Статья
Проблемы выполнения антикризисного плана

Антикризисный план 2016 года после длительных дискуссий, споров и согласований приобрел свои очертания в 1-ом квартале текущего года. Он объединил меры в разных сферах экономики, цель которых сводилась к стимулированию экономического роста. При разработке плана использовался рациональный подход, который, учитывая высокий уровень неопределенности, подразумевал детальный расчет расходов, доказывание целесообразности каждой меры, введение элементов сценарной оценки.

Первая часть плана включала неотложные мероприятия, направленные на стабилизацию экономической ситуации за счет раздачи и перераспределения бюджетных денег, средств, выделяемых из антикризисного фонда правительства и остатков, не использованных ведомствами в прошлом году. Вторая часть плана не требовала финансирования, так как содержала меры структурного характера, связанные с созданием благоприятной среды для предпринимательства с акцентом на обеспечение свободы, оказанием помощи и поддержки малому и среднему бизнесу.

Общая сумма денежных средств, запланированных на реализацию мер в антикризисном плане-2016, составляла около 684,8 млрд руб. Предполагалось использовать различные источники финансирования: из бюджета РФ ожидалось потратить порядка 468,32 млрд руб., антикризисного фонда – 176,0 млрд руб. Объем и источник финансирования оставшейся суммы должен был быть определен к концу полугодия текущего года по результатам доходов.

Среди запланированных мер оперативный характер носили следующие:

  • выделение регионам бюджетных кредитов и субсидий на рефинансирование своих задолженностей перед банками, содействие занятости населения с целью недопущения роста безработицы, социальные выплаты безработным: наибольшая статья расходов – 310 млрд руб., перечислено по состоянию на конец первого полугодия – 208,2 млрд руб.;
  • выделение средств на развитие моногородов, в частности на софинансирование объектов инфраструктуры, способствующих реализации инвестиционных проектов, создание в ряде регионов территорий опережающего развития (7,2 млрд руб.);
  • докапитализация крупнейших банков: на финансовое оздоровление Внешэкономбанка перечислено из бюджета РФ 100 млрд руб., субсидии в виде имущественного взноса по внешним заимствованиям составили 109,5 млрд руб.;
  • поддержка перспективных для развития в научно-техническом плане отраслей промышленности, а также имеющих значение для цепочки смежников, например: автомобилестроение (запланировано 137,69 млрд руб.), транспортное машиностроение (до 10 млрд руб.), сельхозмашиностроение (10,5 млрд руб.), легкая промышленность (1,4 млрд руб.), а также жилищное строительство, сельское хозяйство, оборот лекарственных средств, кроме того запланировано направить в РЖД на закупку локомотивов 39,8 млрд руб. из ФНБ;
  • для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, создания новых предприятий и модернизации существующих из бюджета РФ должно быть выделено 11,1 млрд руб.

На июльском совещании правительства РФ было отмечено, что из 120 мероприятий антикризисного плана по итогам первого полугодия исполнено только 70. Среди причин невыполнения назывались факты не выделения запланированных денежных средств, не поступление их адресатам (из антикризисного фонда переведена только шестая часть из его уже распределенной части) или не использование их компаниями, в результате чего деньги лежат на счетах в банках, принося только проценты по депозитам.

Кроме того, правительство не определилось с источниками финансирования на целевую поддержку моногородов (требуется 5,1 млрд руб.), стимулирование создания новых малых и средних предприятий (10 млрд руб.), расширение программы грантов малым инновационным предприятиям (3 млрд руб.), лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан (36,7 млрд руб.), а также на вторую индексацию страховой пенсии. Ведущие специалисты считают, что откладывание решения по выбору источника может привести к увеличению стоимости этих мер более чем на 10% и составить 62,8 млрд руб.

На фоне сокращения расходов правительство не выделило обещанных 38,9 млрд руб. для РЖД, не удалось также возобновить программу госгарантий по кредитам, привлекаемых в рамках проектного финансирования, не выделены также средства на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции, хотя из предусмотренных 13 млрд руб. правительство согласилось выделить только 7,5 млрд руб. Не исключено, что откладывание принятия решения по источникам финансирования ряда мер антикризисного плана связано с началом дискуссии об источниках и размерах финансирования бюджетных расходов на предстоящую трехлетку в 2017-2019гг.

Статья
ЦБ РФ будет оценивать залоги при кредитовании

В целях улучшения банковского надзора, защиты интересов кредиторов и вкладчиков, получения наиболее достоверной информации о финансовом состоянии заемщика и ценности предмета банковского залога принят Федеральный закон от 03.07.2016 №362-ФЗ «О внесении изменений в статьи 72 и 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

В отношении имущества, являющегося предметом залога при получении кредита, законом определена процедура проверки его наличия и оценки Центральным банком РФ (ЦБ РФ). Определена также процедура ознакомления с деятельностью заемщика и залогодателя.

Для определения уровня достаточности резервов кредитной организации, создаваемых под риски, ЦБ РФ наделен правом проведения экспертизы предмета залога, принятого в качестве обеспечительной меры по ссуде. Такая экспертиза подразумевает проведение ЦБ РФ мероприятий по установлению фактического наличия предмета залога, его осмотру и вынесению оценки о его стоимости.

Кредитные организации обязаны формировать свои резервы, учитывая результаты этой экспертизы. Во внутренних документах кредитных организаций должны быть описаны способы содействия в получении информации о предмете залога и деятельности заемщика.

Информация, полученная при осмотре предмета залога и в процессе ознакомления с деятельностью заемщика или залогодателя, может в дальнейшем оглашаться только с согласия предоставившего ее лица. В случае разглашения такой информации предусматривается ответственность ЦБ РФ, в том числе – по возмещению нанесенного ущерба.

Об актуальности принятых мер для повышения ответственности залогодателей и заемщиков перед кредитными организациями свидетельствуют растущие в последние годы объемы задолженности организаций России по обязательствам, в том числе, по кредитам банков и полученным займам (Рисунок 1).

Рисунок 1. Среднемесячная просроченная суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам), (данные на основе сведений Федеральной службы государственной статистики, млн рублей)
Среднемесячная просроченная суммарная задолженность по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам), (данные на основе сведений  Федеральной службы государственной статистики, млн рублей)

Темпы роста задолженности по обязательствам с 2007 г. представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Рост (снижение) среднемесячной просроченной суммарной задолженности по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам), (данные на основе сведений Федеральной службы государственной статистики, % от года к году)
Рост (снижение) среднемесячной просроченной суммарной задолженности по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам), (данные на основе сведений  Федеральной службы государственной статистики, % от года к году)