Статья
Стадии банкротства предприятия

В Российской Федерации процедура банкротства юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное, и является уголовно наказуемым.

Банкротство предприятия начинается с определения, вынесенного арбитражным судом после подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Заявление может подать кредитор, уполномоченный орган (например, ФНС России) или сам должник в лице единоличного исполнительного органа. При этом должник вправе подать в арбитражный суд заявление о собственном банкротстве в случае его предвидения и при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить свои денежные обязательства.

При подаче заявления существуют ограничения на минимальную сумму долга организации-должника в 100 000 рублей, ИП - в 10 000 рублей. При этом ее просрочка должна быть не менее 3 месяцев.

Существует 5 стадий процедур банкротства предприятия. В зависимости от стадии и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве.

Стадия банкротстваАрбитражный управляющийПолномочия единоличного исполнительного органа
Наблюдение Временный управляющий ограничиваются
Финансовое оздоровление Административный управляющий ограничиваются, но по ходатайству могут быть прекращены
Внешнее управление Внешний управляющий прекращаются
Конкурсное производство Конкурсный управляющий прекращаются
Мировое соглашение  - -

Арбитражный управляющий — это обязательно гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Решения арбитражного управляющего являются обязательными для исполнения.

Все стадии процедуры банкротства для удобства обозначены на схеме.

Далее коротко рассмотрим каждую из стадий.

1. Стадия банкротства – Наблюдение

Глава IV ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Процедура наблюдения вводится в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания.

Наблюдение вводится сроком не более чем на 7 месяцев. В течение этого времени временный управляющий обязан опубликовать соответствующие сведения в газете «Коммерсантъ» и на сайте Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

  • прекращении производства по делу, если установлена платёжеспособность должника
  • введении финансового оздоровления;
  • введении внешнего управления;
  • введении конкурсного производства;
  • утверждении мирового соглашения.

2. Стадия банкротства - Финансовое оздоровление

Глава V ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов.

При финансовом оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры. Одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятия.

Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые увеличивают задолженность более чем на 5%, связаны с приобретением или отчуждением имущества должника или влекут за собой получение кредитов.

Процедура вводится арбитражным судом на срок не более чем 2 года.

По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

  • О прекращении производства по делу о несостоятельности, если все требования удовлетворены;
  • О введении внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния должника;
  • О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

3. Стадия банкротства - Внешнее управление

Глава VI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

На стадии финансового оздоровления руководство должника полностью отстраняется, с передачей полномочий внешнему управляющему, целью которого является финансово оздоровить должника.

Внешнее управление обеспечивается при помощи различных мероприятий, таких как: структурная перестройка должника, реструктуризация задолженности, перепрофилиро-вание производства, сокращение работников и т.п.

Процедура вводится арбитражным судом на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлена не более чем на 6 месяцев, но суммарно с финансовым оздоровлением срок не должен превышать 2 лет.

По итогам собрания кредиторов суд принимает решение о:

  • прекращение производства по делу (если все требования удовлетворены);
  • введение процедуры конкурсного производства;
  • утверждении мирового соглашения.

4. Стадия банкротства - Конкурсное производство

Глава VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Конкурсное производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом.

Основная задача – соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счёт продажи имущества должника.

Последствия открытия конкурсного производства:

  • наступление срока исполнения всех обязательств должника;
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств;
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • прекращаются полномочия руководителя должника;
  • все требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев, и может быть продлено ещё не более чем на 6 месяцев.

Решение о признании предприятия банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется в газете «Коммерсантъ» с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т.п.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным.

5. Стадия банкротства - Мировое соглашение

Глава VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Заключение мирового соглашения доступно сторонам на любой из стадии процедур банкротства. 

При заключении мирового соглашения прежние обязательства ликвидируются, в силу вступают условия мирового соглашения, утвержденные собранием кредиторов и арбитражным судом. Производство по делу прекращается.

При расторжении мирового соглашения кредиторы вправе предъявить свои требования в составе и размере, которые были предусмотрены мировым соглашением.

стадии банкротства предприятия

Вестник
Региональное неравенство российских регионов сохраняется

Уважаемые дамы и господа,

Российские регионы весьма неоднородны по площади, численности населения, ресурсному, научно-промышленному, торговому потенциалу, уровню социально-экономического развития. Для их сопоставления было разработано множество различных методик и рейтингов, использующих набор оценок или определённый показатель, по которому происходит ранжирование. В связи с этим интересно рассмотреть субъекты России с точки зрения отношения расходной части регионального бюджета к численности населения.

Большая часть территорий РФ обладает дотационным статусом, их казна в той или иной мере зависит от межбюджетных трансфертов из федерального центра. Политика государства направлена на бюджетное выравнивание диспропорций регионального развития, которые продолжают оставаться очень высокими. Так, абсолютно ожидаемо, первые строчки рейтинга регионов по уровню бюджетной обеспеченности с существенным отрывом, заняли регионы Крайнего Севера, богатые природными ресурсами, составляющими основу нашего экспорта, а также экономические и политические центры – Москва и Санкт-Петербург.

