Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг крупнейших продовольственных сетей России.
Для рэнкинга были отобраны крупнейшие организации по объему годовой выручки за последний имеющийся в Статистическом реестре отчетный период (2014 г.), ранжированный по убыванию значений рентабельности продаж.
Рентабельность продаж (%) - показывает долю операционной прибыли в объеме продаж фирмы.
Коэффициент характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на средние значения показателей в отрасли, но и на всю представленную совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
№ | Наименование | Сеть | Регион регистрации | Выручка, млн руб., 2014 г. | Рентабельность продаж, % | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ООО Гиперглобус ИНН 7743543761 |
Globus | Московская область | 55 573,9 | 8,9 | 279 высокий |
2 | ООО Ашан ИНН 7703270067 |
Ашан | Московская область | 313 628,8 | 4,9 | 217 высокий |
3 | ЗАО Тандер ИНН 2310031475 |
Магнит | Краснодарский край | 830 320,2 | 2,2 | 212 высокий |
4 | ЗАО Торговый дом Перекресток ИНН 7728029110 |
Перекресток | г. Москва | 583 104,9 | 1,3 | 208 высокий |
5 | ООО Элемент-Трейд ИНН 6674121179 |
Монетка | Свердловская область | 57 854,3 | 1,0 | 230 высокий |
6 | АО Дикси Юг ИНН 5036045205 |
Дикси | Московская область | 198 419,7 | 0,9 | 235 высокий |
7 | ООО Лента ИНН 7814148471 |
Лента | г. Санкт-Петербург | 220 337,8 | 0,9 | 231 высокий |
8 | ООО Атак ИНН 7743543232 |
Атак | г. Москва | 58 023,0 | 0,8 | 207 высокий |
9 | ООО ТД Интерторг ИНН 7842005813 |
Народная 7Я СемьЯ, Идея, Норма, Spar | Ленинградская область | 55 896,6 | 0,1 | 235 высокий |
10 | ООО О’кей ИНН 7826087713 |
О’кей | г. Санкт-Петербург | 158 905,3 | -0,7 | 229 высокий |
Рентабельность продаж крупнейших продовольственных сетей (Топ-10) варьируется от 8,9% (ООО Гиперглобус, сеть Globus), до -0.7% (ООО О’кей).
Отрицательная рентабельность продаж в сети О’кей - важный сигнал для руководства компании, она демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар: себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек. Чем выше будет показатель отрицательной рентабельности в абсолютном отношении, тем больше уровень цены отклоняется от своего эффективного равновесного значения. Также отрицательная рентабельность сигнализирует о том, что предприятие неэффективно распоряжается собственными активами.
Рисунок 1. Рентабельность продаж и выручка крупнейших российских сетей ритейла (Топ-10)
Годовая выручка Топ-10 лидеров рынка по данным последней опубликованной финансовой отчетности (2014 г.) составила 2532,1 млрд рублей, что выше предыдущего отчетного периода на 28,4%. Прирост выручки оказался заметно больше роста ВВП и показателя инфляции в стране за тот же период времени.
Рентабельность продаж лидера рынка продуктового ритейла - компании ЗАО Тандер (сеть Магнит), выше, чем у своего ближайшего конкурента – ЗАО Перекресток: 2,2% и 1,3% соответственно.
«Магнит» является ведущей по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения сетью России. На 30 июня 2015 года в компанию входило 10 728 магазинов, из них: 8890 магазинов в формате «магазин у дома», 201 гипермаркет, 110 магазинов «Магнит Семейный» и 1527 магазинов «Магнит Косметик».
Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2233 населенных пунктах РФ. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.
Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 29 распределительных центров. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 5926 автомобилей.
«Перекресток» – федеральная розничная торговая сеть, одна из первых сетей городских супермаркетов. В этом году компания отмечает свое 20-летие с момента запуска первого магазина, который был открыт в Москве в сентябре 1995 года.
Компания является лидером рынка России по продажам в формате супермаркет. На 30 сентября 2015 года сеть «Перекресток» включала в себя 451 торговый объект, расположенный в 108 городах и населенных пунктах России.
