Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является НАО ОТИСИФАРМ. В 2018 году его чистые активы составляли более 51,4 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО РОСТА. Недостаточность имущества этой компании в 2017 году выражалась отрицательной величиной -13,5 млрд рублей.
За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 35% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистой прибыли является НАО ФАРМСТАНДАРТ. За 2018 год прибыль компании составила более 45,5 млрд рублей.
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом значительно возрастает и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к росту (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Малый бизнес
66% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 14,5%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 69 регионах. Почти 69% объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 12).

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | ![]() |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | ![]() |
Уровень конкуренции | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | ![]() |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | ![]() |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | ![]() |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% | ![]() |
Региональная концентрация | ![]() |
Финансовое положение (наибольшая доля) | ![]() |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | ![]() |
Среднее значение факторов | ![]() |
положительная тенденция (фактор),
отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) компании оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компании оптовой торговли фармацевтической продукцией практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2017 году составило от 4,05%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАО ФАРМСТАНДАРТ ИНН 0274110679 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
159 Наивысший |
ООО ДЖОНСОН & ДЖОНСОН ИНН 7725216105 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
197 Наивысший |
НАО БАЙЕР ИНН 7704017596 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
218 Высокий |
ООО ФАРМПЕРСПЕКТИВА ИНН 6312050583 Калужская область Находится в процессе реорганизации в форме преобразования с 03.09.2019 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
210 Высокий |
НАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ КАТРЕН ИНН 5408130693 Новосибирская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
228 Высокий |
НАО ФИРМА ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ ПРОТЕК ИНН 7724053916 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
196 Наивысший |
ООО ГУД ДИСТРИБЬЮШН ПАРТНЕРС ИНН 9705031526 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
335 Удовлетворительный |
ООО ФК ПУЛЬС ИНН 5047045359 Московская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
186 Наивысший |
НАО СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД ИНН 7714030099 г. Москва |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
291 Высокий |
ООО ФАРМКОМПЛЕКТ ИНН 5262036363 Нижегородская область |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
188 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Среднее отраслевое значение | ![]() |
![]() |
![]() |
улучшение показателя к предыдущему периоду,
ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений в 2017 году. Пять компаний улучшили результаты в 2018 году.

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).
