2 274 0,5 256 высокий
7 ЗАО Челны-Хлеб ИНН 1650027925 Республика Татарстан 1 791 11,1 202 высокий
8 АООТ Фабрика-Кухня ИНН 3232007570 Брянская область 1 784 8,1 222 высокий
9 ЗАО Щелковохлеб ИНН 5050007064 Московская область 1 769 5,9 184 наивысший
10 ОАО Покровский хлеб ИНН 5904004368 Пермский край 1 754 17,5 173 наивысший

На графике ниже представлены крупнешиие предприятия отрасли по выручке, кроме того, показана рентабельность собственных средств компании.

рынок хлебобулочных изделий

Рисунок. Рентабельность собственных средств и оборот крупнейших предприятий, работающих на рынке хлебобулочных изделий (Топ-10)

Совокупный оборот крупнейших компаний (Топ-10), работающих на рынке хлебобулочных изделий, по последней опубликованной годовой финансовой отчетности, составил 371,1 млрд рублей, что выше показателя предыдущего периода на 17,7%.  

Все участники рэнкинга демонстрирую положительные значения рентабельности собственных средств, иначе говоря, компании приносят чистую прибыль инвесторам (собственникам). В то же время, эффективность работы организаций везде разная: наибольшую рентабельность достигла челябинская компания ОАО Первый хлебокомбинат (23,7%), наименьшую – тверской производитель хлебобулочных изделий ОАО Волжский пекарь (0,5%).

Среди лидеров рынка, три фирмы работают в Москве и Московской области: ОАО Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» (0,7%), ЗАО Булочно-кондитерский комбинат «Коломенский» (1,2%) и ЗАО Щелковохлеб (5,9%), что обусловлено большой численностью населения столичной агломерации, а это порождает большой объем рынка и высокий спрос на хлеб и продукцию из хлеба.

Петербургская компания ОАО Каравай (5,8%) занимает первое место списка Топ-10 по объему годового оборота среди всех производителей хлебобулочных изделий и является безусловным лидером на рынке Санкт-Петербурга: в состав холдинга входят уже 4 завода.

По независимой оценке Информационного агентства Credinform, все фирмы Топ-10 получили наивысший и высокий индекс платежеспособности. Данный факт свидетельствует о хорошем уровне финансового состояния и платёжеспособности анализируемых предприятий, что, в свою очередь, может дать сигнал потенциальным инвесторам для развития сотрудничества с ними.