Рэнкинг
Рентабельность активов водного транспорта

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний водного транспорта. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) компании морского и речного транспорта (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности активов (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность активов (%) - отношение суммы чистой прибыли и процентов к уплате к величине совокупных активов компании. Показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица совокупных активов.

Коэффициент, характеризует эффективность использования компанией своих ресурсов и финансового менеджмента предприятия. Поэтому чем выше значение этого показателя, тем выше эффективность бизнеса, то есть выше отдача на каждую вложенную в активы денежную единицу.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компаний водного транспорта средние отраслевые практические значения коэффициента рентабельности активов в 2017 году составили от -4,11%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион, вид деятельности Выручка от продаж, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), млрд руб. Рентабельность активов, (%) Индекс платежеспособности Глобас
2016 2017 2016 2017 2016 2017
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МОРСКОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ
ИНН 2537073208 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
up3,53 up4,50 up0,44 down0,31 up34,80 up37,91 200 Высокий
НАО РОСНЕФТЕФЛОТ
ИНН 6501096047 г. Москва
Деятельность морского грузового транспорта
up6,20 down4,99 up1,64 down1,12 down26,88 down13,96 166 Наивысший
НАО СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ ВОЛЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 5260902190 Нижегородская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
Находится в процессе реорганизации в форме присоединения к нему других юридических лиц с 28.06.2018
down4,54 up5,27 up1,36 down0,94 up14,03 down10,97 153 Наивысший
ООО СКФ ШЕЛЬФ
ИНН 7841472237 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
up2,89 up6,92 up0,35 up0,36 down18,56 down10,47 200 Высокий
ПАО СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 7812023195 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
down6,99 up7,01 down0,40 up0,74 down5,12 up10,04 164 Наивысший
ООО ПРАЙМ ШИППИНГ
ИНН 6317060306 Самарская область
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
up5,99 up6,05 up0,79 down0,87 up4,67 up4,96 195 Наивысший
ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ ШИППИНГ
ИНН 7805480017 Санкт-Петербург
Деятельность морского грузового транспорта
up1,11 up5,83 down-0,99 up0,74 down-0,39 up2,87 239 Высокий
ООО НАЯДА
ИНН 2508042212 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
down1,38 up5,44 down-0,03 up0,03 down-2,45 up2,11 243 Высокий
ООО НИКО
ИНН 2538001527 Приморский край
Деятельность морского грузового транспорта
down5,58 up5,64 up0,04 down0,01 up4,44 down0,66 247 Высокий
ПАО ЛЕНСКОЕ ОБЪЕДИНЕННОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО
ИНН 1435029085 Республика Саха (Якутия)
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта
up4,82 up5,34 up0,03 up0,04 down0,35 up0,42 192 Наивысший
Итого по компаниям ТОП-10 up43,03 up56,98 down4,94 up5,16    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up4,30 up5,70 down0,49 up0,52 down10,60 down9,44
Среднее отраслевое значение down0,061 up0,098 down0,003 down0,000 down2,41 down-0,03

Up — улучшение показателя к предыдущему периоду, Up — ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Среднее значение коэффициента рентабельности активов ТОП-10 выше рекомендуемого, среднего отраслевого и практического значений показателя. В 2017 году шесть компаний из ТОП-10 улучшили показатели по сравнению с предыдущим периодом.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности активов и выручка крупнейших российских компаний водного транспорта (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности активов имеют тенденцию к снижению. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности активов российских компаний водного транспорта в 2008 – 2017 годах
Статья
Обзор статей о законодательстве 2018 года

Информационное агентство Credinform предлагает краткий обзор публикаций 2018 года о наиболее значимых федеральных законодательных актах, решениях Правительства и ведомств.

Изменения в законодательстве о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях
Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) дополнена Главой 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний. Часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) также дополнена Главой 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями).

Исполнение решений иностранных судов о конфискации преступных доходов на территории России
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 05.12.2017 № 382-ФЗ определен порядок исполнения в России решений иностранных судов, касающихся конфискации находящихся на территории страны доходов, полученных преступным путем в соответствии с международными договорами России и процессуальным законодательством.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления своей предпринимательской деятельности
Разработанными в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584), установлен порядок подачи этих уведомлений в соответствующие федеральные органы исполнительной власти по фактическим местам проведения предполагаемых работ или оказания услуг.
С 1 января 2018 года Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1500 разрешено подавать уведомления о начале деятельности независимо от места предполагаемого фактического проведения работ или предоставления услуг.

