Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших строительных компаний, потенциально имеющих возможность осуществлять налоговый мониторинг. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2017 - 2019 годы) компании сферы строительства зданий и сооружений, отвечающие обновленным критериями для проведения налогового мониторинга (ТОП-10 и ТОП-100). Далее они были ранжированы по показателю соотношения обязательств и активов (Таблица 1). Отбор компаний и анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Соотношение обязательств и активов показывает, какую долю активов организация финансирует за счет займов. Нормативное значение для этого показателя находится в диапозоне от 0,2 до 0,5.
Выручка от продаж и чистая прибыль показывают масштаб и эффективность хозяйственной деятельности организации, а соотношение обязательств и активов указывает на риск ее неплатежеспособности.
Превышение верхнего нормативного значения говорит о чрезмерной закредитованности, которая может стимулировать развитие, но отрицательно влияет на устойчивость финансового положения. Значение показателя ниже нормативного значения может свидетельствовать о консервативной стратегии финансового менеджмента и об излишней осторожности в привлечении новых заемных средств.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млн руб. | Чистая прибыль (убыток), млн руб. | Соотношение обязательств и активов (x), от 0,2 до 0,5 | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2018 | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | 2019 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ООО МОНАРХ ИНН 7714950480 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
233 Высокий |
ООО МИП-СТРОЙ №1 ИНН 7701394860 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
272 Высокий |
ПАО ПИК-ИНДУСТРИЯ ИНН 7729755852 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
275 Высокий |
ООО РЕНЕЙССАНС ХЭВИ ИНДАСТРИС ИНН 7802772445 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
245 Высокий |
НАО ФОДД ИНН 7729355935 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
176 Наивысший |
ПАО ВОСТОКНЕФТЕЗАВОДМОНТАЖ ИНН 0277015293 Республика Башкортостан |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
208 Высокий |
ПАО ГРУППА КОМПАНИЙ ПИК ИНН 7713011336 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
233 Высокий |
НАО РЕНЕЙССАНС КОНСТРАКШН ИНН 7708185129 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
201 Высокий |
ООО ЭНЕРГО-СТРОЙ ИНН 7801174139 Санкт-Петербург |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
171 Наивысший |
НАО ЭТАЛОН ЛЕНСПЕЦСМУ ИНН 7802084569 Санкт-Петербург |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
217 Высокий |
Среднее значение ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее значение ТОП-100 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду
Средний показатель соотношения обязательств и активов ТОП-10 и ТОП-100 выше интервала нормативного значения. Шесть компаний в 2019 году показали положительную динамику движения к нормативным значениям.

В течение 6 лет средние показатели соотношения обязательств и активов ТОП-100 имели позитивную тенденцию движения к интервалу нормативных значений. (Рисунок 2).

Налоговый мониторинг как новая форма контроля был введен отдельным разделом «V.2.» в часть первую Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 04.11.2014 №348-ФЗ.
Налоговый мониторинг заключается в предоставлении налоговым органам доступа к бухгалтерскому учету налогоплательщиков для осуществления контроля в режиме реального времени. При обнаружении ошибок в учете налоговые органы обязаны об этом сообщать налогоплательщикам.
Применение этой формы контроля возможно только по добровольному заявлению налогоплательщиков и решению налоговых органов, при соблюдении определенных условий.
Федеральным законом от 29.12.2020 №470-ФЗ в НК РФ внесены изменения предусматривающие значительное снижение критериев для проведения налогового мониторинга.
В частности,
- объем уплачиваемых за календарный год налогов снижен с 300 до 100 млн рублей;
- годовой суммарный объем полученных доходов и совокупная стоимость активов снижена с 3 до 1 млрд рублей.
Кроме этого, изменения коснулись оснований для проведения выездных проверок за период, когда проводится налоговый мониторинг. Так, выездные проверки проводятся в случаях неисполнения налогоплательщиком мотивированных заключений налоговых органов до 1 декабря года, следующего за периодом проведения налогового мониторинга. Ранее такой срок не был установлен. Уточнение налоговых деклараций с увеличением сумм полученного убытка также может служить поводом для проведения выездных проверок.
Поправками также предусматривается:
- право должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговый мониторинг, истребовать у контрагентов или других лиц документы или информацию, касающуюся деятельности налогоплательщиков;
- обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщиков в электронной форме о появлении оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга и право налогоплательщиков представлять в ответ соответствующие пояснения по этому поводу.
По сведениям ФНС РФ, в 2017 году налоговый мониторинг осуществлялся в 21 организации, в 2020 году – в 95. По результатам рассмотрения поданных заявлений, в 2021 году налоговый контроль в этой форме будет проводится в 209 компаниях.
Снижение критериев для проведения налогового мониторинга дает потенциальную возможность проводить такой контроль у более 5000 налогоплательщиков. Расчет сделан на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.