Рэнкинг
Обязательства и активы в строительстве

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших строительных компаний, потенциально имеющих возможность осуществлять налоговый мониторинг. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2017 - 2019 годы) компании сферы строительства зданий и сооружений, отвечающие обновленным критериями для проведения налогового мониторинга (ТОП-10 и ТОП-100). Далее они были ранжированы по показателю соотношения обязательств и активов (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Соотношение обязательств и активов показывает, какую долю активов организация финансирует за счет займов. Нормативное значение для этого показателя находится в диапозоне от 0,2 до 0,5.

Выручка от продаж и чистая прибыль показывают масштаб и эффективность хозяйственной деятельности организации, а соотношение обязательств и активов указывает на риск ее неплатежеспособности.

Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влияет на устойчивость финансового положения. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, соотношение обязательств и активов, индекс платежеспособности Глобас крупнейших строительных компаний (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Соотношение обязательств и активов (x), от 0,2 до 0,5 Индекс платёжеспособности Глобас
2018 2019 2018 2019 2018 2019
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО МОНАРХ
ИНН 7714950480 г. Москва
up18 910 down17 436 up127 down116 up0,95 down0,98 233 Высокий
ООО МИП-СТРОЙ №1
ИНН 7701394860 г. Москва
up56 995 down53 932 down10 up99 up0,98 up0,98 272 Высокий
ПАО ПИК-ИНДУСТРИЯ
ИНН 7729755852 г. Москва
up26 948 up44 616 up1 792 down1 263 down1,01 up0,98 275 Высокий
ООО РЕНЕЙССАНС ХЭВИ ИНДАСТРИС
ИНН 7802772445 г. Москва
up37 662 up42 884 up4 732 down2 079 up0,83 down0,94 245 Высокий
НАО ФОДД
ИНН 7729355935 г. Москва
up19 640 up23 853 up262 up314 up0,97 up0,92 176 Наивысший
ПАО ВОСТОКНЕФТЕЗАВОДМОНТАЖ
ИНН 0277015293 Республика Башкортостан
down11 047 up18 231 down82 up405 up0,89 up0,88 208 Высокий
ПАО ГРУППА КОМПАНИЙ ПИК
ИНН 7713011336 г. Москва
up25 343 down24 572 up15 137 down306 down0,74 down0,75 233 Высокий
НАО РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН
ИНН 7708185129 г. Москва
up44 512 down25 720 up1 290 up2 676 up0,94 up0,74 201 Высокий
ООО ЭНЕРГО-СТРОЙ
ИНН 7801174139 Санкт-Петербург
down8 713 up24 118 up229 up1 640 down0,92 up0,74 171 Наивысший
НАО ЭТАЛОН ЛЕНСПЕЦСМУ
ИНН 7802084569 Санкт-Петербург
down15 270 up17 182 up4 374 up6 441 down0,68 down0,71 217 Высокий
Среднее значение ТОП-10 up26 504 up29 254 up2 804 up1 534 down0,89 up0,86  
Среднее значение ТОП-100 up8 802 down7 789 down30 down-289 down0,81 down0,81  

вверх улучшение показателя к предыдущему периоду, вниз ухудшение показателя к предыдущему периоду

Средний показатель соотношения обязательств и активов ТОП-10 и ТОП-100 выше интервала нормативного значения. Шесть компаний в 2019 году показали положительную динамику движения к нормативным значениям.

Рисунок 1. Соотношение обязательств и активов и выручка крупнейших строительных компаний (ТОП-10) Рисунок 1. Соотношение обязательств и активов и выручка крупнейших строительных компаний (ТОП-10)

В течение 6 лет средние показатели соотношения обязательств и активов ТОП-100 имели позитивную тенденцию движения к интервалу нормативных значений. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних значений соотношения обязательств и активов ТОП-100 строительных компаний в 2014 – 2019 годах Рисунок 2. Изменение средних значений соотношения обязательств и активов ТОП-100 строительных компаний в 2014 – 2019 годах
Статья
Изменения в законодательстве

Налоговый мониторинг как новая форма контроля был введен отдельным разделом «V.2.» в часть первую Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 04.11.2014 №348-ФЗ.

Налоговый мониторинг заключается в предоставлении налоговым органам доступа к бухгалтерскому учету налогоплательщиков для осуществления контроля в режиме реального времени. При обнаружении ошибок в учете налоговые органы обязаны об этом сообщать налогоплательщикам.

Применение этой формы контроля возможно только по добровольному заявлению налогоплательщиков и решению налоговых органов, при соблюдении определенных условий.

Федеральным законом от 29.12.2020 №470-ФЗ в НК РФ внесены изменения предусматривающие значительное снижение критериев для проведения налогового мониторинга.

В частности,

  • объем уплачиваемых за календарный год налогов снижен с 300 до 100 млн рублей;
  • годовой суммарный объем полученных доходов и совокупная стоимость активов снижена с 3 до 1 млрд рублей.

Кроме этого, изменения коснулись оснований для проведения выездных проверок за период, когда проводится налоговый мониторинг. Так, выездные проверки проводятся в случаях неисполнения налогоплательщиком мотивированных заключений налоговых органов до 1 декабря года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга. Ранее такой срок не был установлен. Уточнение налоговых деклараций с увеличением сумм полученного убытка также может служить поводом для проведения выездных проверок.

Поправками также предусматривается:

  • право должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговый мониторинг, истребовать у контрагентов или других лиц документы или информацию, касающуюся деятельности налогоплательщиков;
  • обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщиков в электронной форме о появлении оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга и право налогоплательщиков представлять в ответ соответствующие пояснения по этому поводу.

По сведениям ФНС РФ, в 2017 году налоговый мониторинг осуществлялся в 21 организации, в 2020 году – в 95. По результатам рассмотрения поданных заявлений, в 2021 году налоговый контроль в этой форме будет проводится в 209 компаниях.

Снижение критериев для проведения налогового мониторинга дает потенциальную возможность проводить такой контроль у более 5000 налогоплательщиков. Расчет сделан на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.