Вестник
Автоматизация проверок контрагентов: сегодня и завтра

Непрерывно меняющиеся условия работы на рынке, высокие скорости в принятии решений, многозадачность и необходимость снижения рисков требуют современных подходов к организации проверочных процедур. Перевод рутинных операций в «цифру» в настоящий момент затрагивает практически все бизнес-процессы в компаниях, в результате чего повышается производительность труда и снижается количество ошибок.

Сегодня, большинство компаний, в первую очередь, делают акцент на автоматизацию операций, которые напрямую влияют на прибыль и выручку: финансы и бухгалтерия, документооборот, производство продукции, складской учет. Автоматизация таких направлений деятельности как экономическая безопасность, для большинства предприятий России, только начинается. А это значит, что длительные ручные проверки контрагентов все еще являются причиной замедления других корпоративных регламентов.

Нарастающая сложность проверок контрагентов делает запуск автоматизации этого процесса сложным, но необходимым мероприятием. Можно выделить пять современных тенденций, которые стимулируют переход контрольных процедур к автоматизированным способам:

  1. Оснований для проверок становится больше с каждым годом: кредитные риски, требования коммерческой осмотрительности, антикоррупционный комплаенс, антиотмывочный 115-ФЗ, санкционные риски – и все это на фоне экономических потрясений 2020-2022 гг.

  2. Переход к Открытому правительству дает стимул к росту доступных источников информации по компаниям. Сегодня необходимо обрабатывать большее количество данных, вместе с чем увеличивается и время, потраченное на их сбор и анализ.

  3. Система Глобас, например, использует более 300 источников информации для оценки деятельности контрагентов, анализирует и сверяет все данные, выбирает главное и предоставляет результат проверки в удобном формате.

  4. В дополнение к внешним источникам на каждом предприятии хранится пул накопленных внутренних данных, необходимых для проверки: списки сотрудников, «черные» и «белые» списки контрагентов, информация по их платежам. Эти данные также необходимо анализировать и сопоставлять с внешними источниками информации.

  5. Структура компаний усложняется, а корпоративные стандарты не всегда успевают за этими изменениями. Отсутствие единообразия в регламентах приводит к тому, что проверки одних и тех же контрагентов разными подразделениями дают противоречивые результаты.

  6. Наконец, человеческий фактор: на общий результат всегда влияет квалификация и мотивация сотрудников, задействованных в проверках. Поэтому, внедрение общих регламентов и формирование единой информационной среды становится главным способом повышения качества проверок.

Информационное агентство Credinform помогает минимизировать риски при взаимодействии с контрагентами благодаря внедрению единого стандарта проверок и ускорению регламентных процессов. Для этого специалистами компании разработано два варианта автоматизации проверок контрагентов.

Вариант 1.
Моментальный обмен данными с помощью Глобас.API позволяет интегрировать данные из Системы Глобас в вашу корпоративную систему. Это могут быть бухгалтерские или управленческие программы 1C, Bitrix, CRM, SAP, а также собственные разработки.

Вы можете автоматизировать поиск и оценку новых контрагентов, настроить добавление в собственную базу актуальных реквизитов, получить за несколько секунд отчеты и официальные выписки по текущим клиентам, а также своевременно узнавать о важных изменениях.

Мы рекомендуем рассмотреть вариант интеграции с Глобас, если у вас:

  1. Большое количество контрагентов
    Автоматизация процессов проверки поможет снизить риски, стандартизует проверочные процедуры и поможет избежать заключения контракта с неблагонадежным контрагентом.

  2. Большое количество закупок
    Автоматизация проверки участников, подавших заявки, ускорит процесс принятия решения и сократит расходы на проверку, путем делегирования проверки специалистам отдела закупок.

  3. Множество представительств, филиалов
    В случае географически распределенной сети филиалов, вы можете обеспечить проверки на Дальнем Востоке согласно единому регламенту, пока центральный офис еще не начал работу.

Интеграция с Глобас.API может существенно повысить качество управления, обеспечить согласованность действий персонала, уменьшить количество ошибок, обеспечить параллельное выполнение нескольких задач и быстрое принятие решений в стереотипных ситуациях. Однако на разработку и интеграцию может уйти несколько месяцев.

Вариант 2.
Встроенные в Систему Глобас Отчеты позволяют автоматизировать процессы проверки контрагентов в короткие сроки в соответствии с вашими внутренними регламентами. 350 критериев автоматизированной проверки, а также возможность добавления собственных параметров для ручной проверки.

После выполнения настройки проверка будет производиться автоматически по вашим параметрам при открытии карточки компании. Для завершения отчета специалисту нужно будет заполнить соответствующие поля самостоятельной проверки и приложить документы. Документы могут храниться как в Глобас, так и на компьютере проверяющего. Итоги проверки можно направить в виде файла сотрудникам заинтересованных подразделений, а также поделиться с ними своими настройками отчета для унификации проверочных процедур.

В Системе Глобас доступно пять видов преднастроенных Отчетов, которые помогут выстроить надежную систему риск-менеджмента и снизить вероятность претензий со стороны регуляторов. Все критерии проверки соответствуют требованиям ФНС, законодательству о ПОД/ФТ (Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) по 115-ФЗ, письмам Центрального банка и Росфинмониторинга, а также санкционному законодательству России и иных стран.

Функционал Отчетов в Глобас – надежный инструмент для начала процесса автоматизации проверок и формирования четкого регламента при анализе контрагентов. Однако этот вариант стоит рассматривать в качестве переходного к интеграции с помощью API. Настроенные Отчеты проще внедряются, переход к регламентным проверкам занимает меньше времени. Но нельзя забывать о том, что типовое программное обеспечение может не до конца подходить под индивидуальные особенности предприятия. Учесть специфику вашего предприятия при проведении проверок способен только индивидуально разработанный продукт, например, интегрированный с Глобас.API.