Продажа электроэнергии – новый вид лицензируемой деятельности
Федеральным законом от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» установлено, что осуществление энергосбытовой деятельности после 30 декабря 2018 года может осуществляться только на основании лицензий.

Обязательные нормативы для банков с базовой лицензией
Согласно Федеральному закону от 1 мая 2017 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 1 июня 2017 года, банковские лицензии разделены на базовые и универсальные. Соответственно, для банков с универсальными и базовыми лицензиями установлены разные требования к минимальному размеру собственных средств или капиталу.

Банки будут знать своих клиентов лучше
В рамках исполнения Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитные организации начнут получать сведения о наличии счетов компаний и индивидуальных предпринимателей в сторонних банках. Эти сведения будут передаваться банкам Федеральной налоговой службой в круглосуточном режиме.

Предупреждение банкротств в страховании
Федеральным законом от 23.04.2018 № 87-ФЗ предусмотрен комплекс мероприятий для предупреждения банкротств страховых компаний, подобных процедуре финансового оздоровления банков.

Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках и финансовых операциях
Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 112-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», согласно которым аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) при возникновении каких бы то ни было оснований предполагать, что сделки или финансовые операции их клиентов могли или могут осуществляться в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомлять об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Бесплатная электронная регистрация юрлиц
С 2019 года уплата госпошлины не потребуется при представлении в регистрирующие органы документов в электронном виде для регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и изменений, вносимых в их учредительные документы; ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

Проект Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес»
Федеральная налоговая служба запустила проект «Прозрачный бизнес», который подразумевает публикацию о компаниях сведений, не являющихся налоговой тайной.

Правовое положение международной компании
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 292-ФЗ с внесением изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса РФ уточнено понятие «личный закон юридического лица», как право страны, где юридическое лицо было учреждено, если это не противоречит положениям вступившего в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях».
Международная компания – это иностранное юридическое лицо, коммерческая корпоративная организация, изменившая свой личный закон в установленном законодательном порядке.

Изменения закона «О кредитных историях»
Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 327-ФЗ детализирован порядок и способы получения пользователями согласия субъектов кредитных историй на получение их кредитных отчетов.

Закон о таможенном регулировании
Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ, как базовый нормативный акт о таможенном деле регламентирует:

  • порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
  • порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
  • порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
  • права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
  • правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
  • вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.

Проверка фирм на причастность к терроризму
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обязала предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги проверять их клиентов на причастность к подозрительным финансовым операциям и терроризму.

Признаки компаний – однодневок
Письмом Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) «О профилактике нарушений налогового законодательства» от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 опубликованы обновленные критерии выявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность фиктивно.

Аудиторская тайна
Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 231-Ф3 в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) внесены положения (п. 4 ст. 82) о допустимости сбора, хранения и использования документов или информации полученных от аудиторских организаций.
С 1 января 2019 года на аудиторов возлагается обязанность представлять сведения в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ) по первому требованию в десятидневный срок на основании решения руководителя ФНС РФ или его заместителя.

Лицензирование перевозок автобусами
Принят закон, возобновляющий лицензирование автобусных перевозок. Предусмотрено обязательное оснащение тахографами транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и числом сидячих пассажирских мест более восьми.

Заработала единая электронная система ЗАГС
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) создан на основе программного обеспечения, разработанного ФНС РФ. В Реестре производятся как государственная регистрация всех видов записей актов гражданского состояния, так и внесение изменений в существующие записи, а также действия по выдаче повторных документов.

Единый агрегатор торговли для госзакупок
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 ноября все федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения обязаны совершать некоторые закупки с использованием Единого агрегатора торговли (ЕАТ).

Правильный выбор юридического адреса
Для избавления от риска отказов в регистрации, при создании юридических лиц или при внесении изменений в ЕГРЮЛ, необходимо проверять предполагаемые юридические адреса в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС).

Изменения в закон «О бухгалтерском учете»
Вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В России создается Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязанность его ведения возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС РФ). Начиная с отчетности за 2019 год на все организации возлагается обязанность сдачи бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме. Субъекты малого бизнеса будут обязаны это делать, начиная с отчетности за 2020 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики.

Контрактная система закупок изменилась
Федеральным законом от 30.10.2018 № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» научным организациям разрешено осуществлять закупки без проведения конкурсных процедур, но не более чем на 20 млн руб. в год.