Статья
О мошенничестве в банковской сфере

Проблемы банковской сферы продолжают беспокоить бизнес сообщество. Существенно бьют по бизнесу нередкие ситуации, когда на следующий день после подписания соглашения о сотрудничестве с контрагентом и перевода на его счет денежных средств, становится известно о лишении банка партнера лицензии. Поэтому важным является необходимость при оценке будущего контрагента проверять финансовую устойчивость его кредитной организации. Такая возможность предоставлена в Информационно-аналитической системе Глобас.

По данным ЦБ РФ по состоянию на 01 июля 2017 года в России зарегистрировано 947 кредитных организаций (КО). Из них: имеющих право на осуществление банковских операций 591 КО; имеющих лицензии (разрешения) на право привлекать вклады населения – 491 КО, осуществлять операции в иностранной валюте – 381 КО; имеющих генеральные лицензии – 196 КО.

По оценкам аналитиков, в целом в России закрывается в среднем около 100 банков ежегодно. При этом 80% банков лишились своих лицензий в результате криминальных действий собственников и руководителей. Только за последние три года мошенники-банкиры украли у вкладчиков около триллиона рублей. Недопустимость такой ситуации стала главной темой дискуссии на заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации 26 июня 2017 года.

На заседании Совета были отмечены наиболее распространенные схемы мошенничества: кредитование своих собственников, завышение стоимости активов и фиктивная капитализация. Также в преддверии банкротства активы банков нередко превращаются в необеспеченные кредиты и векселя несуществующих компаний. Не останавливает банкиров-нарушителей даже ужесточение наказания за искажение отчетности.

Среди мошеннических схем эксперты также выделяют:

  • Открытие «забалансовых» счетов
    Заводятся банками без должного оформления; от физического лица принимаются денежные средства; а в случае отзыва лицензии данные счета не попадают под процедуру возмещения по линии Агентства страхования вкладов.
  • Размещение средств на корреспондентских счетах зарубежных контрагентов
    Сокрытие части сделок, связанных с размещением средств за рубежом; подобная схема может производиться и с ценными бумагами.
  • Создание нереальных заемщиков
    Создается большое количество юридических лиц, оформляются договоры между ними, однако реальная деятельность не ведется. Специальные программы банка-нарушителя следят за тем, чтобы в нужное время занять деньги у одного заемщика и перебросить их другому заемщику для своевременной оплаты налогов и кредитов.
    ЦБ вычисляет такие фирмы по оплате минимального объема налогов в один и тот же день большим количеством заемщиков.
  • Выдача кредитов розничным заемщикам
    В качестве заемщиков используются клиенты других банков; обслуживание кредита таких заемщиков, как правило, осуществляется без просрочки до определенного времени.
  • Манипуляции со вкладами
    Банк пользуется средствами вкладчика в своих интересах, не информируя его; или имеются договоры с несуществующими вкладчиками о проведении денежных средств через кассу, которые в дальнейшем выводятся из банка путем выдачи кредитов.

На заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации были также предложены меры по борьбе с подобным мошенничеством.

Среди них:

  • предусмотреть возможность ареста имущества разорившегося банка до принятия судом решения о возмещении, или возврат в конкурсную массу имущества, которое было выведено до отзыва лицензии у банка;
  • усилить уголовную ответственность как для владельца банка, так и для кассира, например, в виде увеличения срока лишения свободы в случае доказанного умышленного мошенничества, фальсификации банковских документов, вывода средств, обмана вкладчиков и государства;
  • и другие меры.

Кроме того, ЦБ РФ предлагает создать единый реестр вкладчиков и предоставить гражданам доступ к нему посредством портала Государственных услуг. Однако ответы на вопросы, когда и как это будет реализовано, остаются открытыми. Положительным сегодня можно отметить появление закона, который гарантирует возврат банковских депозитов малого и среднего бизнеса в размере до 1,4 млн рублей через Агентство страхования вкладов в случае закрытия нерадивого банка.

Вестник
Фирм-однодневок становится меньше

В России впервые подводится полномасштабная работа по «чистке» Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от фиктивных компаний. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) начала реализовывать эту программу в 2016 г. и, судя по данным за 2017 г., взятый курс на исключение из реестра фирм-однодневок продолжится. Так, если на 01.06.2016 г. в стране было зарегистрировано 4,8 млн действующих организаций, то на 01.06.2017 г. уже 4,5 млн - на 5,7% меньше. В относительных цифрах больше всего юридических лиц (ЮЛ) убыло в Мурманской области - 14,8%, Челябинской области - 13,8% и Москве -11,8% (см. таблицу 1).