Информационное агентство Credinform имеет богатый опыт сопровождения автоматизации процедур проверки предприятий, как в реальном, так и финансовом секторах экономики. Если вы задумываетесь об автоматизации вашей деятельности по экономической безопасности, оформите заявку на тестовый доступ к Системе Глобас. Наши специалисты проконсультируют о возможных способах интеграции и подберут оптимальное решение.
Вестник
Оценка риска выездной налоговой проверки с помощью Глобас
Вестник на 07.07.2022

В условиях новой экономической реальности Правительство РФ для обеспечения финансовой стабильности и смягчения последствий ограничительных мер сделала ряд послаблений в части налоговых проверок:

  • приостановлены проверки соблюдения валютного законодательства;
  • освобождены от выездных налоговых проверок аккредитованные на территории РФ IT-организации.
Проверить, относится ли ваша компания к аккредитованным IT-организациям, можно в Системе Глобас.

Важно, что введенные послабления затрагивают лишь часть организаций и не освобождают налогоплательщиков от соблюдения налогового законодательства. При этом задача проверки собираемости налогов для ФНС остается актуальной. Несмотря на то, что количество выездных налоговых проверок в последние годы снижается, результативность их растет.

За 2021 год Федеральная налоговая служба провела 7765 выездных проверок, а это на 14% меньше чем в допандемийный 2019 год. Однако, по итогам таких выездов, бизнесу доначислено 383 млрд рублей налогов, включая пени и штрафы. Среднестатистическая проверка обошлась предприятию в 50 млн рублей, а это практически в два раза больше, чем в 2020 году. При этом 99% апелляций к ФНС остаются без удовлетворения. В арбитражных судах также чаще выигрывает налоговая служба.

Рисунок 1. Результаты выездного налогового контроля в 2018-2022 гг. Источник: ФНС, прогноз Credinform. Рисунок 1. Результаты выездного налогового контроля в 2018-2022 гг.
Источник: ФНС, прогноз Credinform.

На Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ сделал акцент на необходимости отмены большинства проверок бизнеса. ФНС также взяла курс на уменьшение количества выездов, повысив их качество. Учитывая сложившиеся тенденции, по итогам полного 2022 года эксперты Информационного агентства Credinform прогнозируют снижение количества проверок до уровня пандемийного 2020 года. При этом размер налоговых санкций может остаться на уровне рекордного 2021 года.

Виды налоговых проверок

Согласно Налоговому Кодексу РФ существует два вида налоговых проверок: камеральная и выездная.

Камеральная проверка длится не более трех месяцев. Налоговый инспектор удаленно анализирует поданную декларацию и оценивает правильность исчисления налогов. В случае обнаружения неточностей или противоречий к уплате начисляются недостающие суммы, выставляются штрафы и пени, также может быть вынесено требование о подготовке корректировочной декларации.

В ходе выездной проверки налоговый инспектор выезжает на территорию владельца бизнеса с целью досконального и тщательного исследования отчетности. Контролируется правильность подсчета налогов, своевременная их уплата и возможные уклонения от уплаты НДС, проверяются документы по сделкам с контрагентами. Инспекция вправе изучить компанию, провести беседы с сотрудниками, проанализировать деятельность филиалов и представительств.

Помимо ФНС, с выездной проверкой на предприятие могут прийти инспекторы и других служб.

Проверьте в Системе Глобас есть ли ваша компания или компания-контрагент в сводном плане проверок Генеральной прокуратуры, чтобы заранее подготовиться к визиту госорганов. В Глобас доступен полный перечень проверок, по многим из них уже готовы заключения инспекторов.

Критерии риска для оценки выездной налоговой проверки

Снизить риск встречи с налоговым органом в рамках выездной проверки можно путем учета критериев, которым следуют инспекторы ФНС при выборе кандидатов для своего визита. Аналогичные критерии стоит применять и для оценки своих контрагентов.

Разберем некоторые из них:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой.
  2. Среднемесячная заработная плата на одного сотрудника ниже среднеотраслевой.
    Если показатели не соответствуют средним значениям по отрасли в регионе, то повышается вероятность выездной налоговой проверки.
  3. Превышение расходов над доходами на протяжении нескольких налоговых периодов.
    Если бизнес показывает стабильные убытки, ФНС может предположить сокрытие владельцами доходов или желание ликвидировать организацию.
  4. Перерегистрация налогоплательщика в ИФНС.
    «Миграция» между налоговыми органами может трактоваться инспекторами как попытка избежать проверок и уклониться от налогообложения.
  5. Заключение сделки с сомнительными контрагентами.
    Проверка делового партнера перед заключением договора должна обязательно проводиться и тщательно фиксироваться.

Это основные критерии, на которые обращает внимание ФНС при планировании визита с проверкой на предприятие. Однако полный перечень гораздо шире. Утвержден он приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ФНС России в виде «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Пользователям Системы Глобас доступны готовые отчеты по предприятиям, где помимо официальных критериев ФНС анализируется множество косвенных факторов, на которые дополнительно обращает внимание налоговый инспектор. Проверяется 90 критериев ФНС и 120 критериев полного комплаенс-контроля. Скачайте готовый отчет по собственной компании или по вашим контрагентам и оцените степень риска выездной налоговой проверки.

Если вы еще не являетесь подписчиком Глобас, оформите заявку на тестовый доступ, и проверьте, нет ли среди ваших контрагентов лиц с повышенным риском, с которыми лучше пересмотреть факт сотрудничества.