Статья
Российский рынок труда на пути к восстановлению

Как экономика страны преодолевает одно из негативных последствий кризиса.

Рынок труда, отреагировавший на кризис волной сокращений в 2014 – 2015 гг., снова растет. Работодатели готовы предлагать вакансии, однако, высокими зарплатами радовать пока не спешат

Ухудшение ситуации на рынке труда – одно из неотъемлемых последствий экономического кризиса. Сокращения персонала, которые в 2014 - 2015 гг. наблюдались в большинстве секторов экономики, продолжились и в начале 2016 г. В марте Росстат зафиксировал максимальный уровень безработицы за последние три года – 6%, то есть 4,6 млн из 71,6 млн человек трудоспособного населения.

Преимущество у работодателя. При этом ситуация продолжает меняться в пользу работодателей: в результате постоянных сокращений (не только малых и средних предприятий, но и крупных компаний, а также предприятий госсектора) усилилось давление на рынок труда, что позволило работодателям заморозить повышение окладов сотрудников. По данным исследований, лишь 20 - 30% работодателей планировали увеличение расходов на персонал в 2016 г. Общим трендом сегодня становятся мотивационные выплаты в форме надбавки или бонуса, что говорит не только о стремлении компаний оптимизировать издержки по оплате труда, но и еще об одной важнейшей проблеме российской экономики – низкой производительности. Следствием перечисленных явлений стало снижение зарплатных ожиданий, составившее в среднем около 10%. Компенсировать падение доходов от основной работы россияне готовы, взявшись за дополнительную, – таким образом поправляют свое материальное положение порядка 30% трудящихся. При этом весьма сомнительно, что доходы от дополнительной деятельности начисляется на основе заключения официальных договоров – более вероятно, что около 80% из них носит неофициальный характер, способствуя росту теневого сектора экономики.

Позитивные сдвиги почувствуют не все. Начиная со второй половины текущего года, на рынке труда появились положительные тенденции. О росте числа вакансий рекрутеры осторожно заговорили еще в конце весны, сейчас же понятно, что имеет место устойчивый тренд – рынок труда растет несколько месяцев. Эксперты, впрочем, предупреждают, что пока положительные тенденции затронут лишь отдельные отрасли экономики. Сайты поиска работы фиксируют прежде всего запросы крупных и успешных компаний, тогда как средний и малый бизнес людей по-прежнему не нанимает. Как всегда быстро растет сфера IT, еще заметнее рост предложений в консалтинге, хорошая ситуация и в транспортно-логистической сфере. Увеличивается количество свободных позиций менеджеров по продажам и сотрудников индустрии красоты.

Спрос на молодежь падает. В сложившихся условиях не может не вызывать опасения продолжающееся сокращение доли молодых в экономически активном населении страны. С одной стороны, снижение экономической активности молодежи – следствие роста популярности образования. С другой, нельзя не отметить снижение внимания к данной возрастной группе со стороны работодателей. Если в 2011 г. выпускников без опыта работы были готовы нанимать 66% компаний, то к 2016 г. их число сократилось до 60%. Более лояльным к молодым специалистам сейчас является крупный бизнес – выпускников вузов трудоустраивают 72% компаний со штатной численностью более 1 тыс. сотрудников и лишь 50% организаций, в которых работает менее 100 человек. В отраслевом разрезе готовность принять на работу молодых специалистов демонстрировали чаще всего технологически развитые банковский сектор и компании IT-сферы – 78% и 73% соответственно. Менее всего в работниках без опыта были заинтересованы промышленность и строительная отрасль. Одновременно с сокращением численности молодых работников, снижается и степень удовлетворенности работодателей профессиональной подготовкой выпускников вузов. Больше всего неудовольствие работодателей вызывают недостаточная теоретическая подготовка, завышенный уровень амбиций и чрезмерное самомнение молодых специалистов.

Закрепить успех. Рынок труда, переживающий вместе со всей экономикой непростые времена, впервые за два года начал демонстрировать положительные тенденции. По итогам сентября Росстат зафиксировал рост реальных зарплат на 2,8% год к году, в третьем квартале 2016 г. показатели безработицы снизились до 5,6%. Возможность остаться без работы теперь кажется россиянам менее вероятной. Уровень опасений, связанных с безработицей, снизился до показателей января 2015 г. Начало положено, но до полного восстановления еще далеко. Развитие малого и среднего бизнеса, легализация теневого бизнеса, создание высокопроизводительных рабочих мест с использованием новейших технологий – это те первоочередные меры, которые не только помогут рынку труда восстановиться, но и создадут максимально привлекательные и комфортные условия для трудоустройства молодежи, без которой в долгосрочной перспективе невозможно развитие экономики.

Статья
Определена процедура подачи заявления для включения сведений о программном обеспечении в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных

Создание реестра российских программ для ЭВМ и баз данных предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр) содержит сведения обо всем программном обеспечении (ПО), с официально признанным происхождением из Российской Федерации.

Для внесения сведений о ПО в указанный Реестр необходимо представить:

  • учетную запись правообладателя в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА);
  • квалифицированный сертификат электронной подписи правообладателя;
  • другие сведения, документы и материалы, указанные в Правилах формирования и ведения единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных, утвержденных Постановлением №1236.

Заявление и прилагаемые к нему документы подаются в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) через электронные формы, размещенные на официальном сайте оператора Реестра.

Обратиться с заявлением может правообладатель ПО, либо лицо, уполномоченное правообладателями. Заявление могут подавать также и органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ, местного самоуправления или организации, осуществляющие управление или распоряжение этим правом - в случаях, если исключительное право на ПО принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

После проведения проверки на соответствие требованиям Правил формирования и ведения Реестра Минкомсвязь России обязано принять решение о регистрации или отказе в регистрации ПО в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ №1236 программы для ЭВМ и базы данных, происходящие из иностранных государств, запрещены при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вид договора по реализации ПО и форма его передачи по каналам связи значения не имеют.

Исключениями из этого правила являются случаи отсутствия в Реестре сведений о ПО, соответствующем классу ПО, планируемого к закупке, либо несоответствия ПО установленным заказчиком требованиям.

Кроме того, это запрещение не распространяется на ПО, используемое на территории иностранного государства дипломатическими и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ при международных организациях, а также на закупки ПО или прав на него, сведения о котором или о его закупке составляют государственную тайну.

Установлено, что заказчику при исполнении гражданско-правового договора на поставку ПО или прав на него, запрещено заменять ПО, сведения о котором включены в Реестр, на другое ПО.

Минкомсвязь России определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению Единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных.

Реализация Постановления Правительства РФ № 1236 в целом направлена на поддержку российских производителей ПО, расширение его внедрения и использования, оказание государственной помощи правообладателям ПО.

По состоянию на 10 октября 2016 г. в Реестр внесено 2 046 наименований программного обеспечения.