Статья
Тенденции в фармацевтической торговле

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) торговые компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является НАО ОТИСИФАРМ. В 2018 году его чистые активы составляли более 51,4 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало НАО РОСТА. Недостаточность имущества этой компании в 2017 году выражалась отрицательной величиной -13,5 млрд рублей.

За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2013 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний отрасли в 2017 году составил 35% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается снижение показателей средних отраслевых объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистой прибыли является НАО ФАРМСТАНДАРТ. За 2018 год прибыль компании составила более 45,5 млрд рублей.

В течение последних десяти лет средние отраслевые показатели чистой прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом значительно возрастает и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

В течение десяти лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в основном на относительно высоком уровне с тенденцией к росту (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности имеют тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах

Малый бизнес
66% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, доля их выручки в общем объеме в 2017 году составила 14,5%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего бизнеса в ТОП-1000, % Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего бизнеса в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России крайне неравномерно и зарегистрированы в 69 регионах. Почти 69% объема их выручки сосредоточены в г. Москве и Московской области (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности в полном объеме отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании в отрасли положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень конкуренции up5
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 22% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов up2,5

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Эффективность торговли в фармацевтике

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) компании оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.

Специалистами Информационного агентства Credinform, с учетом фактического положения дел как в целом в экономике, так и в отраслях, разработан и реализован в Информационно-аналитической системе Глобас расчет практических значений финансовых коэффициентов, которые могут быть признаны нормальными для конкретной отрасли. Для компании оптовой торговли фармацевтической продукцией практическое значение коэффициента рентабельности продаж в 2017 году составило от 4,05%.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млрд руб. Чистая прибыль (убыток), млрд руб. Рентабельность продаж, % Индекс платёжеспособности Глобас
2017 2018 2017 2018 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8
НАО ФАРМСТАНДАРТ
ИНН 0274110679 Московская область
up37,22 up57,22 up12,35 up45,51 down20,25 down17,46 159 Наивысший
ООО ДЖОНСОН & ДЖОНСОН
ИНН 7725216105 г. Москва
up55,42 up56,43 up3,36 down2,19 down9,12 down4,44 197 Наивысший
НАО БАЙЕР
ИНН 7704017596 г. Москва
up54,03 up55,97 down0,71 down0,06 down8,53 down2,47 218 Высокий
ООО ФАРМПЕРСПЕКТИВА
ИНН 6312050583 Калужская область
Находится в процессе реорганизации в форме преобразования с 03.09.2019
up48,94 up55,40 up0,32 up0,37 down1,72 up2,24 210 Высокий
НАО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ КАТРЕН
ИНН 5408130693 Новосибирская область
up211,07 down193,90 down1,45 up2,45 down1,28 up2,12 228 Высокий
НАО ФИРМА ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ ПРОТЕК
ИНН 7724053916 г. Москва
up215,49 down199,43 down2,29 up2,48 down-0,90 up-0,75 196 Наивысший
ООО ГУД ДИСТРИБЬЮШН ПАРТНЕРС
ИНН 9705031526 г. Москва
up40,12 down37,17 up0,01 down-2,35 down-0,52 down-1,44 335 Удовлетворительный
ООО ФК ПУЛЬС
ИНН 5047045359 Московская область
up149,67 up185,78 down1,23 up3,90 down-3,91 up-2,22 186 Наивысший
НАО СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД
ИНН 7714030099 г. Москва
up61,18 down34,03 up0,04 down-1,44 up-1,57 down-2,83 291 Высокий
ООО ФАРМКОМПЛЕКТ
ИНН 5262036363 Нижегородская область
up41,12 up51,50 up0,26 up0,44 down-4,58 up-3,29 188 Наивысший
Итого по компаниям ТОП-10 up914,27 up926,84 up22,02 up53,61    
Среднее значение по компаниям ТОП-10 up91,43 up92,68 up2,20 up5,36 down2,94 down1,82
Среднее отраслевое значение up0,22   down0,01   down4,05  

Up улучшение показателя к предыдущему периоду, Down ухудшение показателя к предыдущему периоду.

Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого и практического значений в 2017 году. Пять компаний улучшили результаты в 2018 году.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли фармацевтической продукцией в 2008 – 2017 годах