Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших гостиничных сетей России.
Для рэнкинга был составлен список Топ-10 компаний по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.), ранжированный по убыванию годового оборота; кроме того, приведены данные по динамике выручки организаций относительно предыдущего периода, коэффициенту общей ликвидности и индексу платежеспособности ГЛОБАС-i® (см. табл. 1).
Коэффициент общей ликвидности - характеризует способность предприятия обеспечить свои краткосрочные обязательства по наиболее легко реализуемой части активов – оборотным средствам. Рекомендуемые значения: от 1,0 до 2,0.
Коэффициент равный 1, предполагает равенство текущих активов и пассивов. Чрезмерно высокие значения могут свидетельствовать о неудовлетворительном управлении активами предприятия, потерю их первоначальной ликвидности с учетом фактора времени. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
№ | Наименование | Регион | Выручка, млн руб., 2014 г. | Прирост выручки, % | Коэффициент общей ликвидности, % | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ООО Хотэл Менеджмент Компани (Hilton, Starwood, Wyndham, Carlson Rezidor, IHG, Marriott, Accor и Louvre) ИНН 7710578737 |
г. Москва | 2 081,2 | -13,4 | 0,8 ниже нормы |
300 удовлетворительный |
2 | ООО Домодедово эссет менеджмен (Аэротель) ИНН 5009096987 |
Московская область | 2 070,2 | 7,3 | 0,6 ниже нормы |
322 удовлетворительный |
3 | ООО Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» ИНН 7702347870 |
г. Москва | 1 959,7 | 76,3 | 0,5 ниже нормы |
280 высокий |
4 | ЗАО Туристские Гостиничные Комплексы Измайлово ИНН 7719017101 |
г. Москва | 1 698,5 | -3,1 | 2,8 выше нормы |
161 наивысший |
5 | ОАО «Красная поляна» ИНН 2320102816 |
Краснодарский край | 1 641,6 | 920,9 | 0,1 ниже нормы |
306 удовлетворительный |
6 | ОАО Гостиничный комплекс «Космос» ИНН 7717016198 |
г. Москва | 1 456,6 | -5,8 | 5,6 выше нормы |
184 наивысший |
7 | ЗАО «Шеротель (Новотель Аэропорт Шереметьево) ИНН 7712014856 |
Московская область | 1 405,4 | 5,4 | 4,9 выше нормы |
249 высокий |
8 | ООО Славянская гостиница и деловой центр (Radisson Slavyanskaya Hotel) ИНН 7730001183 |
г. Москва | 1 387,3 | -3,8 | 6,0 выше нормы |
197 наивысший |
9 | ЗАО «Грандъ-Отель (Марриотт Грандъ-Отель) ИНН 7707172215 |
г. Москва | 1 381,7 | -12,5 | 0,7 ниже нормы |
259 высокий |
10 | ООО Сокотель (Sokos Hotel) ИНН 7841338200 |
г. Санкт-Петербург | 1 324,2 | -2,3 | 2,1 выше нормы |
273 высокий |
Коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России не укладывается в рекомендуемые нормативные значения, как по нижней, так и по верхней границе. В первом случае речь идет о превышении текущих пассивов над активами, что может привести компанию к финансовому кризису по причине невозможности расплатиться с обязательствами. Во втором – о нерациональной структуре капитала, т.к. возрастает риск утраты определенной доли ликвидности, если его не пустить в оборот.
Рисунок 1. Выручка и коэффициент общей ликвидности крупнейших гостиничных сетей России (Топ-10)
Годовая выручка компаний списка Топ-10 гостиничных сетей по итогам 2014 г. составила 16,4 млрд рублей, что выше суммарного показателя этих же компаний в предыдущем отчетном периоде на 12,3%.
Развитие гостиничного бизнеса в России претерпевает значительное изменение. Рост курса доллара и евро влияет на количество посетителей отелей. Владельцы вынуждены удешевлять номера с целью привлечения туристов.
Внешнеполитическая ситуация России и воздействие зарубежных средств массовой информации негативно сказывается на активности путешествий в Санкт-Петербург, Москву и другие города страны. Имидж «страны – агрессора» снизил популярность экскурсий по стране. Стоимость номера в гостинице упала в среднем на 8 %. Отели вынуждены изменить условия аренды в связи со снижением деловой активности в регионах России.
Рост курса повлиял и на выбор людей. Теперь больше останавливаются в дешевых гостиницах, где не хуже уровень обслуживания, но расположены они, как правило, дальше от центра. Да и уровень инфраструктуры на порядок ниже люксовых номеров в центре города. По мнению экспертов, наполняемость отелей до 70% является сегодня отличным показателем для владельцев гостиничного бизнеса.
Прошло чуть менее четырех лет с момента принятия так называемого «третьего антимонопольного пакета». Практика применения антимонопольного законодательства за прошедший период показала необходимость дальнейшего его совершенствования.
Федеральным законом Российской Федерации от 5 октября 2015 г. №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 5 января 2016 года вводится в действие следующий «четвертый антимонопольный пакет».
В Федеральном законе от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения в 19 статей, дополнены 3 статьи, введены одна глава и 13 новых статей. Также внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» и в статью 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения в 9 статей, введена одна новая статья и одна статья признана утратившей силу.
Все перечисленное выше говорит о довольно масштабных нововведениях в антимонопольном законодательстве, суть которых мы резюмируем далее.
Во-первых, теперь четко обозначены все случаи недобросовестной конкуренции, такие, например, как использование чужого товарного знака, реклама «лучшего товара на рынке» не подтвержденная исследованиями и т.п. Ранее это также считалось нарушением, но в официальных документах отражения не находило.
Во-вторых, приобрели законный статус соглашения о совместной деятельности между предприятиями, применяющиеся, в основном, для снижения себестоимости товаров и услуг. Ранее за это можно было поплатиться штрафом в 15% от суммы выручки.
В-третьих, Федеральной антимонопольной службе теперь вменено в обязанность досудебное урегулирование вопросов связанных с претензиями к компаниям. Это закреплено в законе термином «процедуры предварительного заключения». Предпринимателям, в свою очередь, предоставлено право досудебного обжалования в центральном аппарате ФАС решений его территориальных управлений.
Очень важными являются поправки об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства органов государственной власти. Это касается, прежде всего, фактов лоббирования чиновниками интересов одних компаний и ограничения доступа на рынок других. Теперь Федеральная антимонопольная служба вправе выносить предупреждения государственным служащим любых уровней. Верхняя планка штрафных санкций для должностных лиц поднята с 30 до 50 тысяч рублей. Кроме этого, ведомство получило право на запрет создания новых государственных и муниципальных предприятий на уже сформировавшихся рынках.
По мнению экспертов, принятые поправки дают четкое понимание недобросовестной конкуренции. Новации, с одной стороны, призваны ослабить административное давление на бизнес, а с другой стороны – повысить ответственность государственных органов за соблюдение антимонопольного законодательства.