Статья
Буксир для автопрома

Когда отрасль, четвертый год находящаяся в кризисе, начнет демонстрировать признаки восстановления?

Оптимистичные прогнозы не оправдались: для российского автопрома 2016 г. складывается хуже, чем предполагалось, в целом же спрос на новые легковые машины в стране падает четвертый год подряд. На этом фоне автопроизводители вынуждены повышать цены, сокращать представленный модельный ряд и корректировать производственные планы.

Высокие цены мешают восстановлению спроса. В текущем году новые автомобили на российском рынке в среднем уже подорожали на 7 процентов, а 2017 г. может ознаменоваться новым резким скачком цен, причем, несмотря на относительно стабилизировавшийся курс рубля, ожидаемое увеличение стоимости будет выше уровня инфляции и составит по разным оценкам от 4 до 7 процентов. Подорожание может быть вызвано двумя причинами, основной из которых является дешевый рубль. Даже чувствительный для потребителей рост цен за последние два года (средняя стоимость нового автомобиля в России с 2014 г. выросла примерно на 40 процентов) не отыграл темпов девальвации национальной валюты, которая по-прежнему не полностью отражена в текущих ценах. Также подорожание машин может произойти из-за затрат на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна заработать со следующего года. В первую очередь, рост цен, обусловленный внедрением данной системы, повлияет на бюджетный сегмент, где потребитель наиболее чувствителен даже к незначительным ценовым изменениям.

Без господдержки не обойтись. В 2016 г. на восстановление рынка по программам господдержки (субсидирование скидок на новые автомобили при утилизации старых машин или сдачи в трейд-ин, льготное автокредитование и льготный лизинг) из бюджета было выделено в общей сложности около 50 млрд руб. В результате, данные меры обеспечили почти половину совокупных продаж. И, несмотря на то, что полностью компенсировать рост цен на новые автомобили это не позволило, очевидно: без правительственной помощи отрасль ждало бы еще более существенное падение. С другой стороны, понятно, что действующие программы поддержки исчерпали свой потенциал и нуждаются в обновлении. Правительство уже заявило о планах по изменению их формата таким образом, чтобы поддержку могли получить категории потребителей, оставленные без внимания до этого. Речь идет о специальных льготах для социальных работников, программах «Первый автомобиль», «ОСАГО в подарок» и других. Одновременно от каких-то текущих программ могут отказаться, и главным кандидатом здесь является программа утилизации и трейд-ин. Обещание не оставить без поддержки отрасль автомобилестроения в 2017 г. дал и Президент России Владимир Путин, заявивший, что финансирование по данному направлению вновь будет выделено.

Долгосрочная стратегия. В прошлом месяце Минпромторг представил на утверждение Правительства стратегию развития автопрома. В документе предлагается до 2018 г. сохранить потенциал отрасли, используя все инструменты господдержки для создания необходимого уровня загрузки предприятий. В 2018 – 2020 гг. акценты будут сделаны на выпуске автокомпонентов, инвестировании в НИОКР и значительном росте экспорта. До 2025 г. в стране должна сформироваться конкурентная среда, в которой доля экспорта составит 30 – 50 процентов, и появится возможность формировать стратегию опережающего развития технологий. Ознакомившись с документом, вице-премьер Аркадий Дворкович назвал его сырым и незавершенным по причине отсутствия комплексного анализа рынка, конкретных мер развития отрасли, прогноза роста объемов производства и реализации. В результате представленный вариант стратегии признали неудовлетворительным и вернули на доработку. Однако уже сейчас можно констатировать начало работ по закладке фундамента долгосрочного развития отечественного автопрома.

На пути к восстановлению. Несмотря на продолжающееся падение, рынок сумел преодолеть шоковое состояние. По прогнозам аналитиков, уже в конце текущего года динамика продаж легковых машин в России может улучшиться за счет ряда благоприятных макроэкономических факторов. Эксперты отмечают замедление годовой инфляции и рост реальных зарплат, что должно способствовать увеличению продаж. Дополнительную поддержку может оказать стабильный рубль и дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ, за счет которой автокредиты станут доступнее. Что касается прогнозов на будущее, то тут эксперты крайне осторожны в своих оценках. Однако, несмотря на то, что некоторые участники рынка ожидают продолжение падения продаж, немало и тех, кто склонен верить в восстановление отрасли. Ряд аналитиков прогнозирует, что позитивные тенденции наметятся уже в 2017 г., и текущий год завершит четырехлетний цикл падения. Кардинального улучшения ситуации ждать не стоит, однако рассчитывать на положительные тенденции и рост объемов рынка приблизительно на 5 процентов можно. Важную роль в восстановлении рынка может сыграть увеличение экспортных поставок автомобилей, в том числе иностранных брендов, собранных на территории России. По прогнозам, в текущем году будет экспортировано около 60 тыс. машин, потенциал рынка позволяет рассчитывать на рост данного показателя в 2017 г. до 110 тыс. Особую роль в развитии ситуации на рынке сыграет и поддержка государства, которая в новых условиях должна стать более адресной, аргументированной и ориентированной на конкретные группы покупателей.

Статья
Изменения в законодательстве о применении контрольно-кассовой техники при расчетах

В 2016 году были приняты поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Напомним, что этот федеральный закон определяет:

  • сферы, правила и особенности применения контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • порядок ведения реестра ККТ и реестра фискальных накопителей;
  • порядок проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств оператора фискальных данных;
  • требования к ККТ и фискальному накопителю, порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета ККТ;
  • порядок и условия применения ККТ, а так же порядок получения разрешения на обработку фискальных данных и обязанности оператора фискальных данных;
  • требования к кассовому чеку и бланкам строгой отчетности;
  • обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты и права пользователей;
  • права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора над применением контрольно-кассовой техники.

На практике изменения законодательства о применении ККТ означают, что с 1 июля 2017 года все владельцы контрольно-кассовых аппаратов (ККА) обязаны перейти на новую технику, оснащенную фискальным накопителем и передавать в налоговые органы кассовые чеки в режиме online. После 1 февраля 2017 года кассы старого образца поставить на учет в налоговых органах будет уже невозможно, а с 1 июля – невозможным станет их использование.

Предприниматели, работающие по системе единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и по патентной системе налогообложения, будут обязаны использовать новые ККА с 1 июля 2018 года.

Передача данных должна осуществляться через сертифицированных операторов фискальных данных. Согласно сведениям Федеральной налоговой службы на 18 ноября текущего года такую деятельность уже ведут 5 организаций: НАО Энергетические системы и коммуникации, ООО Такском, ООО Эвотор ОФД, ООО Ярус и ООО ПЕТЕР-СЕРВИС Спецтехнологии.

В розничной торговле обязательным останется бумажный чек, который должен выдаваться вне зависимости от требования покупателя. При этом согласно нововведениям, покупатель сможет потребовать чек в электронном виде, а продавец будет обязан отправить его на электронную почту или СМС-сообщением. В чеке появится новый обязательный реквизит – номенклатура товаров.

По мнению экспертов, нововведения на начальном этапе внедрения не смогут значительно повлиять на улучшение прозрачности ведения бизнеса в силу относительно высокой стоимости технического и программного переоснащения и определенных сложностей у малого и среднего бизнеса с доступом к сети интернет или с качеством подключения.

Однако на преодоление отчасти этих препятствий направлен законопроект Федеральной налоговой службы, подготовленный согласно Поручениям Президента РФ и Государственной думы в адрес Правительства. Данный проект федерального закона предусматривает определение порядка предоставления налоговых вычетов налогоплательщикам, для покрытия затрат, связанных с переходом на новый порядок применения контрольно-кассовой техники.