Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является НАО ОТИСИФАРМ. В 2018 году его чистые активы составляли более 51,4 млрд рублей.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО РОСТА. Недостаточность имущества этой компании в 2017 году выражалась отрицательной величиной -13,5 млрд рублей.
За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 35% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.
В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистой прибыли является НАО ФАРМСТАНДАРТ. За 2018 год прибыль компании составила более 45,5 млрд рублей.
В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).
За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом значительно возрастает и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к росту (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Малый бизнес
66% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 14,5%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 10).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 69 регионах. Почти 69% объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 12).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
Уровень конкуренции | 5 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 | -10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности | 10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% | -10 |
Региональная концентрация | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Среднее значение факторов | 2,5 |
положительная тенденция (фактор), отрицательная тенденция (фактор).
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) компании оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.
Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.
Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компании оптовой торговли фармацевтической продукцией практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2017 году составило от 4,05%.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.
Наименование, ИНН, регион | Выручка, млрд руб. | Чистая прибыль (убыток), млрд руб. | Рентабельность продаж, % | Индекс платёжеспособности Глобас | |||
2017 | 2018 | 2017 | 2018 | 2017 | 2018 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
НАО ФАРМСТАНДАРТ ИНН 0274110679 Московская область |
37,22 | 57,22 | 12,35 | 45,51 | 20,25 | 17,46 | 159 Наивысший |
ООО ДЖОНСОН & ДЖОНСОН ИНН 7725216105 г. Москва |
55,42 | 56,43 | 3,36 | 2,19 | 9,12 | 4,44 | 197 Наивысший |
НАО БАЙЕР ИНН 7704017596 г. Москва |
54,03 | 55,97 | 0,71 | 0,06 | 8,53 | 2,47 | 218 Высокий |
ООО ФАРМПЕРСПЕКТИВА ИНН 6312050583 Калужская область Находится в процессе реорганизации в форме преобразования с 03.09.2019 |
48,94 | 55,40 | 0,32 | 0,37 | 1,72 | 2,24 | 210 Высокий |
НАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ КАТРЕН ИНН 5408130693 Новосибирская область |
211,07 | 193,90 | 1,45 | 2,45 | 1,28 | 2,12 | 228 Высокий |
НАО ФИРМА ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ ПРОТЕК ИНН 7724053916 г. Москва |
215,49 | 199,43 | 2,29 | 2,48 | -0,90 | -0,75 | 196 Наивысший |
ООО ГУД ДИСТРИБЬЮШН ПАРТНЕРС ИНН 9705031526 г. Москва |
40,12 | 37,17 | 0,01 | -2,35 | -0,52 | -1,44 | 335 Удовлетворительный |
ООО ФК ПУЛЬС ИНН 5047045359 Московская область |
149,67 | 185,78 | 1,23 | 3,90 | -3,91 | -2,22 | 186 Наивысший |
НАО СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД ИНН 7714030099 г. Москва |
61,18 | 34,03 | 0,04 | -1,44 | -1,57 | -2,83 | 291 Высокий |
ООО ФАРМКОМПЛЕКТ ИНН 5262036363 Нижегородская область |
41,12 | 51,50 | 0,26 | 0,44 | -4,58 | -3,29 | 188 Наивысший |
Итого по компаниям ТОП-10 | 914,27 | 926,84 | 22,02 | 53,61 | |||
Среднее значение по компаниям ТОП-10 | 91,43 | 92,68 | 2,20 | 5,36 | 2,94 | 1,82 | |
Среднее отраслевое значение | 0,22 | 0,01 | 4,05 |
улучшение показателя к предыдущему периоду, ухудшение показателя к предыдущему периоду.
Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений в 2017 году. Пять компаний улучшили результаты в 2018 году.
В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).