Торговая площадь супермаркетов «Перекресток» составляет от 400 до 2000 м2, а ассортимент, включающий в себя не только товары повседневного спроса, но и деликатесы со всех концов света, насчитывает до 15 000 наименований.
Торговая сеть в настоящий момент активно работает над обновлением собственных супермаркетов. Новая концепция развития «Перекрестка» призвана создать все условия для комфортного совершения покупок за счет эффективной организации торгового зала и его зонирования, светового и цветового оформления, созданных на основе предпочтений покупателей.
Эти и другие участники представленного рэнкинга Топ-10 крупнейших продовольственных сетей, получили высокий индекс платежеспособности. Данное обстоятельство указывает на способность предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства перед кредиторами, риск невыполнения которых минимален.
Верховный Суд 29 сентября 2015 г. обсудил проект постановления пленума о практике применения вступившего в силу с 1 октября закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника».
Цель заседания - дать разъяснения и правовые ориентиры арбитражным судам для допущения как можно меньшего числа ошибок в правоприменительной практике.
В течение первых шести месяцев подать на свое банкротство могут около 200 тыс. человек, под подсчетам ВС и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств.
Верховный Суд разъяснил, что суды должны принимать заявления о банкротстве граждан и по тем долгам, которые возникли до вступления закона в силу, то есть по обязательствам до 1 октября 2015 г.
При отсутствии необходимых средств на ведение процедуры банкротстве и выплаты вознаграждения управляющему, дело может быть прекращено судом на любой стадии.
Остался нерешенным вопрос о размере минимально необходимой суммы для финансирования процедуры банкротства гражданина. В связи с этим могут возникнуть разные толкования, зачастую не в пользу должника. Кроме того, и в самом законе о банкротстве, и в разъяснениях Верховного суда, осталось неясным как делить, в случае признания должника банкротом, совместное имущество супругов, в счет которого этот долг будет погашаться.
В проекте постановления пленума ВС отмечается, что в отношении гражданина со статусом индивидуального предпринимателя допускается возбуждение только одного банкротного дела - физлицо не может быть одновременно обанкрочено и как гражданин и как ИП. Дела о несостоятельности граждан рассматриваются арбитражными судами по месту жительства должника, которое определяется документами о его регистрации или выпиской из ЕГРИП. Если место жительства гражданина неизвестно или известно, но находится за пределами России, дело о его банкротстве рассматривается судом по последнему известному месту его жительства в РФ.
Судебные расходы по делу о банкротстве должника и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему осуществляются за счет имущества должника. Если с заявлением обращается сам гражданин, то он вносит соответствующую сумму (10 тыс. руб.) на депозит суда, а также прикладывает доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по банкротному делу. Если банкротство инициирует кредитор, то бремя выплат в пользу управляющего несет он, но потраченные средства, отмечает ВС, могут быть затем возмещены ему при обнаружении имущества должника.
План реструктуризации долга должен быть одобрен на первом собрании кредиторов, но суд может утвердить его и без такого одобрения, если получит согласие должника. В порядке исключения суд может обойтись и без согласия должника, если тот злоупотребляет правом, например, получая высокую зарплату и одновременно настаивая на скорейшем завершении банкротства. В документе ВС отмечается, что суд не может утвердить план, если он заведомо неисполним или же не предусматривает средств для проживания должника и членов его семьи в размере не менее прожиточного минимума. План также не может быть утвержден, если по окончании срока его реализации должник не сможет рассчитаться с будущими кредиторами (срок исполнения обязательств перед которыми еще не наступил). Максимальный срок реализации плана - три года.
Таким образом, абсолютное большинство процедур банкротства граждан будет все же процедурами реализации имущества, так как полное погашение долгов со стороны граждан, которые до этого не могли их оплачивать, представляется маловероятным; тем более в условиях высоких процентных ставок (ключевой ставки ЦБ), не позволяющих рефинансировать финансовые обязательства на более выгодных условиях.