Конец года – время подводить итоги. Уходящий год был непростым: снижался потребительский спрос и реальные доходы населения; отток капитала сопровождался высокими банковскими ставками по кредиту и сворачиванием множества инвестиционных программ; впервые с 2009 г. был зафиксирован спад ВВП, промышленного производства; заметно ускорилась инфляция. Однако, как это ни парадоксально, девальвация рубля и санкции привели к тому, что заметная доля отечественных компаний показала двузначный прирост чистой прибыли. Дорогой импорт и дешевый рубль расчистили российским производителям внутренний рынок, появилась возможность активнее продвигать на экспорт свою продукцию, ставшую более конкурентоспособной.
Кроме того, в стране подходит к своей финальной реализации ряд крупных инвестиционных проектов. Мы ожидаем, что в наступающем году они будут завершены полностью или в режиме запуска первой очереди (см. табл. 1).
Таблица 1. Крупнейшие инвестиционные проекты России, завершение которых (полностью/поочередно) ожидается в новом 2016 году, объем инвестиций свыше 100 млрд руб.
№ | Проект | Регион, город | Инвестор | Заявленные инвестиции, млрд руб. |
---|---|---|---|---|
1 | Строительство скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр». Центральный участок | Санкт-Петербург | ООО Магистраль северной столицы | 213 |
2 | Комплекс по производству бензина на Киришском нефтеперерабатывающем заводе | Ленинградская область, г. Кириши | ОАО Сургутнефтегаз | 170 |
3 | Буденновский газохимический комплекс | Ставропольский край, г. Буденновск | ПАО НК ЛУКойл | 140 |
4 | Богучанский алюминиевый завод | Красноярский край, п. Таежный | ОАО ОК РУСАЛ | 122 |
5 | Реконструкция Комсомольского нефтеперерабатывающего завода | Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре. | ОАО НК Роснефть | 119 |
Западный скоростной диаметр. Центральный участок – платная скоростная автомагистраль, которая обеспечит транспортные связи Большого морского порта Санкт-Петербурга через Кольцевую автодорогу с федеральными выходами на Москву, регионы России, страны Балтии и Скандинавии, а также снизит транспортную нагрузку на исторический центр города.
Киришский нефтеперерабатывающий завод повысит глубину переработки нефти. Строится комплекс мощностью 2 млн тонн в год по выпуску высокооктановых бензинов класса Евро-5.
Буденовский газохимический комплекс (в составе ООО «Ставролен») будет перерабатывать до 5 млрд куб. м газа в год с месторождений Северного Каспия. Комплекс станет крупнейшим в России центром производства полимеров (наряду с ООО «Тобольск-Полимер»). Если учесть, что до недавнего времени мы практически не выпускали современную полимерную продукцию, данное событие станет знаковым для всей российской промышленности.
Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) - одно из самых современных и крупнейших металлургических предприятий в России. По проектной мощности производства Богучанский алюминиевый завод занимает третье место в России после Красноярского и Братского алюминиевых заводов. БоАЗ способен выпускать порядка 600 тысяч тонн алюминия в год.
Комсомольский нефтеперерабатывающий завод проведет модернизацию, которая позволит увеличить глубину переработки нефти, а на продукцию с высокой добавленной стоимостью всегда повышенный спрос, в том числе, у нашего восточного соседа – КНР.
Помимо вышеупомянутых инфраструктурных проектов, в стране, несмотря на все сложности, реализуется множество других программ, изучив которые, сторонний наблюдатель может весьма удивиться: стереотип о стране, торгующей сырьем без вторичной обработки и «ничего не производящей» для себя, выглядит в этой связи несостоявшимся утверждением.
При условии отсутствия очередных форс-мажорных событий, свидетелями которых мы были в уходящем году, по оптимистическим прогнозам, в среднесрочной перспективе следует ожидать возобновления роста ВВП и промышленного производства. Снижение ключевой ставки ЦБ оживит рынок кредитования.
Информационное агентство Credinform поздравляет Вас с приближающимся Новым Годом! Надеемся, что этот год подарит Вам широкие перспективы в бизнесе, инвестиции для его развития и новых клиентов!
В настоящее время основными федеральными законами, регулирующими госзакупки в России, являются:
- «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ от 05 апреля 2013 года, в ред. от 13.07.2015);
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223-ФЗ от 18 июля 2011 года, в ред. от 29.06.2015).
223-ФЗ по своей сути и требованиям к правилам госзакупок более лоялен, чем 44-ФЗ. Например, последний серьезным образом ограничивает способы проведения торгов; суммы и объемы закупок товаров, работ и услуг; требует обосновать начальную цену контракта; полностью описывать функциональные характеристики товаров, работ и услуг. Причинами принятия 44-ФЗ являлись неурегулированность отношений, возникших в процессе использования предыдущего закона, связанного с госзакупками; возросший уровень коррупции; развитие предпринимательства в России. 223-ФЗ, например, не требует обоснования госзакупки, начальной цены контракта, возможность внесения изменения в уже заключенный контракт. Другие отличия 223-ФЗ представлены в таблице 1.
Наименование положения закона | 223-ФЗ | 44-ФЗ | |
---|---|---|---|
1 | План закупок | Можно изменять. По своей сути проще и заказчик определяет его структуру и содержание | Требуется годовой план-график и трехлетний план закупок для госучреждений |
2 | Обоснование закупки | Не требуется | Обязательное |
3 | Описание закупки | Может быть любым, в т.ч. с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну, происхождение | Нейтральное, объективное, без торговых наименований |
4 | Источник финансирования | Самостоятельно заработанные средства | Трансферты (субсидии), выданные на выполнение госзаданий |
5 | Условия договора | Можно менять | Ограничено менять |
6 | Заключение договора с победителем | Не является обязательством | Только с победителем |
7 | Условия закупки | Определяет заказчик | Жесткая регламентация |
8 | Перечень случаев закупки у единственного поставщика | Определяет заказчик | Ограничен |
9 | Способы закупки | Любые на выбор заказчика | Ограничены |
Практика анализа реализации 223-ФЗ показывает, что ряд госкомпаний используют лояльность закона в своих корыстных интересах, например, в десятки раз завышая цены закупок, в результате увеличение затрат приближается к 100%. При нарушениях 223-ФЗ участник закупки может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). К нарушениям могут относится: не размещенные данные о закупке в единой информационной системе; предоставленные недостоверные сведения о ней; предъявление дополнительных требований к поставщикам. Тем не менее, как оказалось этого не достаточно, поэтому правительство РФ приняло решение усилить контроль за закупками госкомпаний.
Согласно постановлению правительства №1139 внесены изменения в деятельность Федеральной антимонопольной службы. С 1 ноября 2015 года ФАС наделена контрольно-надзорными функциями в сфере закупок «отдельных видов юридических лиц» по 223-ФЗ. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия с долей государства свыше 50%. Кроме того, ФАС получила возможность принимать решение о приостановке реализации планов закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.