Статья
Усиление административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных

Федеральным законом от 07.02.2017 №13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» определена новая редакция статьи 13.11 Кодекса.

В предыдущей версии данной статьи была прописана ответственность только за нарушение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах, т.е. персональных данных. Статьей было предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа для граждан в размере от 300 до 500 руб., должностных лиц - от 500 до 1 000 руб., а юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.

В новой редакции статьи 13.11 КоАП предусматривается ответственность по следующим составам правонарушений (при условии, что такие деяния не являются наказуемыми в уголовном порядке):

  • обработка персональных данных в целях, не прописанных в Федеральном законе «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ;
  • обработка персональных данных, не совпадающая с целями их сбора.

В таких случаях предусмотрены предупреждение или штраф для граждан от 1 000 до 3 000 руб., для должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

  • обработка персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных в тех случаях, когда такое согласие должно быть получено обязательно по законодательству;
  • обработка персональных данных с нарушением правил о составе сведений, входящих в письменное согласие субъекта персональных данных.

Эти нарушения могут повлечь штраф для граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц - от 15 000 до 75 000 руб.

  • неисполнение оператором обязанностей по публикации или иному гарантированному свободному доступу к документам, определяющим его политику по обработке персональных данных. Это же касается и сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных.
  • неисполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации о его собственных персональных данных.

После таких нарушений могут последовать предупреждение или штраф для граждан от 700 до 1 500 руб., для должностных лиц - штраф от 3 000 до 6 000 руб., для индивидуальных предпринимателей - от 5 000 до 10 000 руб., а для юридических лиц - от 15 000 до 30 000 руб.

По мнению авторов закона, усиление ответственности будет способствовать неотвратимости наказания с учетом тяжести последствий правонарушений.

Для сравнения, штраф за незаконный сбор и распространение персональных данных составляет в Германии 300 тыс. евро, во Франции - от 150 тыс. до 300 тыс. евро, а в Испании – от 40 тыс. до 600 тыс. евро. Кроме того, фискальные органы в этих случаях могут конфисковать незаконно полученную прибыль или наложить штраф с оборота.

Составление протоколов по соответствующим административным делам возложено теперь на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), в то время как ранее такие дела санкционировались Прокуратурой.

По информации Роскомнадзора, за 9 месяцев 2016 года в рамках контрольных мероприятий за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ было проведено 911 плановых проверок. По результатам 459 плановых проверок было выявлено 1495 нарушений. Наиболее частыми нарушениями при этом были: представление в уполномоченный орган уведомлений об обработке персональных данных, содержащих неполные или недостоверные сведения (16% от общего количества выявленных нарушений); непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных (14% от общего количества выявленных нарушений). По результатам проведения всех контрольных мероприятий в этом направлении органами Роскомнадзора было наложено административных штрафов на сумму более 4,8 млн руб. и взыскано из них более 2,4 млн руб.

Напомним, что Роскомнадзор уполномочен на ведение Реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных. По состоянию на 10 марта 2017 года в реестре имеются сведения о 373 412 операторах персональных данных. Ознакомиться с их деятельностью можно подписавшись на Информационно-аналитическую систему Глобас-i.

Статья
Россия присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами

26 января 2017 года, в соответствии с поручением Правительства России (Распоряжение от 7 декабря 2016 года №2608-р), Федеральной налоговой службой РФ было подписано многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами (Multilateral Competent Authority Agreement on Country-by-Country Reporting).

Соглашение подписано в ходе заседания Инклюзивного органа по реализации Плана действий противодействия размыванию налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План BEPS), одобренного первыми лицами государств и правительств «Группы G-20».

Присоединение России к этому Соглашению соответствует стандарту, разработанному по п.13 Плана BEPS «Документация по трансфертному ценообразованию и Cтрановая отчетность».

Страновой отчет является формализованным документом, отражающим некоторые финансовые, налоговые и другие показатели международных групп компаний в государствах или на территориях, где участники этих групп ведут свою деятельность.

Субъекты действия стандарта - крупнейшие транснациональные группы компаний, консолидированная выручка которых составляет более 750 млн евро за финансовый год.

Согласно общему правилу Соглашения, страновой отчет представляется головной компанией группы в налоговый орган государства, где она является налоговым резидентом. Налоговый орган этого государства обязан обмениваться такими отчетами с налоговыми органами государств, в которых расположены другие участники группы компаний.

В настоящее время более 50 государств приняли законодательство о реализации автоматического обмена страновыми отчетами и присоединились к многостороннему Соглашению.

Присоединение России к данному Соглашению, как и вступившая в силу с 01.07.2015 Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, создают правовую основу международного уровня, позволяющую налоговым органам России обмениваться страновыми отчетами с соответствующими органами иностранных государств и использовать эту информацию для анализа, предшествующего проверкам. В свою очередь, налогоплательщикам в России это дает возможность представлять страновые отчеты централизованно, в т.ч. в отношении участников группы - налоговых резидентов других государств, без угрозы вторичного налогообложения.

Однако, для полноценного практического применения Соглашения необходим еще соответствующий внутренний российский закон о страновой отчетности. Такой законопроект уже подготавливает Министерство финансов РФ. В случае принятия закона до конца 2017 года, обмен страновыми отчетами, начиная с 2016 года, может начаться в 2018 году.

По мнению экспертов, в перечень групп компаний, обязанных предоставлять страновой отчет, могут войти крупнейшие российские сырьевые, производственные и финансовые холдинги. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i®, насчитывается более 70 компаний, консолидированная выручка которых отвечает требованиям Соглашения об обмене страновыми отчетами. В числе этих компаний такие, как: ПАО ГАЗПРОМ, ПАО ЛУКОЙЛ, ПАО ГМК НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ, ПАО ТРАНСНЕФТЬ, ПАО СЕВЕРСТАЛЬ, ПАО АФК СИСТЕМА, ПАО АЭРОФЛОТ.