28 октября 2016 года в Государственную думу поступил проект бюджета на 2017-2019гг. Главными приоритетами бюджета являются обеспечение точек роста экономики, финансовое обеспечение приоритетных проектов, полное выполнение социальных обязательств. Также важным фактором остается сбалансированность бюджета. Формируя параметры бюджета, Правительство взяло за основу консервативный сценарий, предполагающий среднюю мировую цену на нефть 40 долларов за баррель. Ожидается, что до конца текущего года проект «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» приобретет статус федерального закона. Основные параметры бюджета, предложенные Правительством РФ, представлены в таблице 1.
Показатель | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
---|---|---|---|
Курс, рубль за доллар | 67,5 | 68,7 | 71,1 |
Среднегодовая стоимость нефти, доллар США за баррель | 40 | 40 | 40 |
Инфляция, % | 4 | 4 | 4 |
ВВП, трлн руб. | 86,806 | 92,296 | 98,860 |
Прирост, % | 0,6 | 1,7 | 2,1 |
Доходы, трлн руб. | 13,487 | 14,028 | 14,844 |
Расходы, трлн руб. | 16,240 | 16,039 | 15,987 |
Дефицит, трлн руб. | 2,753 | 2,011 | 1,142 |
По прогнозу основной доход бюджета будет формироваться за счет ненефтегазовых доходов. Их доля будет составлять 62,6%, остальная часть будет наполняться за счет нефтегазовых доходов. Основные статьи поступления ненефтегазовых доходов условно представлены тремя группами: связанные с внутренним производством, с импортом и прочие. Доходы, связанные с внутренним производством, включают: НДС (77,8% в группе), акцизы (21,7%), налог на прибыль (16,1%). Доходы, поступающие от импорта, формируются также за счет НДС (79,6% в группе), акцизов (2,5%) и ввозных пошлин (21,0%).
В составе расходов наибольшую часть планируется потратить на социальную политику - 5,08 трлн руб. (31,3% от всех расходов), оборону - 2,83 трлн руб. (17,5%), национальную экономику - 2,32 трлн руб. (14,3%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 1,94 трлн руб. (12,0%), общегосударственные вопросы – 1,20 трлн руб. (7,4%). На остальные статьи приходится от менее 5% от всех расходов до менее 1%. На обслуживание государственного и муниципального долга запланировано более 728 млрд руб. – 4,5% от суммы всех расходов. Образовавшийся дефицит между доходами и расходами планируется покрывать за счет средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, займов и других источников.
В рамках бюджета расходы также можно сгруппировать по следующим 5 основным направлениям:
- Новое качество жизни (13 государственных программ) – запланировано 3,2 трлн руб.,
- Инновационное развитие и модернизация экономики (18 программ) – 1,99 трлн руб.,
- Обеспечение национальной безопасности (1 программа) – 1,7 млрд руб.,
- Сбалансированное региональное развитие (6 программ) – 0,99 трлн руб.,
- Эффективное государство (4 программы) – 1,58 трлн руб.
В расходной части бюджета также делается акцент на финансировании развития потенциальных отраслей в рамках государственных программ. К таким отраслям относятся: авиационная промышленность, судостроение, электронная и радиоэлектронная промышленность, фармацевтическая и медицинская промышленность, сельское хозяйство, развитие рыбохозяйственного комплекса и другие. Планируется также поддержать экспорт автопрома, авиапрома, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения.
Ближайшие три года ожидаются непростыми. Экономика продолжит находиться под влиянием внутренних и внешних негативных факторов, не ожидается пока её существенная перестройка, увеличение её потенциала. Прежняя модель экономики, основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, исчерпала себя. Ожидается, что увеличение потенциала роста экономики возможно только за счет структурных мер, эффект от которых проявляется через определенное время, что и учитывалось при прогнозировании бюджета.
Приказом №443 Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО РФ) от 7 сентября 2016 года, взамен действовавшего с 2009 года, утверждено новое Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данное положение разработано в соответствии с Указом Президента РФ от 22 мая 2015 года.
На базе действующих информационно-телекоммуникационных сетей ФСО РФ предусматривается создание отдельного государственного сегмента сети интернет, называемого RSNet. В дальнейшем к сети RSNet будут подключены информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети федеральных органов государственной власти, а также подведомственных им организаций и учреждений. Подключение будет осуществляться Службой специальной связи и информации ФСО РФ, которая для этого будет взаимодействовать с:
- частными операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети интернет;
- государственными органами и организациями, подключенными к сети интернет и размещающими там информацию;
- организациями, работающими на основе государственно-частного партнерства, занимающимися развитием сервисов сети и обеспечением безопасности данных.
Для подключения через сеть RSNet между государственными органами и оператором заключается соглашение с техническими условиями подключения, включающими описание технологической площадки, канала связи, скорости передачи данных и требований по обеспечению информационной безопасности.
Для пользователей сайтов органов государственной власти внешних изменений не произойдет. Однако, по мнению разработчиков, защищенность информации в базах данных государственных органов будет повышена, что выглядит особенно актуально с учетом возрастающего трафика передачи данных в сети Интернет.
Так, согласно сведениям Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, объем информации, переданной от/к абонентам при доступе в Интернет (в т.ч. по сетям подвижной связи) в 2015 году вырос на 36,5% по сравнению с 2014 годом, а за 6 месяцев 2016 года к соответствующему периоду 2015 года рост трафика составил 23,3% (Рисунок 1). При этом, по сведениям Информационно-аналитической системы Глобас-i, в настоящее время в стране насчитывается 1 077 активно действующих организаций, имеющих среди зарегистрированных видов «Деятельность по предоставлению услуг по передаче данных и услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет».
(*) прогноз на 2016 г. рассчитан исходя из средних значений показателей и темпов роста за 2014-2015 гг. и за 6 мес. 2015-2016 гг.
Государственной программой «Информационное общество» на 2011-2020 годы, утвержденной Правительством РФ в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета, предполагается до конца 2016 года ввести в эксплуатацию 35 узлов сети RSNet и 5 защищенных региональных центров обработки данных.
В сети RSNet уже работает Государственная система правовой информации «Официальный интернет-портал правовой информации».