Столь стремительное сокращение числа юридических лиц связано отнюдь не с негативными процессами в экономике. По предварительным оценкам, динамика ВВП России в I квартале 2017 г. вышла в положительную область, рост показателя составил 0,5%; происходит оживление в ключевых отраслях – торговле и строительстве, усиленными темпами развивается промышленное производство. Причину сокращения следует искать в первую очередь в целенаправленном удалении сомнительных компаний – фирм-однодневок.

Таблица 1. Регионы с наибольшим относительным снижением числа действующих юридических лиц (ЮЛ)
Регион Число действующих ЮЛ на 01.06.2016 г. Число действующих ЮЛ на 01.06.2017 г. Снижение числа ЮЛ за год, %
1 Мурманская область 21 187 18 047 -14,8
2 Челябинская область 113 031 97 427 -13,8
3 г. Москва 1 090 657 961 590 -11,8
4 Новосибирская область 137 810 122 294 -11,3
5 Республика Калмыкия 4 921 4 388 -10,8
6 Ханты-Мансийский АО - Югра 40 263 36 314 -9,8
7 Томская область 35 004 31 572 -9,8
8 Орловская область 15 707 14 171 -9,8
9 Республика Марий Эл 15 482 14 131 -8,7
10 Волгоградская область 51 307 46 830 -8,7
  Российская Федерация 4 781 592 4 510 689 -5,7

По словам заместителя главы ФНС Дмитрия Григоренко, налоговики исключают из ЕГРЮЛ компании, которые больше года не предоставляют какую-либо отчетность и у которых нет движений по счетам. По разным оценкам в стране еще осталось от 600 до 700 тыс. однодневок, это 13%-16% от общего количества компаний. Иными словами, в России почти каждая десятая организация может считается фиктивной, поэтому проверка потенциальных партнеров перед заключением сделок остается для бизнеса одним из главных мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Еще несколько лет назад ситуация была значительно хуже: например, в 2011 г. насчитывалось около 1,8 млн фирм-однодневок – а это 40% от общего числа предприятий (в 2,6 раз выше уровня 2017 г.). Становится очевидным, что борьба с сомнительными структурами приносит результаты. Наметилась тенденция и по сокращению срока функционирования подобных компаний: если раньше они могли осуществлять незаконные операции годами, то теперь, как правило, после проведения 1-2 «сделок» фирму бросают, и она больше не проявляет никаких признаков активности.

Потребность в информации особенно возрастает, когда планируется сотрудничество с новым контрагентом. Чтобы снизить риск финансовых потерь и вовлечения в мошенническую схему, необходимо проверять все возможные сведения о потенциальном партнере. Если при проверке уже со стороны ФНС будет обнаружено, что контрагент является фирмой-однодневкой, сделка с ним признается направленной на получение необоснованной налоговой выгоды. При этом исключение затрат по сделке из налоговой базы по налогу на прибыль и отнесение к вычетам НДС признаются незаконными действиями. В итоге, при обнаружении факта взаимоотношений с фирмой-однодневкой, будут доначислены налоги и выставлено требование об уплате штрафа и пени.

Налоговая служба постоянно совершенствует нормативную базу по борьбе с фиктивными компаниями и выявлению их признаков. Следует выделить наиболее важные документы: Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 г. и Приказ ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, в которых зафиксированы признаки однодневки и мероприятия по их выявлению. Анализ арбитражной практики выявил наиболее часто встречающиеся признаки (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Признаки фирмы-однодневки, наиболее часто встречающиеся в материалах арбитражных дел Рисунок 1. Признаки фирмы-однодневки, наиболее часто встречающиеся в материалах арбитражных дел

Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает факт государственной регистрации компании в установленном порядке, но не может являться достаточным подтверждением «должной осмотрительности и осторожности» налогоплательщика при выборе партнера для сотрудничества. Необходима его проверка посредством профессиональной информационной системы.

Пользователи Системы Глобас имеют возможность оперативно проверять контрагентов, используя Индекс благонадежности, который оценивает негативные признаки и в том числе учитывает рекомендации ФНС по выявлению фирм-однодневок.

По данным Системы Глобас, на сегодняшний день число компаний с характерными негативными признаками составляет 10-13% от всего массива организаций, что соответствует официальной статистике. Индекс благонадежности рассчитывается для всех российских предприятий реального сектора экономики.