Статья
Инструменты, позволяющие бизнесу снижать затраты

Руководство страны и экспертное сообщество периодически возвращаются к теме о необходимости оказания помощи бизнесу в снижении финансовых и временных затрат, которые вынужден нести предприниматель в рамках проверки своих текущих или потенциальных партнеров на предмет их надежности. Подобная поддержка возможна путем совершенствования законодательной базы. 

Так Банк России в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) требует от финансовых организаций идентифицировать клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Схожими функциями наделен и Росфинмониторинг, который может запрашивать и получать информацию о бенефициарных владельцах клиентов организаций и индивидуальных предпринимателей.

ФНС РФ, реализуя задачу ПОД/ФТ требует, чтобы субъекты хозяйствования перед заключением договоров о сотрудничестве выполняли мероприятия «должной осмотрительности и осторожности» путем проверки своих контрагентов на предмет добросовестности и благонадежности, соответствия определенным критериям, в том числе, прибегая к открытым информационным источникам и специализированным базам данных.  

Российский бизнес все чаще прибегает к применению практики комплаенс – ориентация компании на  лучшие мировые практики и стандарты. Комплаенс представляет собой соответствие внутренним и внешним требования или нормам: требованиям законодательства, нормативных документов, правилам и стандартам надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексам поведения и т.д.

В условиях перестройки экономики на новые формы развития, актуальными становятся инструменты, помогающие бизнесу соблюдать правила, нормы, требования, и способствующие снижению затрат. Следует отметить, что вышеперечисленные требования законодательства и нормативно-правовых актов существенным образом помогает соблюдать Информационно-аналитическая система Глобас-i. Это в первую очередь база данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также: 

  • источник бизнес-информации,
  • инструмент для решения различных бизнес задач и принятия первичных управленческих решений,
  • комплекс по предупреждению рисков предпринимательской деятельности.

Среди решаемых бизнес-задач – проверка российских и зарубежных контрагентов; их финансовый анализ и оценка платежеспособности; выявление мошенников, будущих банкротов, фирм-однодневок; анализ госконтрактов, закупок, тендеров; оценка исковой нагрузки; анализ конкурентной среды, состояния отрасли; определение конечного бенефициара и другие.

Государство со своей стороны также стремится помочь сократить затраты бизнеса, так как  существующее законодательство устанавливает ограничения на получение сведений о субъектах хозяйствования и тем самым усложняет возможность в полном объеме собрать информацию и оценить будущих постоянных контрагентов. 

Уже в ближайшее время Минэкономразвития проведет оценку фактического воздействия законодательства на эффективность бизнеса. На первом этапе будет рассмотрено 239 нормативно-правовых актов. Не исключено, что ряд актов может проверку не пройти.

Статья
Порядок получения российского гражданства для иностранных бизнесменов будет упрощен

Федеральным законом от 01.05.2016 №124-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» внесены поправки, касающиеся упрощенного порядка получения гражданства. При таком порядке не требуется постоянного проживания гражданина в России на протяжении более пяти лет.

К категориям граждан, претендующим на упрощенный порядок получения гражданства России, согласно поправкам к закону, теперь отнесены индивидуальные предприниматели и инвесторы,  работающие в России более трех лет.

При этом обязательным условием для индивидуальных предпринимателей является уплата налогов и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме не менее 1 млн рублей в каждом календарном году.

Для инвесторов обязательным условием определено участие в уставном (складочном) капитале российского юридического лица в размере не менее 10% и не менее трех лет подряд. Размер уставного капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 млн рублей, а сумма уплаченных налогов и сборов, а также страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должна быть не менее 6 млн рублей в каждом календарном году.

Данный Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

По мнению экспертов, учитывая одну из самых либеральных в мире российскую налоговую систему, такие новации смогут оказать определенное влияние на привлечение в страну иностранных инвестиций.

Об актуальности предпринимаемых мер и эффективности деятельности предприятий с участием иностранного капитала можно судить, ознакомившись с соответствующими данными Росстата (Рисунок 1.)

Рисунок 1. Число предприятий (включая микропредприятия); Оборот (выручка без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); Среднесписочная численность работников.

Число предприятий Оборот Среднесписочная численность работников

Анализ данных показывает, что предприятия с участием иностранного капитала в период с 2011 г. по 2014 г. увеличили выручку на 28%, при том, что количество таких предприятий  уменьшилось на 2%, а среднесписочная численность их работников выросла всего на 1%.