Лидер рейтинга - Ненецкий автономный округ с населением чуть более 40 тыс. чел. имеет расходную часть бюджета, сопоставимую с бюджетом Республики Марий Эл, в которой проживает почти 700 тыс. чел. На одного жителя в этом северном регионе приходится больше всего средств на душу населения в стране – 425 тыс. руб. на чел. в год, тогда как в Республике Марий Эл в 13 раз меньше – 32 тыс. руб. на чел. в год.

Несмотря на столь высокий уровень расходной части бюджета в расчёте на человека, в районах Крайнего Севера жизнь сама по себе очень дорогая, а весьма суровые природно-климатические условия и недостаточно развитая инфраструктура приводят к высокому миграционному оттоку наиболее мобильных групп граждан и естественному сокращению населения (за исключением автономных округов Тюменской области). В одной только Магаданской области (5-е место рейтинга) население с 1989 г. по 2015 г. сократилось в 3,7 раза (с 542,9 тыс. чел., до 148,1 тыс. чел.). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень жизни, привлекательность этих мест для жизни на сегодняшний день остается крайне низкой.

В настоящее время Москва объективно остается самым желаемым местом для жизни среди всех регионов России, как по природным условиям, так и социально-экономическому положению. Столица с показателем расходной части бюджета в 134 тыс. руб. на одного жителя, занимает восьмую позицию рейтинга, имея при этом самое большое население среди всех 85 субъектов (12,2 млн. чел.).

Миграционное давление в московском регионе будет сохраняться до тех пор, пока соседние территории не приблизят свое развитие до столичного уровня. Для сравнения, расходная часть бюджета на душу населения Калужской области меньше бюджета Москвы в 2,9 раза. Выравнивание диспропорций должно осуществляться не только за счет развития производства и сферы услуг, но и в изменении правил регистрации предприятий - по месту ведения основной деятельности. Примером может служить тот факт, что практически все крупнейшие топливно-энергетические компании России зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, а их производственная деятельность ведется далеко за пределами этих городов. Концентрация юридических лиц в столицах служит косвенным тому подтверждением: по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i® Информационного агентства Credinform, в Москве сегодня работает 1 102,2 тыс., а в Петербурге – 357,6 тыс. юридических лиц, что составляет порядка 31% всех действующих организаций страны.

В свою очередь Санкт-Петербург замыкает первую десятку рейтинга – 91 тыс. руб. на чел., причем, несмотря на небольшой рост расходной части бюджета в 2015 году, положительная динамика численности населения привела к сокращению расходов на душу населения (-0,6%).

Самые низкие показатели были зафиксированы традиционно в регионах Северного Кавказа: Республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания – по 28 тыс. руб. на чел.

Бюджеты Республики Крым и Севастополя за счет существенных федеральных дотаций, продемонстрировали самый впечатляющий рост расходной части: на 230% и 102% соответственно (эффект объясняется низкой базой прошлого периода, когда их казна формировалась еще в составе Украины). В общем рейтинге Севастополь занял 35 место, Республика Крым – 57 место, что выше соседнего Краснодарского края.

Таблица. Расходная часть бюджета и региональная бюджетная обеспеченность, 2015 г.
(полную версию таблицы Вы можете увидеть на нашем сайте)
Ранг Субъект РФ Расходная часть бюджета 2015 г. (на момент принятия), тыс. руб. Расходы бюджета на человека в год, тыс. руб. Прирост (снижение) показателя расходной части бюджета на душу населения к 2014, %
1 Ненецкий автономный округ 18 438 763 425 49,8
2 Чукотский автономный округ 21 031 142 416 15,8
3 Сахалинская область 129 900 383 266 13,5
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 117 249 240 217 8,3
5 Магаданская область 27 736 321 187 -2,0
... ... ... ... ...
81 Карачаево-Черкесская Республика 13 731 547 29 -1,2
82 Республика Калмыкия 8 129 643 29 3,9
83 Саратовская область 72 063 925 29 1,2
84 Республика Северная Осетия - Алания 19 928 645 28 -2,5
85 Республика Дагестан 84 346 884 28 4,0

Таким образом, в России сохраняются существенные диспропорции в региональном развитии: разница расходной части бюджета на душу населения между территориями достигает 15 раз. Существующая система распределения налогов привела к тому, что есть несколько регионов-доноров, при том, что большая часть субъектов получает ежегодную дотацию из федерального бюджета на выравнивание расходов, что приводит к снижению инициативы экономического роста.

Всю возможную информацию о предприятиях различных регионов Российской Федерации Вы можете получить из ежедневно обновляемой Информационно-аналитической Системы Глобас-i®. Аналитические справки о состоянии экономики как России в целом, так и её субъектов Вы можете получить, обратившись к нашим специалистам Отдела по работе с клиентами:

+7 (812) 406 8414 (Санкт-Петербург), +7 (495) 640 4116 (Москва).